Урок математики "Измерения и дроби" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Создание условий для формирования функциональной грамотности, формирование представлений о дроби как о числе, выражающем часть единиц счёта или измерения через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока

Измерения и дроби.

Тип урока

Открытие нового знания

Предмет

Математика

Класс

4, общеобразовательной школы.

Учебник

«Математика»  Л.Г. Петерсон, 4 класс, часть 1.

Мотивация учащихся

Групповые формы работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Автор урока Должность

Белая Людмила Алексеевна

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №8

Республика/край, город/поселение

г. Брянск

Сценарий  урока

Цели урока

Создание условий для формирования функциональной грамотности, формирование представлений о дроби как о числе, выражающем часть единиц счёта или измерения через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

  1. Показать недостаточность натуральных чисел для выражения результатов измерения величин.
  2. Научить находить и изображать части единиц счёта и измерения через организацию  поисково – исследовательской деятельности учащихся.
  3. Формировать у учащихся основы функциональной грамотности, умения использовать полученные знания при дальнейшем изучении дробей.
  4. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
  5.  Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах.

Задачи урока для учащихся

  1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
  2. Найти способ, т.е. число, которым можно выразить часть единиц счёта или измерения.
  3. Применять полученные знания при решении математических выражений,  задач.
  4. Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты: 

Предметный: применение алгоритма  нахождения n-й доли единицы

Коммуникативные: формирование умения работать в парах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить  рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование  материалы

Раздаточный материал для индивидуальной, групповой и парной работы, учебник «Математика»  Л.Г. Петерсон,  4 класс, часть 1. ПК, проектор, электронная доска (SMART board)

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I . Мотивация учебной деятельности

Цель:  формировать умения производить  рефлексию своей деятельности

- Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

  • Я буду внимателен
  • Я буду старателен
  • Я буду трудолюбив
  • Я буду доброжелателен
  • Я буду активен
  • Я буду успешен

-  В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

  1. Цель: повторение внетабличных случаев умножения и деления.

- Запишите в тетради число и классная работа

- Дайте характеристику числа 12 (натуральное, четное, соседи 11 и 13, двузначное , состоит из 1 десятка и 2 единиц)

- Назовите множители числа 12       (2 и 6, 3 и 4, 1 и 12),

- Кратные числа 12    (12, 24,36,48,60,72…)

2. - Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте решив примеры узнаем, с чем сегодня познакомимся. Расшифруйте слово, выполнив вычисления.

(Р)   3204:4              (Е)  15027:3           (З)  5656:8

(Н)  24048:6         (М)  81009:9            (И)  4207:7  

-  Назовите одним словом ответы. Какие это числа? (Натуральные)

- Какие числа называем натуральными? (от 1  и до бесконечности).  

-  Если есть в математике такое понятие как «натуральные» числа, следовательно, есть и ненатуральные? Вам предстоит ответить на это вопрос на уроках.

Заполните таблицу:

601

707

9001

3009

801

3009

4008

601

3009

         

Получилось слово ИЗМЕРЕНИЕ

- Сделайте вывод:  Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

(Будем учиться измерять.   Познакомимся с числами, которые ненатуральные)

- Объясните для чего человеку нужны измерения?

  (Ответы детей)

Организация работы учащихся, контролирующая.

Самостоятельная работа

III. Постановка проблемы.  

Цель: создание условий для возникновения проблемной ситуации.

-   Назовите правила работы в паре или в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться 1. -  Посмотрите на доску. Здесь изображена фигура А. Посовещайтесь в паре и сделайте оценку площади фигуры А:

   

  (4 < А<5).

- Каким же числом вы предлагаете обозначить точное значение площади фигуры  А? (разные варианты)

- Где и почему встретили затруднение?

- Можно ли найти число, которое выражает точное значение площади фигуры? ( Нет, так как числа 4 и 5 соседние)

  1. СЛАЙД 2

-   Решите задачу. Пешеход прошёл 10 км со скоростью   4 км в час. Сколько часов он был в пути?                   (Возможные ответы: больше 2 часов, меньше 3 часов)

− Мы не можем точно сказать, сколько часов он был в пути, время пешехода нельзя выразить целым числом, но можно указать приближённое значение времени и записать в виде неравенства: 2< t <3

СЛАЙД 3

 - А сейчас откройте учебник на с. 58. Выполним задание №1 алгоритм использования циркуля  (с комментированием).

 ( на доске записываем ответы)

    ____< АВ <____        ____< СD <____

____< EF <____        ____< MK <____

- Можем ли мы точно определить длину отрезков?

3.   №2 с.58

 - Посовещайтесь в парах , решите задачи и запишите решение:

  1. Оля разделила поровну  конфету между 2 подружками. Сколько конфет получила каждая? (по половинке).
  2. Литр сока разлили поровну в 4 стакана. Сколько литров сока в каждом стакане? (четверть литра)
  3. 7кг крупы рассыпали поровну в з пакета. Сколько килограммов крупы в каждом пакете? (2кг и одна треть - затруднение в решении и записи)

- В чём причина затруднения в решении последней задачи?  (Не знаем, как находить части единицы, не умеем их обозначать натуральными числами)

-  Мы убедились, что не всегда можно выполнить измерения только с помощью целых мерок. Натуральные числа лишь приближённо указывали значение величины.

 - Как же получить более точное значение?

- Перед нами проблема. Которую постараемся решить сегодня на уроке.

- Ставим  цель

Итак, цель нашего урока – будем учиться находить точное значение , т.е. выражать числами  части единиц счёта и измерения.

- А как называются такие числа, вы узнаете отгадав загадку:

СЛАЙД 5

«Это многозначное слово: ________Она бывает математическая, охотничья, барабанная.»

Это  ДРОБЬ

− Давайте проверим свою догадку по ребусу.

СЛАЙД 6, 7

Тема нашего урока: «Измерения и дроби»

СЛАЙД 8

- Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?

 - Предлагаю провести урок в форме исследования, для этого определим его задачи и составим план нашего исследования.  СЛАЙД 9

План исследования

Что такое дроби?

Что такое доли?

 Как записывать дроби?

 Как читать дроби?

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Фиксация гипотез, организация обсуждений, создание ситуации разрыва.

Исследовательская

Работа в парах

Анализируют

Доказывают

Аргументируют свою точку зрения

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и фиксация его в  алгоритм и опорный конспект.

Первичное представление о дроби.

- Работаем с учебником-тетрадью, с.57

- Чтение текста.

 - Что нужно сделать, чтобы измерить величину? (узнать сколько раз в ней содержится выбранная единица измерения);

- Какие числа используют, чтобы найти точное значение величины? (дроби);

-   Итак, вывод:

- Какие числа называют дробью? Прочитайте последний абзац.

СЛАЙД 10

(Дробь – число, которое выражает часть единицы счета, измерения). Плакат 

СЛАЙД 11 Яблоко

 - Предположим вам надо разделить с другом ЯБЛОКО.

- Как вы это сделаете? ( берем нож и разрезаем  пополам). Одну половину себе, другую – другу.

Слайд 12,13

Как мы  это обычно записываем?     (1:2)

СЛАЙД 14

-До сегодняшнего урока мы не могли делить 1:2

А с этого урока будем уметь это делать.

СЛАЙД 15

1:2 это ничто иное как  ½

СЛАЙД 16

Знак деления при записи дробей заменяют чертой.

Так что же это за число ½?

Во 1х. - Это дробь, потому что присутствует знак деления

Во 2х. -1/2 меньше единицы

В 3х. – оно обозначает, что мы целое разделили на части и взяли себе одну такую часть.

- Один из вопросов нашего исследования:

- Что такое доли? Следующий сюжет поможет на него ответить.

4. Работа над формированием понятий “доли” и “дроби”.

СЛАЙД 17

 Мимо сада, где росли цитрусовые деревья, проезжал путник, и так как время сбора цитрусовых уже прошло, на дереве осталось всего 2 апельсина. Путник сорвал 1 апельсин. После этого к дереву подошли 5 слонят. Им тоже захотелось отведать этих вкусных плодов, но на дереве остался только один апельсин.

 − Как быть? (Разделить апельсин на 5 равных частей)

- Пока слонята топтались под деревом и думали, как его разделить, дерево от их топота закачалось… и что же произошло? (апельсин упал и разделился на 5 равных долек)

СЛАЙД 18

− Что получил каждый из слонят? (По 1 дольке апельсина)

− Давайте, определим, что же такое доли?

− На что разделился апельсин? (На части)

− Какие это части? (Равные)

− Сделайте вывод с опорой на рисунок, что такое доля? − Что получил путник? ( 1 апельсин)

− А слон? ( 1 дольку)

СЛАЙД 19

 − Сравните цифры. (Они одинаковые)

 − А обозначают они одно и тоже?

В первом – случае целый апельсин.

Во втором случае – только одна доля от целого.

− Показать, что слон получил не целый апельсин, а только 1 долю из 5, можно с помощью дроби 1/5.

СЛАЙД 20

− Попробуйте объяснить, как числа 1 и 5 в записи дроби связаны с тем, что получил каждый из слонят.

 (Апельсин разделили на 5 равных частей, и каждый получил только 1 часть)  

СЛАЙД 21

− Давайте обобщим, что же такое доли и дроби.

Доли - это равные части целого.

 Дроби – это числа, выражающие части единиц счёта или измерения.

 СЛАЙД 23

5. Знакомство с записью и чтением дробей. 

СЛАЙД 24

- Как вы уже поняли любая дробь будет иметь черту. Её так и называют дробная черта.

Над чертой и под чертой стоят натуральные числа.

- Давайте правильно научимся читать дроби.

- Верхнее число всегда будет отвечать на вопрос СКОЛЬКО частей?

-  Нижнее число КАКАЯ или КАКИХ?

- У этих чисел есть своё научное название:

Верхнее – ЧИСЛИТЕЛЬ

Нижнее – ЗНАМЕНАТЕЛЬ

- Знаменатель показывает на сколько мы делили целое, а числитель показывает сколько частей или долей мы взяли.

 СЛАЙД 25

 − А перед тем как потренироваться в чтении дробей.

V. Физминутка

1. Присесть столько раз, в числе 25 содержится по 6; (24)

2. Сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 61 разделите на 10 ; (6)

3. Подпрыгнуть столько раз, сколько в числе100 десятков; (10)

4. Делать столько наклонов в стороны, сколько вы получите, если 1000 разделите на 100;

6. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.      

ЧТЕНИЕ дробей  

СЛАЙД 26,27

  1.  Учебник, стр.59 №6 (а,б,в)

 − Прочитайте задание. − Какой выберем знаменатель для обозначения каждой части? Почему?

 − Какой выберем числитель? Почему?

 − Что обозначает знаменатель?

− Что обозначает числитель?

 − Какая дробь у нас получилась?

  1.  А теперь задание для самых сообразительных

У вас на парте лежит круг . Разделите его перегибанием на 4 равные части. Закрасте 1часть.

  - Как можно записать?      (1/4)

 - Сколько частей незакрашенных?  Запишите. (3/4)

- Какая часть больше закрашенная или незакрашенная?

- Сравнивать дроби будем учиться на следующих уроках.

3. -  Учебник с. 59 №5

Потренируемся в чтениии в записи дробей

4. Демонстрационный материал. (магниты)

- Запишите дроби ½, ¼, 1/6, 1/3.

( Дети по желанию записывают у доски)

 - А сейчас давайте посмотрим на результаты нашего исследования.

СЛАЙД 28

Решение практических задач

 

- Согласны ли вы с тем, что отрезок  разделён пополам?(Нет, так как части неравные).

- Значит, какое обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными).

- Начертите отрезок произвольной длины и разделите его на две равные части. Как вы это сделаете? (Измерим отрезок и найдём середину)

- Как называют каждую часть? (половина). Отметьте половину отрезка любым цветом.

- Значит, как мы будем находить треть, четверть, пятую долю и т.д. некоторой мерки? (будем делить на 3, 4, 5 и т.д. равных частей)

-  Задание группам.

- Составьте алгоритм нахождения   n-доли единицы счёта или измерения.

Фиксирование алгоритма.

Алгоритм нахождения n-й доли единицы

  • Разделить целую единицу на n равных части.
  • Взять одну из равных частей

Регулирующая

Учебное исследование для выделения понятия

«Открытие» детьми новых знаний.

Коллективное исследование в ходе практической работы, формирование нового понятия и конструирование нового способа действия.

VII Самостоятельная работа в парах с самопроверкой в классе.

Цель: формирование умения работать в парах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

СЛАЙД 29 (сыр)

Контролирующая, организационная.

Парная  работа. Практическая работа. Применение нового способа

VIII. Итог урока:

Цель:  формировать умения производить  рефлексию своей деятельности

- Нашим предкам наука о дробях казалось очень сложной.  У некоторых народов даже были очень сложные поговорки.

Например, у немцев есть поговорка «ПОПАСТЬ В ДРОБИ»  Это значит, попасть в сложное положение.

-А каким вам, показалось знакомство с дробями?

- Кто может объяснить что такое дроби  другому человеку, например, другу

Возвращаемся к нашей таблице.

 Поднимите руки и скажите  КТО БЫЛ ВНИМАТЕЛЬНЫМ,, СТАРАТЕЛЬНЫМ, ТРУДОЛЮБИВЫМ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ, АКТИВНЫМ, УСПЕШНЫМ.

Я БЫЛ….

Оцеки за урок.

Молодцы!

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

IX. Домашнее задание: закончите №6 (г-е), №3

Планирование

Самостоятельная работа

Самоанализ урока.

 Данный урок является 1 из 15 уроков по теме «Измерения и дроби» и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

На уроке решались следующие задачи:

-Образовательные:  Формирование функциональной грамотности, формировать понятия “доли” и “дроби”; учить записи, чтению,− обозначению с помощью дробного числа части от целого.

-Развивающие: продолжить работу над обогащением словаря, над математической речью;−  учить анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы;−  формировать образность и вариативность мышления.

- Воспитательные:  воспитывать познавательный интерес, чувство коллективизма и− взаимопомощи.

-Здоровьесберегающие: учить заботиться о своём здоровье: беречь зрение и заботиться о позвоночнике.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения данной темы.

Изучение и закрепление материала проходило с использованием информационных технологий, наглядного материала, что позволило оптимизировать процесс обучения.

Все этапы урока были логически связаны между собой. Был чётко выделен главный материал.

Урок был проведён в рамках функциональной грамотности. Ученики наблюдали, анализировали, делали выводы.

Для закрепления темы использовались частично-поисковые методы обучения. Изучение, усвоение и закрепление знаний по теме осуществлялось через коллективную, индивидуальную и самостоятельную работу.

Ребята были внимательны, показали хорошую работоспособность на протяжении всего урока.

Все поставленные цели были реализованы на уроке.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.

Присесть столько раз, в числе 25 содержится по 6; (24)

сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 61 разделите на 10 ; (6)

подпрыгнуть столько раз, сколько в числе100 десятков; (10)

сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 1000 разделите на 100;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 10

Дробь – это число , которое выражает часть единицы счета или измерения.

Слайд 11

Было 1 яблоко 4-й слайд

Слайд 12

Это какая часть яблока? 7-й слайд

Слайд 13

Сколько половинок или вторых частей в целом яблоке? 8-й слайд

Слайд 14

1:2

Слайд 15

1:2 Подумайте, что может выражать данное действие? 1-й слайд

Слайд 16

1 2 Это дробь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....