Технологическая карта урока математики на тему "Деление многозначного числа на трёхзначное число"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Сокурова Лаура Александровна

 

На уроке дети  повторяют различные вычислительные математические способы, для подготовки дальнейшей работы на уроке;

- учатся делить многозначное число на трёхзначное, выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

17.01.2020г

Учитель

Сокурова Л.  А.

Предмет:  

Математика

Класс:  

4

УМК:

«Школа России»

Тема:

 Деление многозначного числа на трехзначное.

Тип урока:

урок первичного предъявления новых знаний

Цель:

 Сформировать способность к делению многозначного числа на трехзначное;ввести алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное число; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Выполнять письменное деление многозначного числа:

- на трехзначное число с проверкой;

- на трехзначное число с остатком;

- закрепить умение решать текстовые задачи, составлять задачи по схеме, определять верные и неверные неравенства.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- осознание собственных достижений при освоении темы.

Метапредметные

Познавательные:

- определять числовое выражение, в частном которого получится трехзначное число, и обосновывать свое мнение;

- определять значение частного при письменном делении многозначного числа на трехзначное с остатком и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для определения количества слов, которые знает попугай.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм письменного деления;

- использовать алгоритм вычисления в соответствии с целью;

- проверять и корректировать учебные задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, используя термины в рамках учебного диалога;

согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата

Основные понятия

 Алгоритм деления, делимое, делитель, многозначное число, неполное делимое, пробная цифра, трехзначное число, частное, цифра частного.

Межпредметные связи

 Литературное чтение.Окружающий мир.

Ресурсы:

  •  Основные

  •  дополнительные

 Учебник: Математика 4 класс. М.И.Моро, М.А Бантова и др.

  • Рабочая тетрадь № 2. Наглядный и раздаточный материал.
  • Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с алгоритмом деления многозначного числа.
  • Презентация к уроку.
  • Карточки для дифференцированной работы.
  • Методическое пособие.А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова «Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения».

Т.П.Быкова «Нестандартные задачи по математике».

Формы урока

Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная

Технология

 Проблемного обучения, группового сотрудничества, разноуровневого обучения, элементы здоровьесберегающей технологии.

Дидактические средства:

УМК, презентация, видео

Оборудование:

компьютер с выходом в Интернет (видео), картинки по теме, презентация, интерактивная доска.

Дидактическая

структура

 урока, её цель

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

1.

Самоопрделение к деятельности.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Улыбнитесь все гостям

И садитесь по местам.

- Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. Постарайтесь выполнять все вычисления точно, работать быстро и, самое главное, дружно!

Пусть сегодня, на уроке для   всех нас сопутствует успех!

- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.

Минута красивого письма (чистописания).

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Мотивация к учебной деятельности

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

1.Выдвигает проблему.

- Ребята, я перебирала документы и среди них нашла необычное письмо. Сейчас я вам его зачитаю. ( Приложение № 1).

- Хотите отгадать одну из задач капитана?

- Молодцы с этой задачей вы справились, а вот еще одна посложнее задача.

- Кто знает, как звали попугая капитана Сильвера?

-Он был неразлучен со своим хозяином и побывал во многих странах, поэтому знал много слов из разных языков мира.

Попугай капитана Флинта знал слова из английского, португальского, французского и немецкого языков. Всего он знал 1656 слов. Сколько слов из каждого языка он знал, если известно, что:

1)четвертая часть всех известных слов-английские;

2) испанских слов он знал в 2 раза больше, чем португальских, а португальских в 3 раза больше , чем французских;

3) немецких слов он знал в 207 раз меньше , чем английских.

- У кого получилось? Есть ли желание решить эту задачу? Что для этого нужно знать и уметь?

- А как будет звучать тема урока?

Выдвигает проблему.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Соглашаются решить задачу.

Сначала отвечают на вопрос: Какие фигуры есть на рисунке: треугольники, пятиугольники, четырехугольники.

Считают сколько треугольников:

-14 треугольников.

Пробуют решить задачу, но на втором действии испытывают трудности, так как ещё не умеют делить на трехзначное число.

Выдвигают гипотезу, что нужно знать и уметь, чтобы решить задачу.

