Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» на уроках математики.
статья по математике

Большова Мария Михайловна

Формирование элементарных математических представлений у детей с особыми потребностями развития – долгий и сложный процесс. Необходим индивидуальный подход в выборе методики преподавания в каждом конкретном случае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_numikon.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Большова М.М.

Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» на уроках математики.

Формирование элементарных математических представлений у детей с особыми потребностями развития – долгий и сложный процесс. Необходим индивидуальный подход в выборе методики преподавания в каждом конкретном случае.

Есть достаточно большое количество методик. Например, Kumon - современная японская методика развития детей, по которой сегодня обучаются уже в 49 странах по всему миру. В  этой методике процесс обучения разбит на очень мелкие «шажки», они многократно повторяются, чтобы закрепить достижения и подтвердить успех. Ребенок ежедневно получает задания, которые надо выполнять с помощью карандаша и бумаги.

Каждая тетрадка рассчитана на развитие конкретного навыка и для ребенка определенного возраста. Она включает занятия на несколько недель, при этом сложность задач постепенно повышается. Это повышает навыки, умственные способности и уверенность в себе.

Методика не имеет наглядности, а основана на запоминании, доведении до автоматизма. Многим детям, по моему мнению, она подойдет, в частности детям с РАС.

Для большинства детей эффективными, скорее всего, окажутся те системы обучения, которые предполагают наглядные иллюстрации величины каждого числа и взаимосвязей между числами.

 Системы Стерн и Нумикон имеют некоторые общие преимущества – и в той и в другой системе используются наглядные и осязаемые материалы, которые помогают ребенку сформировать понятия о числах, об их сравнительной величине; в основе обеих систем лежат сходные идеи. Материалы наглядно иллюстрируют сравнительную величину чисел и позволяют ребенку производить различные операции, чтобы на практике освоить счет и арифметические вычисления.

Сегодня я хочу остановиться на системе «Нумикон».

Одним из методов коррекции дискалькулии - это наглядное пособие для счета «Нумикон», соединяя в себе принцип игры и обучения. Это программа в виде наглядного материала, созданная в Англии еще в 1998 г. для детей, испытывающих трудности в обучении математике. В учебном процессе важно использовать сильные стороны ребенка и задействовать как можно больше каналов сенсорного восприятия: слух, зрение, осязание, а также необходимо подключать движение и речь.

«Нумикон» — это яркие пластины с отверстиями, соответствующие величинам числа от 1 до 10. Вместе с инструктором они изучают, соединяют, запоминают счет визуально. Весь процесс обучения интересен и увлекателен для ребенка. Он познает не только графическое обозначение, а смысл цифры, его практическое использование, учится создавать на основе визуального ряда образцы и шаблоны.

В отличие от традиционных счетных материалов, набор «Нумикон» дает глобальное, целостное представление о числе. С помощью «Нумикона» можно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел, сформировать у ребенка понятие состава числа, счетных операций: сложение, вычитание, умножение, деление.

Авторы Нумикона раньше работали учителями математики. Создавая эту методику, они опирались на свой опыт и на свое понимание того, как ребенок усваивает математические знания. Они предлагают пошаговую программу, которую можно, по их мнению,  начинать с  ребенком в возрасте 18 месяцев.    Прочитав статьи, посвященные системе Стерн и Нумикону, легко увидеть разницу между ними. Пластмассовые фигурки из Нумикона  определенным образом подходят друг к другу, их можно составлять вместе. Деревянные детали Стерна не предполагают такой возможности. С коробочками и другими предметами из программы Стерна  в процессе учебной деятельности можно делать много такого, чего не сделаешь с Нумиконом, и наоборот.

Любая методика требует осмысленного подхода и адаптации  к каждому ученику, его возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений

Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений (для детей с умеренной умственной отсталостью)...

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.

Деятельностный метод  обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...

«Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционн...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMARTBOARD НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования».  А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном проце...

Статья "Использование мультисенсорного пособия «Нумикон», как средство повышения математических представлений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)"

В статье раскрыт опыт использования мультисенсорного пособия "Нумикон" на уроках математики в начальных классах, обучающихся по АООП Вариант 1 (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)....