Рабочая программа по предмету "Математика" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

из олпыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_kl_matematika.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Математика» 4 класс

Рабочая программа по математике  для обучающихся 4 класса разработана на основе:

  - основной образовательной программой начального  общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- Программа. Начальная школа. 4 класс. УМК Перспектива. / Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой: «Просвещение», 2011.– (Образовательный стандарт).

-учебника «Литературное чтение»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.  – М.: «Просвещение», 2017.

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»»;

- учебным  планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017/2018 учебный год, утвержденного приказом от 29.08.2017г №330;

- годовым  календарным учебным графиком  на 2018/2019 учебный год.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

1. Личностные результаты         

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Принятие социальной роли « ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  • Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
  • Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  • Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как « рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

2. Метапредметные результаты

  • Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  • Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  • Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
  • Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео  и графическим сопровождением.
  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов. − Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  • Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
  • Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
  • Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета « математика».

3. Предметные результаты

  • Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

                                                         Содержание учебного предмета

4 класс - 4 часа в неделю, всего 136 ч

Числа и арифметические действия с ними (35 ч)

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.

Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с остатком). Общий случай деления многозначных чисел.

Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе). 

Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.

Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.

Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби.

Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно

число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби.

Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).

Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.

Работа с текстовыми задачами (42 ч)

Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.

Составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел.

Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).

Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.

Геометрические фигуры и величины (15 ч)

Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.

Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.

Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения между ними.

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки.

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.

Величины и зависимости между ними (20 ч)

Зависимости между компонентами и результатами арифметических  действий.

Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a × b) : 2.

Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.

Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл. ×= v1 + v2  и vуд. ×= v1 − v2. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) ∙t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t), с отставанием (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t). Формула одновременного движения s = vсбл.× tвстр.

Координатный угол. График движения.

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число

Алгебраические представления (6 ч)

Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ³, £. Двойное неравенство.

Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча.

Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.

Математический язык и элементы логики (2 ч)

Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков.

Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или».

Работа с информацией и анализ данных (16 ч)

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.

Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.

Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.

Тематическое планирование по математике 3 класс (УМК «Перспектива»)

4 ч в неделю, 136 часов в год

№ урока

Тема урока

Дата

Примечания

план

факт

1

Повторение пройденного в 1-3 классах

2

Повторение пройденного в 1-3 классах

3

Неравенство. Решение неравенства.

4

Множество решений.

5

Строгое и нестрогое неравенство.

6

Двойное неравенство

7

Двойное неравенство.

8

Оценка суммы.

9

Оценка разности.

10

Оценка  произведения.

11

Оценка  частного.

12

Прикидка результатов арифметических действий.

13

Прикидка результатов арифметических действий.

14

Контрольная работа по теме «Неравенства. Способы проверки правильности вычислений»

15

Деление с однозначным частным.

16

Деление с однозначным частным.

17

Деление на двузначное число.

18

Деление на двузначное число.

19

Деление на трехзначное число.

20

Входная административная контрольная работа за 3 класс

21

Деление на трехзначное число.

22

Оценка площади.

23

Приближенное вычисление площадей.

24

Приближенное вычисление площадей.

25

Контрольная работа по теме «Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Площадь геометрической фигуры».

26

Измерения и дроби.

27

Из истории дробей.

28

Из истории дробей.

29

Доли.

30

Сравнение долей.

31

Нахождение  доли числа.

 32

Проценты.

33

Нахождение числа  по доле.

34

Дроби.

35

Дроби.

36

Сравнение дробей.

37

Сравнение дробей.

38

Нахождение части числа.

39

Нахождение числа по его части.

40

Задачи на дроби.

41

Задачи на дроби.

42

Площадь прямоугольного треугольника.

43

Деление и дроби.

44

Нахождение части, которую одно число составляет от другого.

45

Нахождение части, которую одно число составляет от другого.

46

Контрольная работа по теме «Доля величины. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Площадь геометрической фигуры»

47

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

48

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

49

Правильные и неправильные дроби.

