Статья по теме: "Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики в третьем классе".
статья по математике (3 класс)

Михайлова Лика Евгеньевна

При обучении детей чему-либо или развитию у них каких-либо качеств необходимо учитывать их возрастные особенности. Формирование познавательных универсальных учебных действий не исключение. Поэтому данная статья будет посвящена именно возрастным особенностям и их влиянию на формирование познавательных УУД в третьем классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mihaylova_l.e.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Особенности формирования познавательных УУД у младших

школьников на уроках математики в третьем классе».

При обучении детей чему-либо или развитию у них каких-либо качеств необходимо учитывать их возрастные особенности. Формирование познавательных универсальных учебных действий не исключение. Поэтому данная статья будет посвящена именно возрастным особенностям и их влиянию на формирование познавательных УУД в третьем классе.

На третьем году обучения многое меняется в жизни младшего школьника. В их поведении и учении появляется все больше осознанности, они становятся активнее в своем стремлении к знанию, в том числе и математическому. При этом они чувствуют себя взрослее и понемногу начинают провоцировать учителя, проверять его. Так же они развивают свою познавательную рефлексию. В этот период важно поддерживать в них творческое начало, даже на уроках математики, чтобы не произошло спада творческих способностей из-за навыка действовать по шаблону и следования инструкциям.

Познавательные УУД неразрывно связаны с познавательным интересом и такими психическими функциями, как восприятие, память, воображение, мышление, внимание. Рассмотрим каждую связь по порядку.

«Познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности».

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. Этот мотив осознается ребенком раньше других, и младший школьник не задумываясь делит школьные предметы на интересные и не интересные. Таким образом интерес становится одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения, как в свое время считал Я.А. Коменский, а Ж. Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес обучаемых к окружающим предметам и явлениям, призывал строить доступное и приятное ребенку обучение. Интерес — это всегда реально действующий мотив, ему подчиняется деятельность на уроке, досуг и общение. Познавательная деятельность становится свободной и легкой. Снимается проблема интеллектуальной загруженности. Так К. Д. Ушинский именно в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Ядром развития познавательного интереса к математике является заинтересованный педагог. В этой связи педагог должен быть увлечен предметом, заинтересован во взаимодействии с классом и с каждым обучающимся в отдельности и выставлять справедливые оценки за работу обучающихся. В противном случае интерес детей угаснет, а вместе с ним угаснет успеваемость по предмету и упадет уровень овладения познавательными УУД.

При правильно выстроенной работе педагога к третьему классу у обучающихся должен быть сформирован крепкий познавательный интерес к математике, который в силу возраста начнет развиваться еще активнее. Это в свою очередь дает нам преимущество в формировании познавательных УУД.

Теперь перейдем к рассмотрению психических функций, возрастные изменения которых также влияют на познавательные УУД.

В первую очередь обратим внимание на особенности восприятия младших школьников обучающихся в третьем классе.

«Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств».

В младшем школьном возрасте восприятие становится более управляемым и целенаправленным процессом благодаря укреплению и развитию других психических процессов. К тому же к третьему классу у обучающихся увеличивается запас знаний по математике, что в свою очередь позволяет им без труда различать математические объекты. Например,  цифры уже воспринимаются как четные или нечетные, двузначные или однозначные и т.д.

Можно выделить четыре этапа восприятия в математике:

  1. обнаружение — исходная фаза, на которой обучающийся может лишь определить, есть ли воздействие;
  2. различение — выделение в предмете интересующих обучающегося признаков;
  3. идентификация — сопоставление предмета с одним из известных ребенку образцов;
  4. опознание знакомых объектов.

Так же как и формирование познавательного интереса, восприятие математики зависит от работы педагога. Учитель во время урока должен учитывать, что обучающиеся по-разному воспринимают информацию: кому-то необходимо увидеть, кому-то услышать, а кому-то потрогать. Поэтому во время уроков математики необходимо иметь визуальный материал (карточки, записи на доске, презентация и т.д.); рассказывать материал живо, интонационно выделяя главное; обязательно давать часть материала под запись. Также можно проявить смелость и дать волю фантазии и воплотить математику в реальность через изображение детьми цифр, геометрических фигур, работе с весами, линейками и т.д.

