Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)

Донова Галина Анатольевна

В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким, живым и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Вашему вниманию хочу представить нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ.

Как оценить уровень знаний учащихся без отметок на уроках ОРКСЭ? Для решения данной проблемы предлагаю мотивировать обучающихся, применяя нестандартные приемы работы с текстом, активно использую свой любимый приём «Составление лэпбука». Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности. Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики - секретики, мини-книжки - гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так  и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравится).

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи, решать их, но главное, видеть понял ли ребёнок тему урока.

Следующий приём- это Скрайбинг - новейшая техника презентации. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах каждого ряда. Скрайбинг- дает возможность передать информацию быстро и качественно донести её до учащихся. Использование скрайбинга на уроках ОРКСЭ помогает учащимся наглядно представить отвлеченное понятие, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала.

Третий приём - это работа над притчами. На каждом уроке я веду с детьми «Словарик этики», в который учащиеся записывают слова, которые помогают дать характеристику героя и его поступка. Чтобы сделать работу над притчами более эффективной использую следующие способы: обсуждение основной идеи и смысла притчи, сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы, придумать название притчи, притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться), выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием, инсценировка притчи, загадка, на которую нужно дать ответ, подбор пословиц, поговорок, сравнение с басней (определить), найти или предложить вставить пропущенные слова.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ является основной, т.к. позволяет получать, трансформировать и преобразовывать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного занятия. Используя деятельностные приёмы и методы, учащиеся овладевают основными компетенциями, определёнными ФГОС НОО, среди которых и освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; и использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; и овладение навыками смыслового чтения текстов; и овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации. Умения и навыки, приобретённые в рамках изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ, должны стать прочной образовательной платформой для выпускника начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроке

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности». Новое качество обучения требует разрабо...

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...

Статья " Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения".

Поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО....

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.

Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при  решении разного вида задач....

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...