Продуктивное чтение на уроках математики в начальной школе
статья по математике

Вилочкова Лариса Ивановна

Методическая статья в которой описаны этапы работы над задачей с использованием технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prduktivnoe_chtenie.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Продуктивное чтение на уроках математики в начальной школе»

Целью современной школы является личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В особой степени это относится к математическому образованию.  Математическое образование, соответствующее стандартам нового поколения направлено на «формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности». Широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом открывает работа с текстовой задачей. Эта работа позволяет не только развивать словеснологическое мышление, но и учит детей конструировать и рассматривать математические модели.

Высокий уровень мыслительной способности выявляется у детей, делающих свои открытия при решении задач. Технология продуктивного чтения при решении задач играет одну из ведущих ролей в формировании грамотной математической речи и универсальных учебных действий младших школьников.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.


I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. 

Таким образом, общий алгоритм работы с любым из трёх видов текстов на уроках математики таков:

1. Предположения, о чём пойдёт речь в тексте (это относится к 1–му и 2-му виду текстов).

2. Изучающее чтение с карандашом в руках, подчёркивание основной информации (все виды текстов)

3. Перевод основных единиц информации из вербального вида в условно–схематический (рисунок, схема, краткая запись).

4. Обсуждение и разъяснение смысла полученной информации.

5. Формулирование алгоритма действий (задания, правила, текстовые

задачи).

    С первого класса решение текстовых задач сопровождаться развитием умений, позволяющих осознанно читать и понимать текст (всю заложенную в нем информацию, а также читать, понимать, строить и применять вспомогательные модели.  Для этого на уроках математики, как и на уроках обучения грамоте, литературного чтения, идёт кропотливая работа с текстом, со словом.  Обучающиеся учатся находить и выделять слова – помощники, несущие основную смысловую нагрузку, что помогает нарисовать в воображении заданную ситуацию, а также представить содержание задачи через вспомогательные модели, удобные для составления решения.

В 1-м классе главная задача педагога - умело организовать и направить работу по анализу текста задачи с помощью наводящих вопросов. Очень важно научить детей находить и выделять (если можно подчеркивать) главные - опорные слова, соотносить их с готовой схемой.  Такое продвижение к пониманию смысла задачи идёт в ходе коллективного обсуждения, через диалог. Вовлекать в него надо всех учеников, особенно тех, кто готов только повторить уже сказанное. Этому и помогают готовые схемы задач.

   В 1-м классе используется следующий алгоритм действий по анализу задач:

1. Чтение текста «про себя» детьми. Подчёркиваем основную информацию. Это все числа, описанные в задаче, слова, поясняющие эти числа и главный вопрос задачи. Дети не только могут, но и должны помогать друг другу искать эту информацию. На этом этапе можно организовать работу в парах.

2. Я организую опрос детей на тему «Какую информацию нашли?». При этом выписывает на доску без обсуждений любую названную информацию.

Например, на одном из уроков математики была предложена для решения задача: На клумбе было 20 тюльпанов. Для букета срезали 15 тюльпанов. Сколько тюльпанов осталось на клумбе?

Выбирая необходимую для анализа задачи информацию, ученики без труда назвали все числовые данные и множество важных, по их мнению, слов-помощников:  в букете, было, срезали, осталось, тюльпаны.     

3. Я организовываю беседу с детьми, побуждая их к анализу и оценке информации, вынесенной на доску (верно она записана, неверно, нужна, не нужна и т. д.)

После обсуждения текста на доске остались слова: было, срезали, осталось, тюльпаны и числовые данные.     

4. Я вместе с детьми отбирает из того, что написано на доске, только самую необходимую информацию и организовывает краткую запись.

 Было -20 т.

Срезали -15 т.

Осталось - ? т.

5. В случае необходимости, если в классе есть хотя бы один ученик,

который не в состоянии от этой краткой записи перейти к решению задачи, я организую деятельность детей по созданию наглядно –  модели к задаче.

______20т.____________                    

  15 т.                ? т.

Это может быть, как схема, так и схематический рисунок, а также сочетание этих моделей. Дети сами под руководством учителя выстраивают внятную для них наглядную опору.

