Использование технологии проблемного диалога на уроках математики в начальной школе
методическая разработка по математике

Ветрова Анастасия Артуровна

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, является поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования).  В связи с этим изменились и главные цели образования: от передачи ученикам готовых знаний к развитию их «креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций и способности к самообучению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_po_matematike.docx78.87 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Использование технологии проблемного диалога

на уроках математики в начальной школе

2021 год

Содержание  методической разработки

Введение ……………………………………………………………………………………...3 - 4

  1. Теоретические основы технологии проблемного диалога………………...……....5-17

§1. Понятие проблемно-диалогическое обучение   …………………………………………..5

§2. Технология проблемного диалога …………………………………………………….... 5-6

         2.1.Методы постановки учебной проблемы ………………………………………...7-12

         2.2.Методы поиска решения проблемы…………………………………………….12-14

         2.3.Особенности организации………………………………………………… …….14-18

  1. Описание опыта работы по использованию технологии проблемного диалога

 на уроках математики ……………………………………………………………..19-27

Заключение……………………………………………………………………………..28

Источники информации…………….…………………………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, является поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования).  В связи с этим изменились и главные цели образования: от передачи ученикам готовых знаний к развитию их «креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций и способности к самообучению» [1]

   В современных условиях задача учителя- показать младшему школьнику путь к познанию, научить его учиться. От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников  комплекс УУД? Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? Когда дети осуществляют творческую деятельность, активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу? Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы. Одной из технологий, которая успешно формирует логическое мышление и речь, активизирует творческие способности, организационные умения является технология проблемно-диалогического обучения. Анализ литературы позволяет определить проблемно – диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем

Всё вышеизложенное является актуальным обоснованием темы моей методической разработки: «Использование  технологии проблемно диалога на уроках математики в начальной школе».

Технология проблемно-диалогического обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.Она построена на принципах развивающего обучения и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

_____________________________________________________________________________

1 ФурсенкоА.А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации/ А.А. Фурсенко.-М.,2004- с.18.

Организация проблемно-диалогического обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной ситуации.
Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний. Цель данной методической разработки:  раскрыть возможности технологии проблемного диалога  как средства формирования личностного развития обучающихся и повышение качества их обученности.

Исходя из этого, основные задачи предполагают:

  •  выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы технологии проблемного диалога  как общепедагогической технологии;
  • обосновать возможность и необходимость применения технологии проблемного диалога на уроках математики
  •  представить разработки конспектов с применением технологии проблемного диалога

 Предлагаемая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В введении рассматривается актуальность  разработки. В первой главе рассматривается понятие «педагогическая технология» и «технология проблемного диалога»; во второй главе- особенности применения технологии проблемного диалога на уроках математики. В заключении делаются выводы о возможности использования опыта педагога, а также определяются проблемы и направления дальнейшей работы.

Опыт работы показал, что в результате использования диалогических методов постановки проблемы при обучении младших школьников математике ученики научатся в сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, что способствует достижению планируемых результатов начального общего образования. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует, решает проблемы, строит логические выводы, развивает навыки вдумчивой работы с информацией. Практическая значимость состоит в том, что разработанные конспекты уроков  с использованием технологии проблемного диалога могут использоваться в процессе обучения преподавания математики в начальной школе.

I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

§1 Понятие проблемно-диалогическое обучение

Теория проблемно-диалогического обучения разрабатывалась в отечественной и мировой  педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная  отрасль педагогической науки. Чем вызвано ее возникновение?

Можно указать несколько причин. До середины 50-х годов методы обучения исследовались с точки зрения деятельности учителя. Но позже пришли к выводу, что обучение – бинарный, двусторонний процесс, что при изучении этого процесса важно исследовать и деятельность учителя, и деятельность учащихся. Появилось несколько концепций деятельности обучаемых в учебном процессе. Одной из таких концепций является и теория  проблемного обучения. Возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса. Вторая причина возникновения теории проблемного обучения-общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно- технической революции. Ещё в 60 годы неоспоримо доказали, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы непременно в диалоге с учителем. В трудах А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина одновременно утверждается принцип проблемности и диалогичности учебной деятельности.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M.Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний[1]

Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение .

