Программа по Внеурочной деятельности - "Математическая шкатулка" 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)

Кельзина Вера Валерьевна

Программа содержит: содеожание курса, планируемые результаты, КТП (темы, ЭОР, формы  проведения),  систему оценивания, литературу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnd_-_1kl_-matem_shkatulka.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 имени Героя Советского Союза Русанова М. Г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

 «Математическая шкатулка»

для  1 «В»  класса

начального общего образования

на  2022 – 2023  учебный  год

                                                   

  Разработала:  Кельзина В.В.,

учитель начальных классов  

Рабочая программа

Курса ВНД  «Математическая шкатулка»

                                                Содержание курса

На реализацию  курса  «Математическая шкатулка» в каждом классе начальной школы отводится: 1 час в неделю. 1 класс – 33 ч. (33 учебные недели), 2-4 классы – по 34 ч.  Занятия проводятся во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность занятия – 35 минут. 

1. Вводное занятие (2 ч) Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки.  Вводное занятие.  Занимательные задачи на сложение. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

2. Как предметы можно измерять на глаз (2 ч). Глазомер. Сравнение предметов, прямых линий. Понятия «больше», «меньше», «выше», «ниже», «уже», «шире».  Задача-смекалка. Задача-шутка Игра «Задумай число».  Задача-шутка. Загадки. Игра «Задумай число».

3. Сравнение фигур (2ч). Сравнение фигур.  Геометрические фигуры. Их виды. Почему их так назвали: треугольник, четырехугольник, круг, прямая, ломаная, замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, луч.   Животные из геометрических фигур. Что такое ребус? 

4. Игра «Задумай число» (3 ч). Игра «Задумай число». Сравнение фигур. Задачи-смекалки. Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками.

           

5. Математическая газета (2 ч) Подбор интересного материала и составление  математической газеты. Занимательная математика: логические задачи,  задания вычислительного характера. 

        

6. Загадочные слова (2 ч). Загадочные слова.  Ребусы. Задача – шутка. Заполнение числовых кроссвордов.

        7. Весёлые задачки (3 ч). Условие, вопрос, решение, ответ задачи.  Весёлые задачки.  Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Задача-смекалка. 3адачи с  недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

8. Любимые фигуры (2 ч). Любимые фигуры.  Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.  Геометрическая мозаика.  Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз»,»вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓,   указывающие направление движения. Проведение линии по заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным  контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление  и зарисовка фигур по собственному замыслу.  Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.

9. Экскурсия (1ч).  Экскурсия  «Математика в жизни». Где на улице, в доме, в природе встречаются  геометрические фигуры. Где в реальной жизни нам необходима математика.

10.Викторина (2 ч). Викторина.  Турнир «смекалистых». Занимательные задачи. Математические ребусы. Математические кроссворды.

11. Равно, больше или меньше? (2 ч)  Равно, больше или меньше? Знаки: «равно», «больше»  «меньше». Сравнение  чисел и выражений.  Задачи в стихах. Логические упражнения.

12. Весёлые числа ( 3ч). Занимательные задачи. Составление  занимательных задач на сложение и вычитание. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.  Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. «Веселый счёт» - игра-соревнование;  «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,

13. Развитие глазомера (3 ч). Развитие глазомера.  Как предметы нужно измерять на глаз. Составление ребусов.

Загадки – шутки. «Задумай число».

14. Наши итоги (4 ч) Загадки, ребусы, весёлые задачи.  Математический КВН. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Программа  направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.  

Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

         

Планируемые результаты

Личностные,   метапредметные,   предметные  

Личностными УУД:   

Развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении;  

Разнообразных заданий проблемного  характера;

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

Воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления;

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные УУД:

Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  

Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

Анализировать  правила   игры.  

Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

Включаться  в   групповую   работу.  

Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата

формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач.

Предметные УУД:

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме). 

Календарно-тематическое планирование.- 1 класс

№ занятия, дата

Темы

Кол-во часов

            ЭОР

Форма проведения

Вводное занятие (2 ч)

1

Вводное занятие.  Занимательные задачи на сложение.

1

Фронтальная

2

Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки

1

Игровая

Как предметы можно измерять на глаз (2 ч).

3

Задача-смекалка. Задача-шутка Игра «Задумай число»

1

pandia.rutext/83/657/66993.php

Творческая

4

Задача-шутка. Загадки. Игра «Задумай число»

1

pandia.rutext/83/657/66993.php

Игровая

Сравнение фигур (2ч).

5

Сравнение фигур.  

1

Наблюдение

6

Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус?

1

Групповая

Игра «Задумай число» (3 ч).

7

Игра «Задумай число».

 

1

Игровая

8

Сравнение фигур. Задачи-смекалки.

1

Наблюдение, сравнение  

9

 Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками.

1

pandia.rutext/83/657/66993.php

Игровая

Математическая газета (2 ч)

10-11

Математическая газета.  

2

Практикум

Загадочные слова (2 ч).

12-13

Загадочные слова.  Ребусы. Задача – шутка.

2

Групповая

        Весёлые задачки (3 ч).

14

Весёлые задачки.  

1

myshared.ruslide/557606/

игровая

15

Задачи в стихах на сложение.

1

Индивидуальная

16

Задача – шутка. Задача-смекалка.

1

infourok.ru

Работа в парах

       Любимые фигуры (2 ч).

17

Любимые фигуры.  

1

Фронтальная

18

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.

1

Групповая

Экскурсия (1ч).

19

Экскурсия «Математика в жизни». 

1

Экскурсия

Викторина (2 ч).

20-21

Викторина.  

Турнир «смекалистых».

2

infourok.ru

Игровая, творческая

Равно, больше или меньше ? (2 ч)

22

Равно, больше или меньше?

1

Рассуждение

23

Задачи в стихах. Логические упражнения.

1

Творческая

Весёлые числа ( 3ч).

24-25

Занимательные задачи.

2

Игровая  

26

Составление  занимательных задач на сложение и вычитание.

1

pandia.rutext/83/657/66993.php

Практикум,  выставка

Развитие глазомера (3 ч).

27-28

Развитие глазомера.  Как предметы нужно измерять на глаз.

2

Сравнение

29

Составление ребусов.

Загадки – шутки. Задумай число».

1

myshared.ruslide/557606/

Практикум

Наши итоги (4 ч)

30-32

Загадки, ребусы, весёлые задачи.

3

myshared.ruslide/557606/

Итоговый контроль

33

Математический КВН

1

Контроль  (контролировать этапы своей работы, оценивать процесс  и  результат  выполнения задания)

Итого:

33

Система  оценивания

Система оценивания осуществляется через: тестовые задания, анкеты, Математический КВН

В результате реализации дополнительной образовательной программы  дети должны:

- приобретение  школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задачи – шутка. Загадки.

Литература

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.

7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности "Математический кружок"

В программе дано планирование занятий кружка на 4 года (1, 2, 3, 4)....

Программа внеурочной деятельности в 3 классе "Математическая шкатулка"

Программа внеурочной деятельности по математике в 3 классе "Математическая шкатулка"...

Программа внеурочной деятельности "Математические лабиринты"

Программа общеинтеллектуальной направленности...

Рабочая программа внеурочной деятельности “Математическое конструирование”.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФакультативный курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Основная цель изучения курса «...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"

Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г.Сафоново по внеурочной деятельности курса «Математическая шкатулка» для    учащихся 1—4 классов МБОУ «СОШ № 2»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математический марафон", 4 класс

Рабочая программа «Математический марафон» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Отличительной особенностью данной программы является...