Главные вкладки

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе
    учебно-методический материал (1 класс) на тему

    Соловьева Ирина Владимировна

    В статье представлены различные приемы работы с текстами   с применением методики продуктивного чтения на уроках математики в 1 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл produktivnoe_chtenie_2.docx26.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

      Современная школа должна подготовить ученика к самостоятельной деятельности, чтобы в жизни он стал успешным человеком. Но за всеми своими успехами оставался Человеком. И в этом должна ему помочь успешная школа, в которой и дети, и педагоги, и родители вместе принимают решения в неопределенных ситуациях.

    Современный человек живет в условиях изобилия информации.

    Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых

    невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов.

    Основой учебников математики Образовательной системы «Школа

    России» () является развитие умений учащихся преобразовывать текст учебного задания в удобную для восприятия информации и упрощающую процесс поиска решения вспомогательную модель. Необходимость такой работы обуславливается особенностями мышления детей данного возраста: наглядно-действенного и наглядно-образного.

    Сегодня начальная школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который поставил задачу освоения учащимися умений полноценного чтения. Что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

    Проблема современных детей в том, что они не вчитываются в тексты, не понимают смысла прочитанного.

    Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской или Технология продуктивного чтения. 

    Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, математики и окружающего мира.

    Я расскажу, о применении  этой технологии на уроках математики .

    В 1-ом классе на уроках математики мы начинаем систему работы с учебно–научными текстами. Это происходит на текстах 3–х видов:

    -тексты задания;

    -тексты правил и определений;

    -тексты текстовых задач.

    Работа со всеми тремя видами текстов на уроке предполагает взаимодействие детей в диалоге, так как текст надо не только прочесть, но и понять, а затем использовать извлечённую из него информацию.

    Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. 

    Таким образом, общий алгоритм работы с любым из трёх видов текстов на уроках математики таков:

    1. Предположения, о чём пойдёт речь в тексте (это относится к 1–му и 2-му виду текстов).

    2. Изучающее чтение с карандашом в руках, подчёркивание основной информации (все виды текстов)

    3. Перевод основных единиц информации из вербального вида в условно–схематический (рисунок, схема, краткая запись).

    4. Обсуждение и разъяснение смысла полученной информации.

    5. Формулирование алгоритма действий (задания, правила, текстовые

    задачи).

    Широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом на уроке математики открывает текстовая задача.

       В 1-м классе используется следующий алгоритм действий по анализу задач:

    1. Чтение текста «про себя» детьми. Подчёркиваем основную

    информацию. Это все числа, описанные в задаче, слова,

    поясняющие эти числа и главный вопрос задачи. Дети не только могут, но и должны помогать друг другу искать эту информацию. На этом этапе можно организовать работу в парах.

    2. Педагог организовывает опрос детей на тему «Какую информацию

    нашли?». При этом выписывает на доску без обсуждений любую названную информацию.

    Например, на одном из уроков математики была предложена  для решения задача:  На клумбе было 15 тюльпанов. Для букета срезали 5 тюльпанов. Сколько тюльпанов осталось на клумбе?

    Выбирая необходимую для анализа задачи информацию, ученики без труда назвали все числовые данные и множество важных, по их мнению, слов-помощников:  в букете, было, срезали, осталось, тюльпаны.     

    3. Педагог организовывает беседу с детьми, побуждая их к анализу и

    оценке информации, вынесенной на доску (верно она записана, неверно, нужна, не нужна и т. д.)

    После обсуждения текста на доске остались слова: было, срезали, осталось, тюльпаны и числовые данные.     

    4. Педагог вместе с детьми отбирает из того, что написано на доске, только самую необходимую информацию и организовывает краткую запись.

     Было -15 т.

    Срезали -5 т.

    Осталось - ? т.

    5. В случае необходимости, если в классе есть хотя бы один ученик,

    который не в состоянии от этой краткой записи перейти к решению задачи, педагог организует деятельность детей по созданию наглядно –схематической модели к задаче.

    ______15т.____________                    

      5 т.                ? т.

    Это может быть как схема, так и схематический рисунок, а так же сочетание этих моделей. Дети сами под руководством учителя выстраивают внятную для них наглядную опору.

    6. Запись плана решения задачи (при решении составных задач), выбор действий в диалоге всех детей класса в виде пиктограмм.

    При такой работе происходит развитие коммуникативных умений (понимать собеседника), интеллектуальных (извлекать информацию), оценочных ( в случае если анализ текста порождает оценочные суждения), организационные умения ( работать по плану).

    При работе над задачами я также использую  и другие методические приемы:

    - Приём преобразования вопроса. (Например: измени вопрос к задаче так, чтобы задача решалась в 2 действия);

    - Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью. (Например: подумай, что можно изменить в тексте задачи, чтобы выражение 15-10  было её решением).

    - Приём сравнения используется для приобретения опыта математического анализа текстов учебных заданий, в том числе и задач.

    Например: « Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем различаются?»

    У Васи было 10 марок, а у Пети на 5 марок больше. Сколько марок было у Пети?

    У Васи было 10 марок, а у Пети на 5 марок меньше. Сколько марок было у Пети?

    Сравнивая тексты задач, ученик устанавливает, что в них сюжет, числовые данные и вопрос одинаковые, но различаются задачи условием: в одном случае на 5 марок больше, а во втором на 5 меньше.

    Приём сравнения способствует развитию умения выделять признаки и, ориентируясь на них, сравнивать предметы.

    - Приём поиска и выделения необходимой информации из графической модели, схемы.

    - Приём дополнения условия задачи. 

     Например: выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный вопрос.

    - Приём « Вставь пропущенные …» напоминает задание с «окошками».

    Инструкции при его использовании могут быть такими: « Вставь пропущенные слова в текст задачи. Вставь пропущенные числа в текст задачи. Вставь пропущенные цифры. Вставь пропущенные знаки действий в решение задачи. Вставь пропущенные слова в правило. Вставь пропущенные слова в определение. Вставь пропущенные слова в таблицу, составленную по диаграмме». 

    Для того чтобы научить детей внимательному вычитыванию условия и вопроса, следует включать в содержание уроков и предлагать для решения задачи с излишними или недостающими данными.

    Практически на каждом уроке математики провожу минутку смекалистых, в ходе которой включаю в урок решение нестандартных задач, начиная с задачи-шутки, задачи-сказки, старинных задач и т.п. Нестандартные задачи стимулируют мыслительный процесс, заставляют рассматривать условие задачи с разных точек зрения, вырабатывают диалектичность мышления у учащихся.

    Если же решать на уроках только типовые задачи – это не раскроет личность ребенка, поскольку в этом случае самооценка и оценка его способностей учителем будет зависеть, главным образом, от прилежания и старательности, но не учитывать проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, анализу и т.д.

    Решение текстовых задач с использованием приёмов смыслового продуктивного чтения, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что решая задачу, что-то не получится, а наоборот, поможет им оценить в себе по достоинству смелость и трудолюбие, доставит им истинное удовольствие от самого процесса работы над задачей.

    Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

    Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

    "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе».

    Методическая разработка содержит дифференцированные задания по математике, позволяющие организовать учебный процесс, создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся....

    Мастер - класс "Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе"

    Технология продуктивного чтения при решении задач играет одну из ведущих ролей в формировании грамотной математической речи и универсальных учебных действий младших школьников. В работе рассмотрены пр...

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

    В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

    Презентация к статье "Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе"...

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

    Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...