Технологическая карта метапредметного урока "Челябинск в числах"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Цель урока - создание условий для переноса математических знаний в окружающий мир с целью ознакомления с историей и городской средой Челябинска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_chelyabinsk_v_chislah.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир и математика.

Класс: 4                                       УМК: Школа России

Тема урока: Челябинск в числах.

Место данного урока в системе уроков: окружающий мир, раздел «Родной край – часть большой страны», тема «Наш край».

Тип урока:комбинированный урок.

Цель урока: создание условий для переноса математических знаний в окружающий мир с целью ознакомления с историей и городской средой Челябинска.

Планируемые результаты:

Личностные

  1. Формирование интереса к изучению краеведения через частично-поисковую групповую работу.
  2. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные (УУД)

Познавательные

  1. Умение добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах.
  2. Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.

Коммуникативные

  1. Умение внимательно слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение.
  2. Умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  3. Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание.

Регулятивные

  1. Принятие и сохранение учебной задачи.
  2. Умение оценивать процесс и результат собственной деятельности.

Предметные

  1. Расширение знаний о родном крае посредством применения имеющихся математических знаний.
  2. Умение анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между величинами, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений.

Методы и приёмы:объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, словесный.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология сотрудничества, технология исследовательской деятельности.

Опорные понятия, термины: численность населения, районы города, протяжённость улиц, площадь, признаки делимости. 

Новые понятия: перепись населения, Челябинская крепость.

Дидактический материал: карточки для работы в группе, лист оценки.

Оборудование: ватман «За что я люблю Челябинск», мультимедийный проектор, презентация, компьютер.

Способы контроля предметных результатов обучения:письменный и устный опрос.

Этапы урока, (время, мин)

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые метапредметные результаты

Примечание

Организационный этап. Мотивация к деятельности (1 мин)

‒ Здравствуйте, четвероклассники. Предлагаю сесть за парты первым тем, у кого любимый школьный предмет математика.

Теперь предлагаю сесть за парты тем, у кого любимый школьный предмет окружающий мир.

Ну а сейчас сядут те дети, которые родились в городе Челябинск.

Садятся за парту в зависимости от подходящего высказывания.

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

Актуализация опорных знаний. Определение темы урока. (3 мин)

На экран выводится стихотворение.

‒ Ребята, послушайте стихотворение:

Честь человеку, что любит свой край.

Если живёшь на Урале,

Летом, зимой ли - его познавай!

Ясны и пасмурны дали...

Больше ходи по зелёным лесам.

Издавна здесь узнавали

Новости птичьи по их голосам...

Сколько секретов откроешь - не счесть!

Краю родному уральскому честь!

Обратите внимание на первые буквы каждого предложения. Какое слово получилось?

‒ Какой самый крупный город в Челябинской области?

‒ Верно, Челябинск — самый крупный город области.

‒ Как Вы думаете, сколько человек живёт в Челябинске?

‒ Ребята, правильный ответ: в нем живет более миллиона человек.

‒ А кто знает самый крупный город в России?

‒ Правильно, это Москва. А Челябинск по числу жителей — на 7 месте среди городов России!

‒ Какая тема сегодняшнего урока? Озвучьте свои предположения.

‒ Тема урока: Челябинск в числах.

Учащиеся слушают и читают стихотворение с экрана.

Составляют загаданное слово из первых букв каждого предложения: Челябинск.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выдвигают предположения, опираясь на ранее заданные учителем вопросы.

Совместно с учителем формулируют тему урока.

К: умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Постановка проблемы урока и выдвижение гипотезы (1 мин)

‒ Знаете ли Вы, сколько лет Челябинску?

‒ Сколько человек жило в Челябинске 50 лет назад?

‒ Сколько районов в Челябинске и какойрайон самый большой?

‒ Сейчас узнаем, верны ли наши предположения.

Учащиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих данных.

К: осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание

Введение в тему. Планирование групповой работы. (3 мин)

‒Для того, чтобы познакомиться с историей и городской средой Челябинска я предлагаю Вам разделиться на группы по 4 человека и решить задачи, связанные с нашим городом.

‒ Назовите правила работы в группах.

‒У каждой группы на столах есть лист с задачами. Вам необходимо выполнить вычисления и вписать ответы в таблицу.

‒Та команда, которая наберет больше всего баллов, побеждает.

‒ На выполнение задач у Вас есть 15 минут. Желаю удачи!

Ученики образуют группы (из 4 человек) с соседними партами.

Вспоминают и называют правила работы в группе: говорить шёпотом, распределять работу в группе, уважать и выслушивать мнения товарищей, участвовать всем.

Слушают задание и знакомятся со структурой заданий.

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

Приложение 1.

Физкультминутка (1 мин)

Ребята, когда я буду называть города Челябинской области, Вам надо будет хлопнуть в ладоши. Когда я буду называть города, которые находятся не в Челябинской области, Вы должны будете присесть.

Города: Магнитогорск, Самара, Уфа, Копейск, Сочи, Троицк, Сатка, Владивосток, Златоуст, Санкт-Петербург, Миасс, Озёрск.

Выполняют движения, опираясь на свои знания.

Открытие новых знаний. Выступление групп. (20 мин)

‒ Давайте проверим, какие ответы получились у каждой группы.Выберите одного представителя от группы, который озвучит нам результаты задач.

Учитель записывает к себе в таблицу по 1 баллу группе за верный ответ. После того, как все группы озвучили ответы, учитель называет правильный.

Учитель представляет дополнительную информацию после каждой задачи (сопровождается презентацией с иллюстрациями).

Задача 1.Правильный ответ: 286 лет.

‒ Город Челябинск был образован 13 сентября 1736 г. как сторожевая крепость на реке Миасс. Считалось, что «кто контролирует переправы, перекрёстки дорог – тот и хозяин этой земли».

