конспект урока 1 класс "Точка и линия"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Сбродова Александра Александровна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_uroku_tochki_i_linii.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект к презентации по математике на тему

«Точки и линии» 1 класс

Цели урока: создать представление о геометрических фигурах «точка», «прямая линия», «кривая линия», «ломаная линия». Повторять и закреплять полученные умения и навыки по теме «Нумерация».

Задачи: развитие внимания, памяти, мышления; развитие связной речи; формирование умения работать на уроке, умения работать в тетради.

Формировать УУД:

- познавательные: определение вида  линий, изображение  их в тетради, сравнение геометрических фигур.

- личностные: формирование самоконтроля, самостоятельности.

- коммуникативные: формирование умения слушать других, понимать их, отвечать на вопросы, формирование умения работать в группе, в паре, фронтально.

- регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемые результаты:

- уметь определять вид геометрической фигуры,

- уметь оценивать свои результаты,

- уметь работать на уроке – слушать, отвечать, сотрудничать с учителем и одноклассниками,

- уметь определять и формулировать цели в соответствии с задачей.

Оборудование:

Учебник «Математика» 1 часть Г.В. Дорофеев, презентация к уроку, компьютер, проектор, приложения.

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1

Прозвенел для всех звонок.

Начинаем наш урок!

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте!(Хором)

Вам условие понятно?(ДА)

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет.

II. Актуализация знаний

Начинаем устный счет. (Хором)

Устный счет

  1. Я задумала число, вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала? (4)
  2. Увеличьте 5 на 2? (7)
  3. Назовите предыдущее число, числу 10? (9)
  4. Из целого, которое равно 4, вычитаем часть, равную трем. Чему равна вторая часть? (1)
  5. Уменьшите 4 на 1? (3)
  6. Первое слагаемое 3, второе слагаемое такое же. Чему равна сумма? (6)
  7. Назовите последующее число, числу 7? (8)
  8. Найдите разность чисел 3 и 1? (2)
  9. Какое число стоит между числами 4 и 6? (5)

- Какое число осталось, мы не использовали сегодня? (10) Почему его можно назвать лишним? (двухзначное). Отложите лишнее число в сторону.

- Расположите оставшиеся  карточки так, чтобы  числа шли в порядке убывания, и вы узнаете, в какую страну мы отправимся на сегодняшнем уроке. Слайд 2.

Т

О

Г

Я

Р

М

Е

И

Е

4

7

9

1

3

6

8

2

5

ГЕОМЕТРИЯ. Слайд 3.

- А что такое ГЕОМЕТРИЯ? (Геометрия – это наука, которая изучает геометрические фигуры и их свойства.)

- Назовите жителей этой страны? (взять объемные геометрические фигуры у математиков)

(дети перечисляют геометрические фигуры)

СЛОЖИТЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА В КОНВЕРТ!!!

III. Целеполагание

-  Отгадайте, кто будет путешествовать вместе с нами по стране Геометрии:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу нарисовать я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход! (Карандаш)

Слайд 4.

- Сегодня Карандаш хочет познакомить вас с еще одними жителями страны Геометрии, а кто это, вы узнаете, поработав в парах.

Слайд 5.

- Давайте вспомним правила работы в паре.

- Когда пара будет готова  нужно  подать знак.

Задание: перед вами карточки, распределите их на 2 группы

.

.

/

~

- Какие 2 группы у вас получились?

Точки и Линии

- Так КАКАЯ БУДЕТ ТЕМА УРОКА?

Точки и Линии.

Слайд 6.

- Поработаем сначала с точками.

- Что же такое ТОЧКА?  (мнения детей)

Слайд 7.

- Древнегреческий математик и создатель геометрии Евклид еще в 3 веке до н.э. дал четкое определение точки: «Точка – это то, что не имеет частей»

- Как вы это понимаете? (точка настолько мала, что ее нельзя разделить на более мелкие части)

Не имеет частей

Слайд 8.

- У точек есть имена. Нашу точку зовут точка А. В имени точки всегда только одна заглавная буква. Точку можно назвать любой буквой алфавита.

- Посмотрите на  (№1 стр. 56)  точки, изображенные на рисунке:

- Какая из точек самая верхняя? (Б)

- А самая нижняя? (Д)

- Какая из точек правее всех?  (М) Левее? (А)

- Какие точки носят имена гласных букв? (А Е) Согласных? (Б Д В М)

- Где в природе можно встретить точки? (звезды на небе, капли дождя на стекле).

- Уберите карточки с точками в сторону. Распределите оставшиеся карточки еще на 2 группы.

- Что получилось?

Линии

 - Прямые

 - Кривые

Слайд 9.

- Послушайте сказку Карандаша о том, как родилась линия.

Слайд 10,11,12,13

Жила-была красная Точка в стране Геометрии. Скучно было точке одной, и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла за калитку, а навстречу ей тоже точка идет. Точка и говорит, вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать, друзей искать. Через некоторое время встречают они еще одну точку, и идут дальше уже втроем. Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становится все больше и больше. И, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия

- Когда точки идут прямо, то какая линия получается?… прямая,

- А когда неровно, криво, то какая получается линия?… кривая.

Слайд 14, 15

- Из чего же состоит линия? (из множества точек) Запомните это – в старших классах пригодится.

- Где в природе можно встретить линии? (веточки деревьев, тропинка)

- Какая линия показывает полет листа?  (кривая) Слайд 16

- А какая след от самолета?   (прямая)  Слайд 16

Слайд 17.