50

Правильные и неправильные части величин.

51

Задачи на части с неправильными дробями.

52

Смешанные числа.

53

Выделение целой части из неправильной дроби.

54

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

55

Сложение и вычитание смешанных чисел.

56

Сложение и вычитание смешанных чисел.

57

Сложение и вычитание смешанных чисел.

58

Административная контрольная работа по итогам 1 полугодия.

59

Сложение и вычитание смешанных чисел.

60

Сложение и вычитание смешанных чисел.

61

Сложение и вычитание смешанных чисел.

62

Контрольная работа по теме «Решение текстовых задач арифметическим способом».

63

Проектные работы: «Из истории дробей».

64

Проектные работы: «Из истории дробей».

65

Шкалы.

66

Числовой  луч.

67

Координаты на луче.

68

Расстояние между  точками координатного луча.

69

Расстояние между  точками координатного луча.

70

Движение по координатному лучу.

71

Движение по координатному лучу.

72

Одновременное движение по координатному лучу.

73

Скорость сближения  и скорость удаления.

74

Скорость сближения  и скорость удаления.

75

Скорость сближения  и скорость удаления.

76

Скорость сближения  и скорость удаления.

77

Встречное движение.

78

Встречное движение.

79

Встречное движение и движение в противоположных

80

направлениях.

81

Движение вдогонку.

82

Движение с отставанием.

83

Движение вдогонку и с отставанием.

84

Формула одновременного движения.

85

Формула одновременного движения.

86

Формула одновременного движения.

87

Формула одновременного движения.

88

Задачи на одновременное движение всех типов

89

Задачи на одновременное движение всех типов

90

Задачи на одновременное движение всех типов

91

Контрольная работа по теме «Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Скорость, время, путь».  

92

Действия над составными именованными числами.

93

Новые единицы площади: ар, гектар.

94

Действия над составными именованными числами.

95

Сравнение углов.

96

Развёрнутый угол. Смежные углы.

97

Измерение углов.

98

Угловой  градус.

99

Транспортир.

100

Сумма и разность углов.

101

Сумма и разность углов треугольника.

102

Измерение углов транспортиром.

103

Построение углов с помощью транспортира.

104

Вписанный угол.

105

Построение углов с помощью транспортира.

106

Центральный угол.

107

Построение углов с помощью транспортира.

108

Круговые диаграммы.

109

Столбчатые и линейные диаграммы.

110

Диаграммы.

111

Преобразование именованных чисел. Углы.

112

Контрольная работа по теме «Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели»

113

Игра «Морской бой». Пара элементов.

114

Передача изображений.

115

Координаты на плоскости.

116

Построение точек по их  координатам.

117

Точки на осях  координат.

118

Кодирование фигур на плоскости.

119

Координатный угол.

120

График движения.

121

Чтение графиков движения.

122

Изображение на графике времени и места встречи движущихся объектов.

123

Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях.

124

Чтение и построение графиков движения.

125

Контрольная работа по теме «Создание простейшей информационной модели. Распознавание и изображение геометрических фигур»

126

Нумерация чисел. Арифметические действия с многозначными числами.

127

Решение задач. Действия с именованными числами.

128

Дроби. Арифметические действия с дробями.

129

Задачи на нахождение части (процента) числа и числа по его части (проценту).

130

Задачи на движение.

131

Административная контрольная работа по итогам обучения в 4 классе

132

Повторение пройденного

133

Итоговая контрольная работа

134

Анализ контрольной работы

135

Повторение

136

Повторение

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Оценка письменных работ по математике

Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 негрубых ошибки.

«3» -1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 грубые ошибки.

Контрольный устный счёт, состоящий из 10-12 заданий:

«5» - без ошибок. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - 5 и более ошибок.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишние действия).

4. Нерешённая до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

1. Нерациональный приём вычислений.

2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

3. Неверно сформулированный ответ задачи.

4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

5. Недоведение до конца преобразований.

Примечание. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...