6. Запись плана решения задачи (при решении составных задач), выбор действий в диалоге всех детей класса в виде пиктограмм.

При такой работе происходит развитие коммуникативных умений (понимать собеседника), интеллектуальных (извлекать информацию), оценочных (в случае если анализ текста порождает оценочные суждения), организационные умения (работать по плану).

При работе над задачами я также использую и другие методические приемы:

- Приём преобразования вопроса. (Например, измени вопрос к задаче так, чтобы задача решалась в 2 действия);

- Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью. (Например, подумай, что можно изменить в тексте задачи, чтобы выражение 20 - 5  было её решением).

- Приём сравнения используется для приобретения опыта математического анализа текстов учебных заданий, в том числе и задач.

Например: «Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем различаются?»

У Васи было 12 марок, а у Пети на 4 марки больше. Сколько марок было у Пети?

У Васи было 12 марок, а у Пети на 4 марки меньше. Сколько марок было у Пети?

Сравнивая тексты задач, ученик устанавливает, что в них сюжет, числовые данные и вопрос одинаковые, но различаются задачи условием: в одном случае на 4 марки больше, а во втором на 4 меньше.

Приём сравнения способствует развитию умения выделять признаки и, ориентируясь на них, сравнивать предметы.

- Приём поиска и выделения необходимой информации из графической модели, схемы.

- Приём дополнения условия задачи. 

 Например, выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный вопрос.

- Приём «Вставь пропущенные …» напоминает задание с «окошками».

Инструкции при его использовании могут быть такими: «Вставь пропущенные слова в текст задачи. Вставь пропущенные числа в текст задачи. Вставь пропущенные цифры. Вставь пропущенные знаки действий в решение задачи. Вставь пропущенные слова в правило. Вставь пропущенные слова в определение. Вставь пропущенные слова в таблицу, составленную по диаграмме». 

Для того чтобы научить детей внимательному вычитыванию условия и вопроса, следует включать в содержание уроков и предлагать для решения задачи с излишними или недостающими данными.

Практически на каждом уроке математики провожу минутку смекалистых, в ходе которой включаю в урок решение нестандартных задач, начиная с задачи-шутки, задачи-сказки, старинных задач и т.п. Нестандартные задачи стимулируют мыслительный процесс, заставляют рассматривать условие задачи с разных точек зрения, вырабатывают диалектичность мышления у учащихся.

Если же решать на уроках только типовые задачи – это не раскроет личность ребенка, поскольку в этом случае самооценка и оценка его способностей учителем будет зависеть, главным образом, от прилежания и старательности, но не учитывать проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, анализу и т.д.

Решение текстовых задач с использованием приёмов смыслового продуктивного чтения, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что, решая задачу, что-то не получится, а наоборот, поможет им оценить в себе по достоинству смелость и трудолюбие, доставит им истинное удовольствие от самого процесса работы над задачей.

Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом. 

Технология продуктивного чтения связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях как синтез и анализ, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приемами мышления или приемами умственных действий.

Продуктивные приемы - это приемы, которые связаны с активной работой мышления через использование приемов умственных действий (анализ и синтез, классификация, аналогия, обобщение). В окружающей жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними - это задачи. 

И в заключении добавлю, что учитель должен быть готов к обсуждению всех заложенных в текстовые задачи возможностей для поиска решения. Значит, он должен понимать важность организации диалога при работе с разными видами математических текстов. И тогда к 4 - му классу дети смогут полностью самостоятельно читать, анализировать текстовые материал задачи, составлять различные вспомогательные модели и предлагать разные способы решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

В статье представлены различные приемы работы с текстами   с применением методики продуктивного чтения на уроках математики в 1 классе....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

Презентация к статье "Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе"...

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе

презентация натему "Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики" в начальной школе...

Статья "Продуктивные задания при решении задач на уроках математики в начальной школе".

Для формирования УУД, достижения метапредметных результатов необходимо изменить подходы к организации образовательного пространства, а именно- предоставить учащимся возможность самостоятельно приобрет...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе"

Технология продуктивного чтения при решении задач играет одну из ведущих ролей в формировании грамотной математической речи и универсальных учебных действий младших школьников. В работе рассмотрены пр...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....