Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ирина Анатольевна Семёнова

На примере урока математики в 4 классе учитель показывает, как формировать у  учащихся  младших классов функциональную математическую грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Семенова И.А., учитель начальных классов высшей категории

  Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»

    В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико- ориентированного обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания.

 Тема урока «Решение задач на определение длины пути».

Цель урока: через формирование умения решать задачи на определение длины пути способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

-формировать представление о взаимосвязи величин «скорость», «время», «расстояние»;

-способствовать формированию анализа и синтеза при решении задач на нахождение длины пути;

-совершенствовать вычислительные навыки;

-обогащать знания по правилам дорожного движения.

Метапредметные:

Познавательные УУД.

-способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на нахождение длины пути; создать условия для совершенствования умения «моделировать» ситуацию.

Регулятивные УУД.

-формировать действие «планирование» при составлении плана решения задач;

продолжить формировать действия самоконтроля;

  • формировать действия оценки по заданным критериям;
  • -совершенствовать умение применять общие способы действия в частных ситуациях.

Коммуникативные УУД.

-способствовать развитию коллективного сотрудничества в поиске решения задач;

-учить слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;

-формировать умение обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни.

Оборудование к уроку: презентация, учебник, тетради, схемы задач, сигнальные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы урока учащимися.
  3. Постановка учащимися задач урока.
  4. Работа над задачей №3 с.52.

-чтение условия задачи;

- беседа на понимание содержания задачи;

- осмысление характеристик задачи;

- построение вспомогательной модели (оформление краткой записи).

  1. Поиск и составление плана решения задачи.

- работа по группам (1 группа отвечает на вопрос, какой путь проехал Андрей, 2 группа-какой путь проехал Борис, 3 группа- какой проехал Витя). Дети сами выбирают, в какой группе они будут работать.

  1. Запись решения задачи по действиям с пояснениями к каждому действию.

- к доске выходят по 1 представителю из группы, записывают каждый свое решение, переводят метры в километры и метры, сравнивают полученный результат с исходным данным 2 километрами.

  1. Проверка решения задачи.

- представители каждой группы озвучивают свое решение, отвечают на вопрос задачи, доказывают правильность выбранного действия.

- остальные учащиеся дают обратную связь с помощью сигнальных карточек, верно ли они решили задачу.

  1. Подведение итогов данного этапа урока (микровывод).

- ответы на вопрос учителя:

Какие знания и умения помогли ответить на вопрос задачи? (знать, как найти путь по известной скорости и времени, знать, что в 1 км 1000 м, уметь сравнивать именованные числа)

  1. Беседа по правилам дорожного движения.

- Детям  вашего возраста 10-11 лет где можно и где нельзя ездить на велосипеде? (ответы детей и показ презентации)

  1.  Работа над задачей №5 с.52 по плану

            -чтение условия задачи;

- беседа на понимание содержания задачи;

- осмысление характеристик задачи;

- построение вспомогательной модели (оформление краткой записи);

- поиск и составление плана решения задачи;

- запись решения задачи по действиям с пояснениями к каждому действию;

-проверка решения задачи.

  1.  Обобщение (вывод) по задачам.

- Эти задачи связаны с нашей жизнью. В жизни мы считаем, кто же проехал больше или меньше заданного пути, как в 3 задаче, или человек, идущий (едущий) от дома до пункта назначения, должен знать, сколько километров ему предстоит проехать, как в 5 задаче.

  1.  Вывод по решению двух задач.

- Эти задачи помогают вам быть математически грамотными и использовать свои знания в различных жизненных ситуациях.

  1.  Решение примеров и уравнений по плану урока.
  2. Подведение итога урока.
  3. Рефлексия.
  4. Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математической грамотности младших школьников на уроках математики

Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления...

Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.

Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...

функциональная грамотность младших школьников на уроках математике

доклад и презентация на тему Функциональная грамотность...

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности...

Формирование функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе по УМК Планета знаний

В статье раскрывается практическая работа по формированию функциональной грамотности младшего школьника на  уроке математики в 4 классе....

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики».

Цель м: познакомить с собственным педагогическим опытом формирования функциональной грамотности на уроках математики...