Таким образом, данный вид познавательного процесса, крайне важен при формировании познавательных универсальных учебных действий, особенно, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.  

Так же неотъемлемой частью процесса обучения и формирования познавательных УУД является память. «Память -  это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания».

В начальных классах во время уроков математики на обучающегося обрушивается большой поток информации и новых правил. Все это требует запоминания, а затем умения использовать полученные знания в своей работе или уметь воспроизвести их на уроке. Это способствует активному формированию и развитию произвольной памяти.

В младшем школьном возрасте существуют следующие особенности памяти:

  • Наглядный материал запоминается лучше, чем словесный;
  • Названия предметов запоминаются лучше, чем абстрактные понятия;
  • Абстрактный материал, обобщающий ряд фактов запоминаются лучше, чем абстрактный материал, не подкрепленный фактами.

Эти особенности объясняют ряд трудностей, возникающих у обучающихся на уроках математики. Так как эта наука напрямую связана с абстрактными понятиями, необходимо большую часть материала сделать наглядным, осязаемым, и идти постепенно от простого к сложному. Тогда математический материал будет запоминаться легче и быстрее, давая возможность уделить внимание познавательным универсальным учебным действиям на уроках математики.

Перейдем к следующей психической функции, которая также развивается в младшем школьном возрасте.

Воображение — очень важный и необходимый в процессе обучения психический процесс, который позволяет:

1) построить образ, представить средства и смоделировать конечный результат деятельности;

2) создать программу поведения в предполагаемой проблемной ситуации, тем самым прогнозируя возможные выходы из нее;

3) продуцировать образы, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) создавать образы, которые соответствуют описанию объекта.

Математику невозможно понять без развитого воображения. Большую часть материала обучающемуся необходимо самостоятельно вообразить, воссоздать в своем уме, так как информация передается учителем в словесной форме.

В первом классе слушая или читая рассказ, обучающиеся в большинстве случаев могут представить описанный движущийся объект только или в начале его пути или в конце. К третьему классу воображение младших школьников становится более развитым и сформированным, поэтому они могут представить и даже проиллюстрировать промежуточные состояния движущегося объекта, даже если они не прописаны в тексте, а только подразумеваются самим движением. К тому же обучающиеся в третьем классе могут самостоятельно, опираясь на свою память, воссоздавать в своем воображении образы реального мира. Благодаря этому младшие школьники справляются с решением математических задач, где условие представлено в виде графической схемы, а так же могут придумывать самостоятельно подобные задачи.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью, было рассмотрено выше, и мышлением.

«Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности».

Рассмотрим основные виды мышления. Чаще всего выделяют три типа, которые тесно связанны между собой:

  • Наглядно-действенное мышление – это процесс решения задач с помощью физического преобразования ситуации, в котором преобладают практические действия с реальными материальными предметами (например, приготовление кулинарного блюда). У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. Считается, что данный вид мышления начинает появляться у человека в период с рождения до 4-х лет, и развивается всю последующую жизнь.
  • Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Это решение задач, в котором на первый план выступают действия с образами (например, разработка архитектурного проекта). В этом качестве наглядно-образное мышление практически неразличимо с воображением. По мнению специалистов, данный вид мышления также развивается на протяжении всей жизни, а зарождается в период с 2-х лет.
  • Словесно-логическое мышление – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций и функционирует на базе языковых средств. Это решение задач, которое осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. Данный вид мышления называют «взрослым», его основы закладываются в период с 5-ти до 10-ти лет жизни ребенка, а в дальнейшем постоянно совершенствуется.

Мышление младшего школьника становится более абстрактным, обобщенным, в отличие от мышления дошкольника. Но происходит это не сразу, а постепенно, на начальном этапе, примерно первом и втором классах, мышление все еще похоже на мышление дошкольника- обучающиеся при анализе учебного материала прибегают к наглядно-действенному мышлению.

И вот к третьему классу изменения в мышлении становятся сильнее и заметнее, начинается так называемая вторая стадия. Обучающиеся лучше справляются с таким познавательным навыком как классификация, что говорит об их овладении родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий.  А обобщение строится все больше на абстрактных знаниях, а не конкретных предметах. Обучающиеся начинают овладевать все более сложными мыслительными операциями, которые впоследствии становятся самостоятельным процессом в работе над обучающим материалом.

Таким образом, мы видим, что мышление у младшего школьника переходит от наглядно – образного к словесно-логическому мышлению, так же хочется отметить, что именно возрастной период от 6-7 до 10-11 лет по теории Ж. Пиаже является конкретно-операциональной стадией, которая характеризуется появлением логических операций. Их Пиаже считал ядром умственного развития ребенка, так как в этот период у детей наблюдается внутренняя подвижность мышления, способствующая возникновению и развитию элементарных логических операций.

И тут следует отметить, что математика и мышление тесно связаны, так как математика – это способ мышления. Математика играет важную роль в формировании и закреплении логического мышления, а сформированное логическое мышление в свою очередь помогает лучше усваивать математический материал и универсальные логические умения.

Перейдем к вниманию. Оно в той или иной мере присутствует вовсех психических процессах.

«Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.)».

При недостаточной развитости данной психической функции происходит затруднение в обучении математике– обучающийся начинает отставать от программы, перестает понимать формулы и закономерности математики.

Выделяют три вида внимания:

  • Непроизвольное –это наиболее простое внимание и дается человеку от рождения. Этот вид внимания имеет пассивный характер, так как  вызывается внешними причинами без волевого усилия со стороны человека. На физиологическом уровне оно проявляется как ориентировочная реакция;
  • Произвольное – это более сложный вид внимания, требующий от человека волевых усилий, и является результатом сознательных намерений. Обладает сложной структурой, обусловленной социальными нормами поведения и способами организации взаимодействия между людьми. Происхождение данного вида внимания связано с трудовой деятельностью человека. Обладает активным характером;
  • Постпроизвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно от него отличается, тем, что не требует волевых усилий от человека, но при этом является целенаправленным. Действия по достижению цели выполняются автоматически.

В начале первого класса у обучающихся преобладает непроизвольное внимание. Они часто отвлекаются, а привлечь их внимание может только яркая и эмоциональная подача информации, в том числе математической. Но постепенно в процессе обучения они начинают направлять и устойчиво сохранять свое внимание на нужной информации, а не только интересной им.  

Чаще всего к третьему классу обучающиеся уже имеют более менее развитое произвольное внимание и способны концентрироваться на обучающем материале, предлагаемом учителем. Что особенно важно при обучении такому интересному, но не простому предмету, как математика.

Помимо приведенных изменений на освоение математики и формирование познавательных УУД оказывают влияние такие важные изменения третьего года обучения, как:

  • Укрепление и активное развитие воли ребенка. Это помогает обучающемуся раз за разом решать примеры и задачи, даже если они ему кажутся неинтересными;
  • Появляется желание большей свободы. Излишне сильная опека угнетает. Это способствует самостоятельной работе на уроках математики и самостоятельному выполнению домашних заданий.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели, как возрастные  изменения влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий в третьем классе.

В первую очередь укрепление познавательных процессов (мышление, внимание и т.д.) дает больше возможностей для формирования УУД при проведении уроков математики: дети могут больше освоить и больше понять, поэтому можно использовать более сложные задания, а в силу перехода от наглядно-образного мышления к словесно – логическому, задания могут становиться все более абстрактными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не являе...

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"...

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является им...

Методическая разработка "Формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках математики"

                                         Актуальность данной работы   обу...

Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"

В данной статье представлен материал об особенностях неревых психических функций у младших школьников с дисграфией....

Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения»...

Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»

На примере урока математики в 4 классе учитель показывает, как формировать у  учащихся  младших классов функциональную математическую грамотность....