Формулируют тему урока.

Учебно-познавательная деятельность

Слайд № 5

Слайд № 6

- Давайте вспомним название компонентов при делении многозначного числа на двузначное.

Задание №1

Из представленных выражений назовите те, в частном которых получится трёхзначное  число:

3678 : 42                        2568941: 985        2940 : 735

6789 : 73,                       26896 : 216             56820 : 105                  

Задание №2

954:318

Может  наших знаний достаточно, чтобы  справиться и с этой учебной задачей?

Давайте определим, что мы знаем на данном этапе, а каких знаний нам все же не хватает?

Что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм выполнения действия).

Давайте найдем значение этого выражения на доске: 954:318

1 этап. Определение первого неполного делимого.

2 этап. Определяем количество цифр в частном. Одно неполное делимое, значит 1 цифра в частном.

3 этап. Нахождение пробной цифры частного.

4 этап. Умножаем пробную цифру частного на делитель: 3х318=954.

5 этап. Высчитываем остаток: 954-954=0

6 этап. Сверяем остаток с делителем. Остаток должен быть меньше делителя. Разделили правильно.

- Получилось разделить многозначное число на трехзначное?

- Можем ли мы сказать, что имеющиеся знания (деление многозначного числа на двузначное) помогли нам добыть новые? (Да)

-Как проверить, что наши рассуждения верные?

-Сравним наши рассуждения с учебником. (Стр. 60)

В помощь обучающим открывает слайд.

Организует обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

Вызывает ученика к доске.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о том, что многозначные числа делятся на трехзначные по аналогии как на двузначные.

Вспоминают название компонентов при делении многозначного числа на двузначное.

Ищут выражение в частном, которого получится трёхзначное  число.

Определяют достаточность знаний для решения этой учебной задачи.

Вспоминают и проговаривают алгоритм деления многозначного числа на двузначное:

Решают пример на деление многозначного числа на трехзначное опираясь на алгоритм деления многозначного числа на двузначное

Работают с учебником.

Первичное закрепление нового материала

Слайд № 9

Чтобы правильно решать такие примеры. Что надо знать? (АЛГОРИТМ)

А что такое алгоритм? (пошаговое выполнение)

У вас на столах алгоритм.

Работа в паре.

Задание№3.

Учебник с.60 №287 (работа в парах).

- Ребята, помни про «сигнал красной карточки». Если кто-то испытывает трудность, поднимает карточку и к нему подходит тот кто уже справился с работой (он должен поднять зеленую карточку) или подойду   я.

Задание№4

 - Наша страна богата полезными ископаемыми.

- Что такое полезные ископаемые

-Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, природные богатства нужно беречь и охранять.

- Ребята, а какие полезные ископаемые использует в строительстве? (глина, песок, известняк, щебень, гравий и т.д.)

-Найдите на с.60 в учебнике № 288.

- Что здесь дано? (условие задачи)

- Запишите в тетрадях «номер 288».

- Что строители используют для приготовления бетона? (цемент, песок, щебень)

- Каким способом лучше записать краткую запись?

1 ученик выходит к доске.

Цемент - 120 т

Песок - ? т, в 2 раза >, чем Израсходовали - ?т, = 1/3( Ц+П+Щ)

Щебёнка -? т, в 4 раза >, чем  Ц.

- Поставьте вопрос?

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Обсудите в парах решение задачи, составьте программу действий и выясните, что узнаем каждым действием.

-Чья пара будет готова, подайте сигнал.

ПРОВЕРКА программы действий с разъяснением того, что узнаем.

Запишите решение в тетрадях самостоятельно.

120 ∙ 2 = 240 (т) песок

240 ∙ 4 = 960(т) щебень

960 : 3 = 320 (т) израсходовали

Кто быстро запишет в тетрадь, делает запись решения на доске (с обратной стороны).

Физкультминутка.
Будем вместе отдыхать.
Голову мы повернём,

Влево, вправо,
И друг другу подмигнём.
Мы поднимем плечи вверх,
Голову наклоним,
Скажем тихо  другу мы:
“Ты такой хороший!”
А теперь все плечи вниз
Плавно мы  опустим.
Никакую хворь и боль
Мы к себе не пустим!

