Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Математика и конструирование"
рабочая программа по математике (4 класс)

Дополнительная общеразвивающая программа "Математика и конструирование" разработа на основе развивающего курса "Математика и конструирование" для 4 класса, автор С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. Способствует расширению геометрических понятий  учащихся,  развитию пространственных представлений, конструкторского мышления, практических навыков в работе с чертежными инструментами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Гимназия № 4 г. Химки

РЕКОМЕНДОВАНО                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом                                                        Директор МБОУ

от 31.08.2022                                                                           Гимназия № 4 г.Химки

Протокол № 1                                                                            ___________/Н.Н. Козельская/

                                                                                        Приказ № ___-о от «31» августа 2022г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Математика и конструирование»

                                               

                                                 (стартовый уровень)

Развивающая направленность

                                                       

                                                         Возраст детей- 8-10 лет

                                                         Срок реализации-1 год

Составила: Афанасьева Г.Ф.

учитель начальных классов

                                                                 г. Химки

                                                                     2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Математика и конструирование» разработана на основе развивающего курса «Математика и конструирование» для 4 класса, автор С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина, издательство М: «Просвещение», год издания 2019.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим конструкторским мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций к общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данного курса является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Учить детей сравнивать и сопоставлять предметы и геометрические фигуры, искать аналогии, учиться классификации, обобщению, ведь при переходе из начальной школы в среднюю, к учащимся предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, а также к степени сформированности уровня произвольности, способности к саморегуляции. В этом и заключается актуальность данного курса.         Развитие пытливости, любознательности ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

Цель курса:

1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и
представлений младших школьников и развитие на их основе
пространственного воображения;

2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

Развитие пытливости, любознательности ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

На изучение курса «Математика и конструирование» отводится 36 занятий – по 1 занятию в неделю по 45 мин на период с сентября 2022 года – май 2023 года. Занятия проводятся в группах по 12-20 человек.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:  

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий:

 

- практические занятия;

- игра, загадка, сказка, рассказ;

- диалог;

- игровые ситуации;

- наблюдение;

- практикумы;

- моделирование;

- исследование;

- конструирование.

Основные виды деятельности учащихся:

  • игровая деятельность;
  • оформление газет;
  • выполнение олимпиадных заданий;
  • выполнение творческих проектных заданий.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология;
  • деятельностно – творческий метод;
  • технология проблемного обучения;
  • исследовательский метод;
  • технология проектного обучения.

Результат использования методов и технологий.

Использование технология проблемного обучения позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает, как учитель, так и сами ученики, формируются умения - высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

Исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.

Технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия).

 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основное содержание курса представлено двумя разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Геометрическая составляющая

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Свойства граней, ребер. Развёртка прямоугольного параллелепипеда.

(7 часов)

Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Свойства граней и рёбер куба. Развёртка куба.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.                                                                    (12 часов)

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях.

Соотнесение модели, развёртки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.

Чертежи в трёх проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.

(6 часов)

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представление о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развёртка прямого кругового цилиндра.

Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.                       (6 часов)

Конструирование
Изготовление каркасной и плоскостной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок.                                                       (1 час)

Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).                                                                                                     (2 часа)

Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (гараж, карандашница, дорожный каток).                                                                                                                (2 часа)

Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно симметрии.

В календарно- тематическом плане геометрическая составляющая и конструирование тесно переплетаются друг с другом. Часы, отведённые на конструирование, обозначены практическими работами.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Планируемая дата

Тема урока

Страницы пособия

1

Прямоугольный параллелепипед

7,8

2-3

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины.

9,10

4-5

Развертка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.

11,12

6-7

Закрепление пройденного.

13-17

8-9

Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Развертка куба.

18-20

10-11

Закрепление пройденного.

21-24

12

Практическая работа 1 «Изготовление модуле куба сплетением из трех полосок»

25

13-14

Закрепление пройденного.

26-28

15

Практическая работа 2 «Изготовление модели платяного шкафа»

29

16

Площадь прямоугольника (квадрата). Единицы площади.

30,31

17

Расширение представлений о способах вычисления площади.

32,33

18-19

Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трех проекциях.

35,36

20-21

Закрепление пройденного.

37,38

22-23

Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трех проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда.

39,40

24

Чертеж куба в трех проекциях.

41,42

25

Закрепление пройденного.

43,44

26

Практическая работа 3 «Изготовление модели гаража».

45

27-28

Закрепление пройденного.

46-48

29- 30

Осевая симметрия.

51,52

31

Закрепление пройденного.

53-68

32

Представления о цилиндре.

69,70

33

Практическая работа 4 «Изготовление карандашницы».

71

34

Знакомство с шаром и сферой.

72,73

35

Закрепление изученного.

74-82

36

Практическая работа 5 «Изготовление модели асфальтового катка».

83

                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

С..И.Волкова. Методическое пособие к курсу « Математика   и   конструирование » ,  1 -4  классы. Пособие для учителя. М.:  Просвещение, 2010.

Тетрадь Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. 4 класс–М.: Просвещение, 2013.

В.Т.Голубь. Графические диктанты. М., «ВАКО»  2011.

 Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2000.

 Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Ярославль: Академия развития, 1999.

Цифровые образовательные ресурсы Интернет ресурс: http://school-collection.edu.ru - Электронное учебное пособие (ЭУП) «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Кабинет:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Аудиозаписи.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Доски (2). Электронная доска (1)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Наборы счётных палочек.

Набор картинок с геометрическим материалом

Набор карточек с цифрами и знаками.

Демонстрационная оцифрованная линейка.

Демонстрационные чертёжные треугольники.

Демонстрационный циркуль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Актуальность.Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Лего-конструирование»   технической направленности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Удивительный танграм» (геометрическое конструирование или «В мире головоломок») 3-4 класс

Актуальность программы: Танграмы можно использовать для начального обучения геометрии, для развития воображения, и даже в логопедии.Цель программы: собирание всевозможных фигурок из данных элементов п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества....