Урок-проект во 2 классе по математике "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Мубаракова Ирина Павловна

Этот урок можно интегрировать с уроком технологии и провести 2 часа.

 Цель проекта - создание в группах сервиза  с выполненным орнаментом из геометрических фигур в технике – аппликация.

В ходе работы над проектом ученики знакомятся с понятиями " узор", "ритм", "орнамент". На уроке проходит групповая работа. В результате  получилось три замечательных сервиза: столовый  «Лето», чайный  «Осень» и кофейный «Зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_proekt_po_matematike.docx92.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя __Мубаракова Ирина Павловна

Класс____2_______________________________________________________________

Тип урока: ____урок-проект_______________________________________________

По продолжительности подготовки: – краткосрочный 

По количеству участников: групповой (4-6 человек) 

По методу: – творческий 

Тема:__Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде ___________________

Цель урока:

 Деятельностная: формирование у учащихся навыков проектной деятельности. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов._____________________________________________

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, бумажные заготовки предметов сервизов, цветная бумага, клей, шаблоны геометрических фигур, толковые словари.

Планируемые результаты:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы, владение способом учебной деятельности – проектирование. 

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Предметные: создание собственного сервиза с выполненным орнаментом из геометрических фигур в технике – аппликация.

Этапы

урока

Задача –

результат

каждого этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

Мотивация к  учебной деятельности

Подготовить эмоционально учащихся к работе на уроке и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь.

Я рада видеть ваши улыбки.

Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения.

Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг по цепочке хорошее настроение через рукопожатие

Настроились на урок!

Я вам желаю удачи!

Дети улыбаясь, пожимают друг другу руку

Личностные: самоопределение

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Подвести под понятие темы.

Составление плана работы

Учитель предлагает проанализировать картинки и дать им общее понятие

(на экране появляются 4 картинки)C:\Users\User\Desktop\посуда\03162011-0086.JPG

C:\Users\User\Desktop\посуда\02160713-0979.jpg

C:\Users\User\Desktop\посуда\shop_items_catalog_image316191.jpeg

C:\Users\User\Desktop\посуда\ekl6241.jpg

(Слова учитель записывает на доске)

Учитель просит ребят классифицировать предметы.

Задание: разбейте рисунки на группы.                          

-Что объединяет каждую группу?

Слова записываем на доску.

Прочитайте все слова, записанные на доске, и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

У нас необычный урок, а урок – проект.  (появляется круг с надписью ПРОЕКТ)

Давайте вспомним, с чего начинается проект.

Составление цветка: добавляются лепестки с названиями этапов проекта.

     Дети называют варианты:

- посуда, сервиз

Чайные сервизы и столовые.    

Предположения ребят:                          - назначение

 -узор  

- орнамент

«Узоры и орнаменты на посуде»

Ответы детей:

Продукт

Проблема

Задачи

Поиск информации

Обсуждение и систематизация

Создание проекта

Презентация

Познавательные: производить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Личностные: - развивать познавательный интерес учебных мотивов;

Коммуникативные: - уметь  ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Выявление места и причины затруднения

Подвести детей к самостоятельному выявлению затруднения и фиксации его  во внешней речи

Учитель сообщает конечный продукт.

- Вот вы сегодня должны создать свой сервиз. Но так как у нас урок математики, то мне кажется, эти картинки с посудой нам не подходят. Почему?

Как может быть связан сервиз и математика?

Вы должны создать сервиз с геометрическим рисунком.

С какой проблемой мы тут встретимся?

Дети высказывают свои предположения

Как правильно создать сервиз с геометрическим орнаментом?

Познавательные:

подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать составление совместного плана действий по сбору информации,

 - определить средства сбора информации

Какие задачи нам помогут решить эту проблему?

 Учитель фиксирует на доске или открывает поочерёдно заранее готовые формулировки задач.

Где мы можем найти ответы на эти вопросы?

Дети формулируют задачи.

Узнать, что такое сервиз.

Узнать, что такое орнамент.

Узнать, что такое узор.

Узнать какие бывают орнаменты и узоры.

Что они обозначают.

По какому правилу составляется орнамент.

Какие фигуры подходят для орнамента.

Ребята называют источники информации:

толковый словарь, энциклопедии, свои приобретённые знания,

 анализ рисунков.

Регулятивные: планировать с помощью учителя свои действия

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Реализация построения проекта

Реализовать построенный этап проекта в соответствии с планом и заполнить таблицу. (Приложение 2)

Учитель организует реализацию этого этапа.

Какие правила работы в группе вы должны помнить? (Приложение 1)

Работа в группах. Называют правила в группе.

Распределяют обязанности и собирают информацию, фиксируя данные в таблице

(Приложение 2)

Дети работают с толковым словарём.

Работают с текстом. (Приложение 3)

Анализируют рисунки с орнаментами.

(Подборка с сервизов с разными геометрическими орнаментами).

Регулятивные:

познавательная инициатива.

Познавательные: уметь искать необходимую информацию, строить логическую цепь рассуждений, производить анализ, синтез, сравнение и обобщение материала.