Предлагает обучающим по аналогии с алгоритмом деления на двузначное число составить алгоритма для деления на трехзначное число.

Воспитательный момент.

Значение полезных ископаемых.

Определяет недостающий элемент в задаче.

Добавляют недостающие пункты в алгоритм деления на трехзначное число.

Работа по учебнику.

Работают в парах. Могут попросить помощь, если появились трудности.

( «Сигнал красной карточки»).

Дают определение.

(Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

Определяют части задачи.  какой   части не достает.

(условие задачи

Делают краткую запись  к задаче.

Составляют план решения задачи.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель:

Слайд № 10

Понятен приём вычисления?

-Перед вами лежат карточки

(Приложение № 3).

Выбери одну карточку и выполни её.

Карточки:

Уровень 1.

Х * 70 = 4900      270 : Х = 30                                                            

Уровень 2.

468 : Х = 117      Х: 28 = 7084 : 46

Уровень 3.

Х*56 +126 = 2142      1155 : Х = 231

- КОМУ НУЖНА ПОМОЩЬ?

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь карточками с соседом (побудьте в роли учителей), оцените.

- Совпал прогноз с результатом?

Создает эмоциональный настрой на решение самостоятельной работы.

Помогает сам или сильные ребята.

Осуществляет выборочный контроль.

Знакомятся с предлагаемыми заданиями.

Выбирают карточку.

Прогнозирова-

ние результата.

Самоанализ.

Могу сам справится или мне нужна помощь.

Взаимопроверка.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд № 12

Слайд № 13

1.- Сегодня ваша плодотворная работа помогла получить вам новые важные знания.

Давайте вспомним наш урок и выясним, чему же вы научились.

Рефлексия.

-У вас на столах «смайлики». Проведём самооценку вашей работы на уроке. Выберите «смайлик»:

  • Жёлтый-весёлый- всё удалось
  • Зелёный-задумчивый- остались вопросы
  • Красный-грустный- нужна помощь

- На доске СЛАЙД № 13

- Прочитайте.

  • Урок полезен всё понятно
  • Лишь кое- что, чуть-чуть не ясно
  • Ещё придётся потрудиться
  • Да, трудно всё-таки учиться!

- У вас на столах табличка.

( Приложение № 4)

-Поставьте знак « +» там, где считаете нужным.

Анализ полученных знаний, результатов.

Самооценка деятельности.

Оценивание урока.

Информация о дифференцированном домашнем задании (комментирование)

Слайд № 14

Предлагает выполнить по выбору:

3. Дифференцированное домашнее задание:

       

1.Выполни вычисления. Если затрудняешься, используй алгоритм.

3204 : 534         1764 : 196

7803 : 867         7776 : 972

2.Реши задачу: Один принтер печатает 45 страниц в минуту, а другой – 75 страниц в минуту.

а). Сколько минут нужно первому принтеру, чтобы напечатать 1800 страниц?

б). Сколько времени нужно для этого второму принтеру?

в). За сколько минут будут напечатаны 18000 страниц при одновременной работе принтеров ?

г). Сколько страниц напечатают два принтера за час?

        Детям раздаются памятки с алгоритмом.

Раздает карточки с домашним заданием.

Предлагает выполнить  домашнее задание по выбору.

Выбирают вариант домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Урока математики на тему: “Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное», проведенного во 3 классе

Цель урока: формирование знаний о письменном приёме деления на однозначное число. Задачи урока:Дидактические:- вывести с детьми четкий алгоритм деления круглого трёхзначного числа  на однозн...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное - рефлексия", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 19.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 15.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...

Технологическая карта урока математики "Письменное деление многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 13.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 09:20   Кабинет: 102Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМет...

Технологическая карта урока математика "Письменное деление многозначного числа на двузначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...

Технологическая карта урока математики «Письменное деление многозначного числа на трехзначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 03.05.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...

Технологическая карта урока математики "Письменное деление многозначного числа на однозначное" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения делить многозначное число на однозначное.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с приемами деления многозначного числа на однозначное;2. вы...