- Давайте посмотрим, как ведут себя вместе точки и линии. Карандаш предлагает выполнить задание на листочках. ПОЛОЖИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ БЕЛЫЙ ЛИСТ

1 ребенок у доски

  1. Поставьте в 1-м прямоугольнике точку и проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку.

- Какую линию вы получили? (прямую)

- Можно ли начертить еще линию, чтобы она снова прошла через эту точку? (Да)

- А у кого по-другому?

- Проделайте эту работу еще несколько раз.

- Итак, сколько прямых можно провести через одну точку? А можно их посчитать??  (бесконечное множество)

Слайд 18.

1 ребенок у доски

  1. Во 2-м прямоугольнике поставьте точку и от руки через эту точку проведите кривые линии.

- А у кого по-другому?

- К какому выводу вы пришли через своё исследование? (через одну точку можно провести бесконечное множество кривых линий).

Слайд 19.

1 ребенок у доски

  1. Поставьте в 3-м прямоугольнике 2 точки и проведите с помощью линейки линию так, чтобы она прошла через эти точки. Какая линия получилась? (прямая)

- Попробуйте начертить еще одну линию так, чтобы прямая проходила через эти точки. (ничего не получается).

-  К какому выводу вы пришли? (через 2 точки можно провести только одну прямую)

Слайд 20.

1 ребенок у доски

  1. – В 4-м прямоугольнике поставьте 2 точки и от руки проведите через них кривую.

 – А у кого по-другому?

Проведите через эти точки еще несколько кривых.

- Сколько же можно  провести кривых через 2 точки? (сколько угодно, множество)

 

- Давайте подведем итог нашего исследования:

- Сколько линий прямых и кривых можно провести через одну точку?

1. Через 1 точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий.

- А сколько прямых линий можно провести через две точки? А сколько кривых через 2 т?

2. Через 2 точки можно провести только 1 прямую линию и множество кривых.

ФИЗМИНУТКА КОСМОС

Итак, мы в открытом космосе, давайте понаблюдаем, может быть и в космосе нам встретятся геометрические фигуры...

- ( На экране 2 созвездия (одно созвездие Кассиопеи – незамкнутое, другое - … замкнутое)

- Наш Карандаш отправился дальше и предлагает вместе с ним ненадолго отправиться в космос и послушать звуки в космосе и понаблюдать глазками за звездами. Слайд 21.

Слайд 22.

Итак, мы в открытом космосе, давайте понаблюдаем, может быть и в космосе нам встретятся геометрические фигуры...

Слайд 23.

-( На экране 2 созвездия (одно созвездие Кассиопеи – незамкнутое, другое - … замкнутое)

- Карандаш просит помощи, кто знает – что это?? Это созвездия. Определенное расположение звезд на звездном небосклоне называют созвездиями.

Слайд 24.

- Перед вами созвездие Большой Медведицы и царицы Кассиопеи.

- Люди на земле узнают эти созвездия по ярчайшим звездам, которые для удобства объединили в рисунки из геометрических фигур.

- И древним, и нынешним путешественникам, охотникам и морякам положение знакомых созвездий на небе помогает ориентироваться по сторонам горизонта и по времени.

Слайд 25.

- Чем похожи эти линии? (они кривые)

- А чем отличаются эти линии? (замкнутая / незамкнутая)

- А посмотрите (на экране движение звездочки по созвездию – ДЕТИ ПОВТОРЯЮТ ДВИЖЕНИЕ ТОЧКИ ПО СОЗВЕЗДИЮ КАРАНДАШОМ В ВОЗДУХЕ)

Слайд 26, 27

- Если начать двигаться от какой-то точки по замкнутой линии, то обязательно вернешься в эту точку.

- Где в природе можно встретить такие линии? Дороги, реки, озеро, пруд.  Земля вращается вокруг Солнца по замкнутой линии – орбите. Она обходит свою орбиту за 1 год.

Слайд 28.

- А теперь Карандаш предлагает поработать самостоятельно на листочках в 5-м прямоугольнике. Кто скажет, какое задание придумал для вас Карандаш? (№ 5, стр. 56)

Слайд 29.

- Проверка с доской: - Сравните свою работу с доской, кто сделал все правильно – поставьте себе +, кто ошибся – исправьте.

- Сколько замкнутых линий получилось? (4), незамкнутых? (3) Каких линий больше и на сколько?

Слайд 30.

  1. Рефлексия

- В какой стране побывали и с какой наукой познакомились?

ГЕОМЕТРИЯ

Слайд 31.

- Найдите в буквах этого слова незамкнутые линии? Замкнутые?

- Какое открытие сделал каждый из вас на сегодняшнем уроке?

- Спасибо за урок. Карандаш благодарит за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Замкнутые ломаные линии. Многоугольники 1 класс ПНШ

Объяснение нового материала используя работу в парах и групповую работу....

Конспект урока на тему: "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева"

Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева...

Конспект урока математики "Сети линий. Пути." (2 класс)

Цели деятельности учителя: Повторение и закрепление знаний о сети линий и пути.Планируемые результатыПредметные:-знать способы перемещения по сетям линий;-уметь перемещаться по путям разными способами...

Конспект урока изобразительного искусства «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами худ...

Конспект урока изобразительного искусства: «Линия как средство выражения: ритм линий» (УМК "Школа России", 2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Линия как средство выражения: ритм линий»Цели деятельности учителя: формирование знаний о графики, графических материалах, их выразительных ...

Конспект урока изобразительного искусства "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева".(УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...

Конспект урока по теме "Линия – как средство выражения. Характер линии" 2 класс

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...