Личностные: осознавать ответственность за общее дело,

Коммуникативные:

учитывать разные мнения, аргументировано формулировать  свое мнение, достигать договорённости и согласования общего решения.

Первичное закрепление во внешней речи

Проконтролировать самостоятельную работу в группах.

Учитель подводит итог этапа сбора информации, помогает обобщить полученные знания и занести их в таблицу на доске.

Вывод:

При украшении различной посуды люди используют узоры и орнаменты, состоящие из таких геометрических фигур как ромб, треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и другие.

Орнамент – это

Узор – это

Сервиз – это

Раппорт –

Ритм – это

 Очень часто, за повседневными делами, мы не замечаем такого сочетания, а математика вокруг нас всегда и везде.

По одному ученику из группы выступают с сообщением по таблице.

Остальные выслушивают и дополняют.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Самостоятельная работа

Уточнить цель.

Создать конечный продукт в каждой группе.

Учитель сообщает о следующем этапе проекта. Сформулируйте цель нашего проекта.

Давайте составим план работы.

(Приложение 4)

Дети сообщают о цели создания сервиза с геометрическим орнаментом. Каждая группа выбирает свой сервиз. Намечают план действий и приступают к работе.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: производить контроль за работой.

Коммуникативные: формулировать свое мнение, достигать договорённости и согласования общего решения.

Включение в систему знаний

Провести презентацию полученных работ

Учитель после презентаций проводит диалог.

 - Где мы можем встретиться ещё с созданием геометрического орнамента? На каких уроках нам могут пригодиться полученные знания?

Группа выходит и представляет своё изделие.

Название

Почему такой выбор?

Какие фигуры использовали?

Предположения детей.

Познавательные: выведение следствий.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Учитель проводит заключительную беседу.

- Что научились создавать своими руками?

- Красиво получилось?

- В какой технике создавали работу?

- Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?

Потом попросит заполнить листочек по самооценки.

(Приём

 облако "тегов")

Приложение 5

Каждый ученик выбирает по 2 -3предложения и заканчивает их.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Личностные:

проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

Приложение 2

Продолжите высказывание.

Сервиз - это    _________________________________________________

Узор - это_____________________________________________________

Симметрия – это________________________________________________

Орнамент – это ________________________________________________

Ритм – это ____________________________________________________

При украшении различной посуды люди используют узоры и орнаменты, состоящие из таких геометрических фигур:      ______________________________________________________________

Приложение 3

ПОСУДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слова "посуда" еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Первый раз слово "посуда" встречается в России в 17 веке. С момента появления на глиняные сосуды наносились самые разные орнаменты. Причем делалось это вовсе не для украшения их, как в настоящее время. Все хозяйственные занятия, включая и изготовление посуды, сопровождались магическими действиями, молитвами, заклинаниями.

Орнамент - это один из древнейших видов изобразительной деятельности человека

Орнамент (лат. ornamentum -- украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.  Он предназначен для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель.), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). 

Первый орнамент был почти исключительно геометрическим,

Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости, состоящими из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.

Использовались в орнаменте зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, «веревочный» узор.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления о мире, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежду и сам дом. Например, прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, круг - это солнце или Коловорот – древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово «коло» в русском языке означает «круг», «колесо», «сворот» – вращение. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. C:\Users\User\Desktop\11022.jpg

квадрат – это земля.   Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородияИзображение solium.ru треугольник -- горы,, спираль -- развитие, движение.

Приложение 4

Последовательность изготовления работы:

1. Выполняем разметку орнамента (по шаблону)

- Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на цветной бумаге.

2. Раскрой орнаментов.

- Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации.

- Помните правила ТБ! при работе с ножницами.

3. Сборка орнаментов в единую композицию.

Этапы сборки

- Распределите детали аппликации на картонной (основе).

4. Оформление работы

Приклейте детали к основе.

5. Придумайте название своей работе и как вы её представите.

Приложение 5

Выберите 2-3 предложения и закончите их.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты учащихся 2 Б класса лицей 590. «Узоры и орнаменты на посуде»

Представлена презентация, этапы работы над проектом....

Узоры и орнаменты на посуде Урок - проект по математике, 2 класс

В ходе индивидуальной и групповой работы над проектом учащиеся изучат историю возникновения орнаментов, их видами и типами, познакомятся с орнаментами народов мира, применением орнаментов...

Урок-проект по математике, 2 класс, Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», УМК "Школа России"

Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с историей появления посуды, значения посуды в быту, значения украшения посуды.Тип урока: освое...

Урок-проект по математике, 2 класс, Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», УМК "Школа России"

Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с историей появления посуды, значения посуды в быту, значения украшения посуды.Тип урока: освое...

Урок - проект "Узоры и орнаменты на посуде" 2 класс

Урок - проект "Узоры и орнаменты на посуде" 2 класс...

Презентация Урок - проект « Узоры и орнаменты на посуде»

Презентация Урок - проект  « Узоры и орнаменты на посуде»...

Технологическая карта урока математики « Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о связи математики с другими науками и с окружающим нас миром.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с пон...