§2 Технология проблемного диалога

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество- это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности.

Проблемно- диалогическое обучение – тип обучения обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками  посредством специально организованного учителем диалога

В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы  и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирование темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово диалогическое означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально-организованного учителем диалога.

При использовании технологии проблемного диалога на уроках учитель посредством диалога ставит учебную проблему, а затем посредством диалога (подводящего или  побуждающего организует поиск решения («открытие») знания.

Структура проблемного урока.

Цели

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

з

н

а

н

и

я

введение

постановка учебной проблемы - формулирование вопроса

поиск решения – открытие нового знания

воспроизведение

выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

реализация продукта – представление продукта учителю и классу

При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами.

Методы обучения при использовании технологии проблемного диалога

Методы

Проблемно-диалогические

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий  без проблемы диалог

2.1 Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждающий от проблемной ситуации диалог – представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Основные приемы

Приемы создания проблемной ситуации

Описание приема

1.Одновременно предъявлять ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

Что вас удивило?

Что интересного вы заметили?

Какие факты на лицо?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько в классе мнений?

Почему так получилось?

3.Учащимся предлагается вопрос  или практическое задание на ошибку

Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4.Учащимся предлагается задание не сходное  предыдущим

Почему вы не смогли выполнить задание?

Чем оно не похоже на предыдущие?

ПРИЕМ 1

Урок по теме:  «Числа и цифры. Римские цифры»

Учитель

Учащиеся

-В одной старинной книжке Петя увидел рисунки. Рассмотрите их. Сосчитайте число предметов на каждом рисунке. Разбейте рисунки на группы  по количеству предметов .(предъявление 1 факта)

-Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе. (предъявление 2 факта)

- Что вы заметили?

-Подумайте, что могут означать записи под рисунками? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какова же сегодня тема урока? (побуждение к формулировке проблемы)

Считают число предметов на рисунке.

Выполняют разбиение

-Записи под рисунками разные. Одно и то же число предметов на рисунке, а записи разные.

-Записи могут означать числа, записанные разными знаками (цифрами)

-Числа и цифры(учебная проблема как тема)

ПРИЕМ 2

Этот прием целесообразно использовать при ознакомлении учащихся с различными способами решения уравнений, задач, вычислений.

Урок по теме:  «Задачи в два действия» (решение задач различными способами)

Учитель

Учащиеся

- Прочитайте задачу

-Петя и Катя решили эту задачу по- разному. Рассмотрите их решения.

-Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия.)

- Какой же вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

-Испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации)

Два мнения (осознания противоречия)

-Кто прав? Можно ли задачу решить разными способами? (учебная проблема как вопрос)

ПРИЕМ 3

Этот прием целесообразно использовать при изучении величин и единиц их измерения.

Урок по теме:  «Длина»

Учитель

Учащиеся

- Измерьте длину полоски с помощью мерки (у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, мерки на разных столах разные) (задание на ошибку)

-Давайте сравним длину ваших полосок. (предъявление действительного  факта)

-Итак, что вы сказали сначала?

-А что оказывается на самом деле? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой возникает вопрос? (побуждение формулированию проблемы)

Учащиеся измеряют полоски и называют свои ответы (3,4,6)

Учащиеся сравнивают длину полосок наложением. (возникновение проблемной ситуации)

Полоски разной длины

Все полоски одинаковой длины.(осознание противоречия)

Как можно сравнить длины полосок, отрезков? (учебная проблема как вопрос)

ПРИЕМ 4

Этот прием можно использовать  при ознакомлении учащихся с новыми вычислительными приемами.

Урок по теме:  «Табличное сложение»

Учитель

Учащиеся

Найдите значения выражений: 5+4, 8+2, 3+7, 9+5 (последнее выражение не сходное с предыдущими).

-Вы смогли выполнить задание?

-В чем затруднение? Чем это задание  не похоже на предыдущие? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какова сегодня тема урока? (побуждение к формулированию проблемы.)

При нахождении значения 9+5 выражения учащиеся испытывают затруднение (возникает проблемная ситуация).

Нет, не смогли

Здесь надо сложить два числа сумма которых больше 10. Мы такие задания еще не выполняли (осознание противоречия)

Сложение двух чисел, сумма которых больше 10 (учебная проблема как тема урока)

Подводящий диалог – представляет собой систему вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.

Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни.

Урок по теме: «Прямая и кривая линии»

Учитель

Ученики

На доске 5 рисунков (3 прямых и 2 кривых линии синего и красного цветов).

-Помогите Кате и Лене разбить линии на доске на группы.(одобряются оба варианта разбиения. Предлагает посмотреть на вариант разбиение линий по форме)

Какие названия вы можете придумать для каждой группы линий?

Над какой темой мы будем работать?

Дети предлагают два варианта разбиения: по цвету, по форме (выполняются у доски)

Прямые, кривые.

Прямые и кривые линии.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть  использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал.

Второй прием «Актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможность использовать приобретенные знания в жизни.

ПРИЕМ «ЯРКОЕ ПЯТНО»

Урок по теме: «Число 10»

Учитель

Ученики

Сегодня мы познакомимся с числом, о котором С.Я. Маршак сказал:

Цифра вроде буквы О-

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это -…..

-Кто догадался, о каком числе идет речь?

Слушают

Число 10 (тема урока)

ПРИЕМ «АКТУАЛЬНОСТЬ»

Урок по теме «Числа от 1 до 20»

Учитель

Ученики

- Мы научились читать и записывать числа от1 до 10, складывать и вычитать.

-Взгляните на циферблат часов.

-А какое сегодня число?

-Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам?

-Записать любое число месяца?

Найти любую страницу в книге?

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Знакомиться с новыми числами

Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации.  При этом исследователь испытывает чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет  его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать  учеников противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависит весь дальнейший ход урока открытия  нового знания и возникновение у желания усвоить это новое знание. Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.

 Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился  эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока- при столкновении с вполне конкретным противоречием. Все проблемные ситуации можно разделить на два типа:

  • возникшие « с удивлением»
  • возникшие «с затруднением»

С затруднением( проблема=цель, решение=результат в действиях)

С удивлением (проблема=вопрос, решение=открытие знаний)

Прием 1

Прием 2

Прием 3

Прием 4

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  • в форме темы урока
  • в форме не совпадающего с  темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание.

Поставить учебную проблему- значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Описанные приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их заинтересовал учитель.

2.2 Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог –представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой.При выдвижение гипотез побуждающий диалог выглядит так: «Какие есть гипотезы?». При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?». При решении практических задач: «Как нам проверит эту гипотезу?»( дается подсказка к плану проверки)

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К любым гипотезам

-Какие есть гипотезы?

К аргументу, контраргументу

-Согласны с гипотезой?

Почему?

К плану проверки

-Как можно проверить эту гипотезу

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу, контраргументу

К плану проверки

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента, контраргумента

Плана проверки

Поиск решения проблемы ( результат в действиях/ открытие знаний)

  1. Сформулировать свое решение проблемы (правило, алгоритм, понятие, описание закономерности), к которому с помощью учителя смогут прийти ученики.
  2. Выбрать источник  информации для решения проблемы

-подобрать материал, из которого можно вычитать решение проблемы с помощью      продуктивного чтения (технология продуктивного чтения)

- подобрать материал, в котором содержатся основания для логического вывода по проблеме, но не само решение в готовом виде.

      3. Построить подводящий диалог по поиску решения проблемы, чередуя

          -фронтальные вопросы («Как вы думаете?»)

         - вопросы для работы в парах («Обсудите и скажите….»)

         - индивидуальные задания (обучить алгоритму выполнения  продуктивных заданий)

Алгоритм выполнения продуктивных заданий

  • Осмыслить цель задания
  • Найти нужную для решения информацию
  • Преобразовать информацию в свое решение
  • Записать решение или устный ответ

Составить опорный сигнал, который будет появляться на доске по мере решения проблемы.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог: подводящий от проблемы диалог: подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

2.3 Особенности организации

Технология проблемного диалога позволяет учащимся самостоятельно «открывать знания» заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знания».