Задача 2. Правильный ответ: 9600 кв.м.

‒ Челябинская крепость служила перевалом для доставки продуктов в Оренбург и защитой от набегов казахов и башкир.

Задача 3. Правильный ответ: на 259 960 человек.

‒ В 1737 году в Челябинской крепости проживала 191 семья. Эти данные записывались раньше в памятных книжках, в церковных книгах и адрес-календарях.

‒ Ребята, а с помощью чего сейчас считают численность людей в городах?

‒ 15 октября 2021 года проходила Всероссийская перепись населения. Впервые она стала цифровой: данные собирались в электронном виде.

Задача 4. Правильный ответ: за 6 часов.

‒ В городе Челябинск примерно 1282 улицы. Самая длинная улица в Челябинске – это Проспект Победы, а самая короткая  называется Сортировочная улица и составляет всего 36 метров. Названия улиц связаны с именами людей, с названиями других городов и с природой.

Задача 5. Правильный ответ:

Помогите Илье выписать те районы, площадь которых:

а) делится на 2;  

Все районы, кроме Ленинского.

б) делится на 3;

Курчатовский, Советский, Ленинский, Калининский.

в) делится на 5;

Курчатовский, Тракторозаводский, Ленинский.

г) делится на 10.

Курчатовский, Тракторозаводский.

Запишите самый большой по площади район: Металлургический.

Запишите самый маленький по площади район: Центральный.

‒  Ленинский, Советский и Тракторозаводский – самые старые районы в городе. Металлургический район был образован после Великой Отечественной Войны, а самый юный район – Курчатовский (1985).

Группы выбирают спикера.

Спикеры всех групп по очереди называют свой ответ.

Учащиеся слушают дополнительную информацию от учителя.

Спикеры всех групп по очереди называют свой ответ.

Учащиеся слушают дополнительную информацию от учителя.

Спикеры всех групп по очереди называют свой ответ.

Учащиеся слушают дополнительную информацию от учителя.

- Выдвигают предположения. Отвечают на вопрос.

Учащиеся слушают дополнительную информацию от учителя.

Спикеры всех групп по очереди называют свой ответ.

Учащиеся слушают дополнительную информацию от учителя.

Спикеры всех групп по очереди называют свой ответ.

Учащиеся слушают дополнительную информацию от учителя.

П: умение добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах.

К: умение внимательно слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение.

П: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.

Р: умение оценивать процесс и результат собственной деятельности.

Приложение 2

Подведение итогов групповой работы (5 мин)

На доске висит ватман с заголовком «За что я люблю город Челябинск» и с контурами сердечек для заполнения.

Группы выходят к доске для заполнения плаката в порядке занятых ими мест.

Учащиеся из каждой группы, желающие оставить запись на плакате, по очереди выходят к доске.

К: формулировать собственное мнение.

Итог урока. Рефлексия.

(3 мин)

Оцените свою работу в группах.

Продолжите:

Я могу похвалить себя за то, что…; Я могу похвалить одноклассников за то, что…;

Больше всего мне понравилось …;

Для меня было открытием то, что…

Анализируют, оценивают свою работу и выстраивают высказывания.

Р: умение оценивать процесс и результат собственной деятельности.

Приложение 1:

Задания для групп

Челябинск в числах

1 задача  (1 балл)

Дата образования города Челябинск 13 сентября 1736 г. Определите возраст города на сегодняшний день.

Ответ:

2 задача (1 балл)

Челябинская крепость была примерно 160 метров в длину и 60 метров в ширину. Какую площадь занимала территория, окружённая крепостью?

Ответ:

3 задача (1 балл)

Численность населения Челябинска в 1972 году составляла 928 000 человек. А в 2022 году – 1 187 960 человек. На сколько выросло количество людей?

Ответ:

4 задача (1 балл)

Самая длинная улица в Челябинске – это Проспект Победы (12 км). Посчитайте, за сколько часов пройдет человек всю улицу с самого начала, если его скорость будет 2 км/ч.

Ответ:

5 задача (1 балл за каждый пункт)        

Илья изучил признаки делимости и сел изучать районы города Челябинска.

Площади районов оказались такими: Металлургический = 106 кв. м, Центральный = 44 кв. м, Курчатовский = 60 кв. м, Советский = 78 кв. м, Тракторозаводский = 70 кв. м, Ленинский = 75 кв.м, Калининский = 48 кв. м.

Помогите Илье выписать те районы, площадь которых:

а) делится на 2;  

б) делится на 3;

в) делится на 5;

г) делится на 10.

д) Запишите самый большой по площади район:_________________________

е) Запишите самый маленький по площади район:________________________

Приложение 2:

Таблица оценивания для учителя

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Умножение числа 2 и на 2»

Цель.Научить составлять таблицу умножения  числа 2 и на 2, совершенствовать навыки устного счёта и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание  и логическое мышление.Планируемые...

Технологическая карта метапредметных результатов

Технологическая карта метапредметных результатов...

Технологическая карта метапредметного урока по русскому языку в малокомплектной школе

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирова...

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."...

Технологическая карта урока математики «Умножение числа 4 на однозначное число» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умения умножать число 4 на однозначные числаЗадачи урока:Дидактические:совершенствовать вычислительные навыки,способствова...

Технологическая карта урока по математике "Число 10. Состав числа 10" (УМК "Перспектива"), 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с числом 10.Задачи урока: Дидактические:1. познакомиться с составом числа 10;2. тренировать умения выполнять действия сложени...

Технологическая карта урока Математики : «Умножение числа 2. Умножение на число 2» (2 класс, УМК Школа России)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: закрепление знаний и представлений у обучающихся о табличном умножении и делении.Задачи урокаДидактические:Углубить знания у обучаю...