Модель проблемно- диалогического урока математики в ОС «Школа2100»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Самоопределение к деятельности

Включение детей в урок

«Хочу» «Могу»

 Актуализация  знаний

(5-7 минут)

форма диалога

«ученик-ученик»

Воспроизведение знаний необходимых для усвоения нового знания:

  • тренинг мыслительных операций
  • Самостоятельно формулируют задания (все задания необходимого уровня)

Поочередно придумывают задания и контролируют полученный результат.

Формулируют уже известные понятия и алгоритмы действий.

Создание проблемной ситуации

(3-5 минут)

форма диалога

«учитель-ученик»

Задания ( в основе выполнения лежит неизученный пока алгоритм)

Выполняют задания, сверяют результаты и приходят к выводу, что не могут сделать этого

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

(1-2 минуты)

форма диалога

«учитель-ученик»

- Какой возникает вопрос?

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

- Какая будет тема урока?

Формулируют учебную проблему( вопрос или тему)

Открытие нового знания

(3-5 минут)

форма диалога

«учитель-ученик»

Через сравнительный анализ, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно формули-

руют новое понятие и выводят окончательное.

Формулирование нового знания

(1-2 минуты)

форма диалога

«учитель-ученик»

Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно.

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, выводят окончательную, воспроизводя ее в удобных и понятных для себя терминов.

Первичное применение нового знания

(2-3 минуты)

форма диалога

«учитель-ученик»

Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснить и выполнить задание.

Объясняют задание, формулируя необходимый алгоритм действия.

Сверяют полученные результаты и определяют ошибки.

Самостоятельная работа

(3-5 минут)

форма диалога

«ученик-ученик»

Применение нового знания (работа в парах, группах)

Самостоятельно выполняют задание, обсуждают, анализируют ошибки.

Повторение и закрепление изученного ранее

(до 15 минут)

Выбирает задания, которые наиболее эффективны для данного класса в данный момент

Работают по заданию учителя.

Итог урока

(1-2 минуты)

форма диалога

«учитель-ученик»

Просит детей ещё раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных целей.

Домашнее задание

(1-2 минуты)

форма диалога

«учитель-ученик»

Называет задания для домашней работы(обязательные, инвариант)

Определяют для себя инвариантную и вариантную часть

 Ученики в большинстве случаев обладают  наглядно- образным мышлением и почти не обладают мышлением абстрактным и логическим. Математика же строится именно на абстракции и логике, поэтому реальная взрослая математика сложна для учеников. Именно поэтому исторически сложилось так, что мы обучаем в младших классах решению только тех задач, где объекты изучения можно проиллюстрировать или опереться на реальные, представимые детьми жизненные картинки ( ситуации).

Однако, как показывает педагогическая практика, этого мало. Необходимо  научить детей формулировать и задавать возникающие при этом вопросы и адекватно оценивать полученные ответы, и на основе полученной таким образом информации находить решение поставленной задачи. При этом важно, чтобы дети не воспроизводили чужое решение, а участвовали в поиске решения вместе с другими учениками.  Все это способствует развивать у детей самостоятельную деятельность( задавать вопросы). А что бы всего этого достичь надо использовать на уроках проблемно- диалогическую технологию, но сначала надо научить детей  вести диалог. Такая деятельность возможна только при работе в парах, группах. Работая, таким образом, учащиеся имеют возможность общаться не только со своим партнером, но и задавать вопросы  «консультантам»

Алгоритм работы в парах

  1. Педагог делит детей на пары.
  2. Педагог объясняет детям, что всю работу они будут выполнять вместе
  3. Педагог говорит задание и просит детей посовещаться в парах,объяснить, что здесь надо сделать.
  4. Педагог просит договориться, кто будет отвечать (второй человек в паре дополняет)
  5. Педагог выслушивает мнение 2-3 пар и окончательно формулируется формулировка задания
  6. Обсуждается вопрос  « как мы будем выполнять задание».Результат обсуждения фиксируется на доске(  план действий).
  7. Дети выполняют задания, помогая друг другу.
  8. Проверка результатов осуществляется в парах. Оцениваются работы (исправление и корректировка)

Помимо работы в парах на уроках математики необходимо  вовлекать учащихся в диалог и использовать формы работы ученик - ученики. По сути, это игра в учителя и учеников.

Алгоритм работы в диалоге «ученик -ученики»

  1. Педагог выносит на доску опору для формулирования задания
  2. Педагог обращается к детям с просьбой придумать задания к тому, что на доске и называет учащегося, к которой будет обращен вопрос
  3. Всех учащихся педагог просит оценить вопрос с точки зрения  его понятийности и возможности на него ответить, а ответ – с точки зрения его ясности и правильности.
  4.  Учащийся , придумавший вопрос или задание, задает его, выбранный ученик отвечает.
  5. Класс оценивает работу

Для любого учителя является очевидным тот факт, что детей необходимо учить читать. На умении читать и осознанно работать с извлеченной из текста информации основывается готовность человека к обучению не только в основной школе,  но и вообще в течение всей жизни. На уроках  математике раньше основным приоритетом было не качественность работы, а количество решенных задач. Большое количество задач следует давать, только после того  как изучены основные приемы работы с ними. В учебниках математики ОС «Школа 2100»  прослеживается  система работы с учебно- научным  текстом. Эта работа происходит на текстах 3 видов:

  • тексты заданий
  •  тексты правил и определений
  •  тексты текстовых задач

Работая с данными видами текста, происходит взаимодействие детей в диалоге, так как текст надо не только прочитать, но и понять, а затем использовать извлеченную из него информацию. Использование  из текста  всегда сопряжено с выстраиванием плана работы

Алгоритм работы с текстами

  1. Предположения, о чем пойдет речь в тексте ( 1-ый, 2-ой виды текста)
  2. Изучающее чтение с карандашом в руках, подчеркивание основной  информации
  3. Перевод основных единиц информации из вербального вида в условно – схематический
  4. Обсуждение и разъяснение смысла полученной информации
  5. Формулирования алгоритма действий (задания, правила, текстовые задачи)

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

II ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить  через поиск. Поэтому технология проблемно-диалогического обучения во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.

Большой потенциал для  применения данной технологии являются уроки математики. В области изучения математики программа выделяет такие цели:

  • Использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении.
  • Производить вычисления  для решений в различных жизненных ситуациях.
  • Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики.
  • Формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации.
  • Работать в соответствии с заданными алгоритмами.
  • Вести поиск информации, преобразовывать ее в удобные для изучения и применения формы

        Именно на уроках математики использование диалогических методов отводится приоритетная роль. Ученики учатся высказывать собственное мнение, ясно, доказательно, уверенно. Также понимают, что чрезвычайно важно и умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. То есть, создаются все условия для формирования личности, которая, не боится мыслить и высказываться.

        Опыт работы показывает, что уроки, построенные с учетом выбранной для исследования технологии проблемно-диалогического обучения, наиболее полно помогают  обучающимся в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи, преобразовывать  практическую задачу в познавательную, что способствует достижению планируемых результатов начального общего образования.

        

Фрагмент урока по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

(учебник «Моя математика» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П. Тонких)

 На данном уроке подвела учеников к постановке проблемы через задания устного счёта. Данное задание вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Проблемная ситуация

На этапе актуализации знаний ученикам предлагается задание:

5х6=                           10х3=                   14х3=

8х3=                           20х2=                   17х4=

7х5=                           30х3=                   18х3=

Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата 3 столбика?

Ученики: Мы еще такие примеры не решали.

Учитель: Что вызвало у вас затруднение.

Ученики: Мы еще не умеем умножать двузначное число на однозначное

Учитель: Кто догадался, какая тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное

Поиск решения проблемы( поиск решения осуществляется работой в группах)

Учитель: Я вам предлагаю решить выражение 18х3

(ученики работают в группах и выдвигают свои версии (гипотезы), далее выслушиваются  мнения всех групп и с помощью подводящего диалога выбирается правильный вариант решения.)

Учитель: Какой вариант наиболее удобный?

Ученики: Тот, который основан на знаниях таблицы умножения.

Учитель: Какие выражения из устного счета помогли бы найти значение данного выражения?

Ученики: 10х3 и 8х3

Учитель: Почему?

Ученики:  18 это 10+8

Учитель: Я вам предлагаю составить алгоритм «Умножение двузначного числа на однозначное» (работают в парах и восстанавливают рассыпанный алгоритм)

Алгоритм

1.Заменяю 1 множитель суммой разрядных слагаемых.

2.Записываю новое выражение.

3.Умножаю 1 слагаемое на число.

4. Умножаю 2 слагаемое на число.

5. Складываю произведения.

6.Нахожу результат.

            Фрагмент  урока математики по теме: «Порядок действий в выражении»

 ( учебник «Моя математика» 2 класс,2 часть, Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П. Тонких)

С помощью побуждающего диалога и создание проблемной ситуации «с удивлением»  (Учитель предъявляет классу противоречивые факты) ученики формулируют тему урока, а затем находят поиск решения проблемы.

II.Актуализация знаний

Постановка проблемы

Учитель: на доске запись

4х2+2х2=12

4х2+2х2=20

Учитель: Вижу, вы удивлены.

Ученики: Да.

Учитель: Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а результаты получились разные

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?

Учитель: Как вы думаете, почему так произошло?

Ученики: В одном и том же выражении выполнены действия в разном порядке.

Учитель:  Какое действие выполнено первым сложение или умножение, какое вторым и третьим в этих примерах?

Ученик: В первом примере сначала выполнили умножение, а потом сложение. Во втором случае - сначала умножение, потом сложение и умножение

Учитель: Что надо знать, чтобы правильно решит примеры?

Ученик: Порядок действий в выражении без скобок?

Учитель: Тема урока..

Ученики: Порядок действий в выражении.

Поиск решения

Учитель: Какие математические действия встретились в наших примерах?

Ученики: Действия сложения, вычитания, умножения, деления.

Учитель: Что вы можете рассказать о них?

Ученики: Действия сложение  и вычитание взаимообратные, умноженин и деление взаимообратные.

Учитель: Как вы думаете действия какой степени мы будем выполнять первыми(выдвижение гипотез ребят).

 Ученики: умножение и деление

Учитель: Давайте сформулируем правило.

Ученики: Проговаривают правило, а затем сравнивают с правилом в учебнике с.72.

Алгоритм

  1. Сначала « х» и  «:»
  2. Потом «-» , «+»

  Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)                                                        

С.72 №1(1 столбик)

3х7- 4х2=

27:3+24:8=

 Урок математики по теме «Уравнения» (учебник «Моя математика» 1 класс Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П. Тонких). Урок введения нового знания.

С помощью  диалога и создание проблемной ситуации «с затруднением» обучающиеся формулируют тему урока, а затем находят поиск решения проблемы.

Цель урока: формирование умений решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: таблицу сложения в пределах 10, алгоритм решения уравнений, решать уравнения с неизвестными компонентами-слагаемыми на основе взаимосвязи между частью и целым.

Метапредметные (критерии сформированности\ оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Личностные УУД: понимать важность и необходимость изучения математики; понимать  границы собственного знания и «незнания», проявлять самоорганизованность, самодисциплину, самоконтроль.

Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, извлекать учебную информацию на  основе сопоставительного анализа ответов одноклассников; доносить свою позицию для всех участников  образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  принимать и сохранять учебную задачу; планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; выполнять действия  по предъявленному алгоритму; осуществлять контроль и оценку правильности своих действий, поиск путей преодоления ошибок; сравнивать свое решение учебной задачи с образцом (самоконтроль).

I Самоопределение к деятельности

II Актуализация знаний

Перед вами различные математические записи.

4+45+3     7-5      4>3     4+6=10

8<10      2+3=5         7+2       1+7      6<8

(на данном этапе урока организуется диалог, в ходе которого учащиеся самостоятельноформулируют задание к данным математическим записям)

Учитель: Что вы видите на доске?

Ученики: Математические записи.

Учитель: Как вы думаете, какое задание можно придумать к математическим записям?

Ученики: Разбить на группы.(далее идет работа в парах)

Учитель: По какому признаку вы разбили математические записи на группы.

Ученики: Выражения, неравенства, равенства

Учитель: Как вы думаете, какое математическое понятие из тех, что нам уже известны, символизируют весы?

Ученики: Весы символизируют равенство.

Учитель: А почему?

Ученики: Чашы весов уравновешены.

Учитель: Какой математический знак можно поставить между чашами этих весов?

Ученики: Знак равно.

III Постановка проблемы

                           +                   = 9

Учитель: Что у меня записано на доске?

Ученик: Равенство.

Учитель: Что обозначают в этом равенстве пустые окошечки?

Ученики: Различные пары чисел, сумма которых равна 9.

Учитель: Попробуйте составить такие равенства, чтобы они были верными.

Ученики: Составляют  1+8=9

                                        2+7=9

                                        3+6=9

                                       4+5=9

Учитель: Состав какого числа мыс вами повторили?

Ученики: Состав числа 9.

Учитель: А вот мальчик Петя составил так: 2+X=9

Учитель: Как вы думаете, правильно ли он сделал? (фиксирование затруднения)

На данном этапе урока ребята высказывают и объясняют свою точку зрения. Часть ребят будут считать, что задание выполнено верно, а часть не согласится, так как непонятно второе слагаемое.

Учитель: Да, ребята действительно в этом равенстве есть неизвестное число.( выявление места и причины затруднения)

Петя не знал, какое число поставить и  поэтому написал число X. В математике принято неизвестное число обозначать буквами латинского алфавита. Нам предстоит сегодня ответить на вопросы: Как же называется это равенство, как оно решается?

Учитель: мальчик Петя передал нам сундучок, а в нем записка. Прочитайте ее.

Ученики: Алгоритм решения уравнений.

Учитель: Какое новое  понятие  вы прочитали?

Ученики: Уравнение.

Учитель: Тема урока…

Ученики: Уравнение ( называют новое математическое понятие)

Учитель: Итак, мы с вами встретились с особым равенством, где неизвестное число обозначено через «Х»

Учитель: Мы уже встречались с неизвестным числом?

Ученики: Да

Учитель : Где?

Ученики: С неизвестными числами мы встречались в задачах.

Учитель: Как мы обозначали в задачах неизвестное?

Ученики: Знаком вопроса.

Учитель: А в уравнениях неизвестное будем  обозначать «х»

IV Открытие нового знания

Поиск решения

Учитель: У меня есть алгоритм решения уравнения, но порядок в нем перепутан. Вам нужно  все расставить на свои места. (ученики составляют алгоритм)

Алгоритм решения уравнений

  1. Запишите уравнение.
  2. Определите целое и части.
  3. Вспомни правило, как найти целое или часть.
  4. Запиши равенство по правилу.
  5. Посчитай.

Учитель: Решить уравнение-значит узнать какое число надо подставить вместо «Х», чтобы получилось верное равенство.

Учитель: Ребята, а вы сумеете решить уравнение, пользуясь алгоритмом?

(оценивают себя по шкале: смогу; смогу, но сомневаюсь; не смогу;)

смогу

смогу, но сомневаюсь

Не смогу

V Первичное закрепление

Учитель: давайте сегодня начнем учиться решать уравнения. А поможет нам в этом алгоритм. Прочитаем его и подумаем, что мы уже сумеем в нем выполнить.

Учитель: Кто самый смелый и хочет решить уравнение у доски?

5+Х=10

Ученик: решает уравнение (проговаривает алгоритм).

Учитель: Вот мы и решили уравнение.

Ученики: Проверяют решение по эталону

х+а=в

х=в-а

VIСамостоятельная работа

6+Х=9               Х+4=8

(решают уравнения, сравнивают с эталоном, оценивают)

VII Повторение

С.

VIII Рефлексия

- С каким новым математическим понятием мы познакомились?

- Что такое уравнение?

- Какое задание на уроке для вас было самым трудным? Почему?

- Продолжите предложение: Сегодня на уроке я…………..

IX Домашнее задание

Разработанные и апробированные уроки математики  с использованием технологии проблемного диалога:

  1. Урок по теме «Решение уравнений»(1 класс)
  2. Урок по теме «Порядок действий в выражении»(2 класс)
  3. Урок по теме «Умножение двузначного числа на однозначное» (3 класс)

В этой главе были описаны те приемы, которые с успехом применяются в начальной школе.  Кроме описанных приемов в этой главе существуют также другие методические приемы, которые лучше использовать для учащихся средней школы.

Следствием применения данной технологии на уроках является стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, появилась уверенность в своих творческих возможностях. Возрос уровень сформированности ключевых компетентностей, о чем говорят результаты участия детей в конкурсах разного уровня: «Международная Олимпиада по основам наук», «Инфознайка».

Показатели качества, которые обеспечивает работа по технологии на достаточном уровне, обеспечивают динамику роста. Например, результаты моих учеников за второй класс (2013 – 2014 учебный год) выглядят следующим образом:

Предметы

Качество знаний (%)

Успеваемость (%)

СОУ(%)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Математика

52%

56%

100%

54%

57%

По итогам  текущего года (3 класс, 2013 – 2014 учебный год) показатели по  математике увеличились:

Математика – на 4 %

Технология проблемного диалога напрямую связана с понятием личностно – ориентированного обучения, к которому относится реализуемый в моей школе УМК «Школа  2100». В заключение хочется отметить, что технология проблемного диалога обеспечивает активную учебную деятельность на уроке, при которой несколько меняется роль  учителя. Учитель из информатора знаний  превращается в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность технологии состоит в том, что она способствует повышению качества знаний.  В дальнейшем планирую изучить новые приёмы данной технологии, адаптировать их на уроках; вести поиск и разработку дидактических материалов, сценариев уроков, диагностик.

Заключение

Практика работы с использованием технологии проблемного диалога показывает, что именно использование разнообразных приемов, методов на различных этапах обучения способствует эффективному формированию познавательной активности и личностных особенностей учащихся.

Так как, технология проблемного диалога направлена на формирование компетенций, необходимых каждому человеку во взрослой жизни, а именно на развитие самопознания и самовыражения личности, на развитие способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности, на формирование у учащихся навыков самообразовании.

Анализируя проделанную работу, можно сделать ряд выводов, свидетельствующих о подтверждении выдвинутой в начале исследования гипотезы:

1) Занятия по математике, представленные в данной разработке, были достаточно продуктивны;

2) Удалось достичь основной цели — проанализировать собственную деятельность, упорядочить опыт своей работы, увидеть перспективность дальнейшего развития и активизировать познавательные способности школьников;

3) Проделанная работа показала, что при внедрении данной технологии появляется возможность интеграции отдельных учебных дисциплин, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения и использования различных стратегий, используется положительное стимулирование учения, формируются направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии;

4) Эта технология позволяет адаптировать учебный процесс:

- создаёт в классе атмосферу психологического комфорта;

- повышает мотивацию обучения;

- стимулирует познавательные и личностные способности учащихся.

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов и готов к решению проблемных ситуаций.

Источники информации

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные  действия в  начальной школе:  от действия к мысли: Пособие для учителей.- М., Просвещение 2013.
  2. Бунеев Р.Н и др.Образовательные технологии. Сборник материалов. –М.: Баласс, 2008.-160с.
  3. Измайлова М.Р. Проблемный диалог на уроках обучения грамоте//Начальная школа плюс До и После ,2010, №8.-с.31.
  4. Кудряшева М.Г. Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе// Управление начальной школой, 2012, №7. –с.17.
  5. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.
  6. ФурсенкоА.А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации/ М.,2004-с.18.
  7. Чернобай Е.В.Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: Пособие для учителя.- М., Просвещение 2013.
  8. Чиранова О.И. Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника// Начальная школа плюс До и После,2012, №2.-с.31.

[1]Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....

"Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе».

Методическая разработка содержит дифференцированные задания по математике, позволяющие организовать учебный процесс, создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

В статье представлены различные приемы работы с текстами   с применением методики продуктивного чтения на уроках математики в 1 классе....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

Презентация к статье "Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе"...

"Технология проблемного диалога на уроках математики"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ О ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ...