Урок математики «Решение задач»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Колесник Наталья Николаевна

ПРЕДМЕТ: математика

КЛАСС: 3 «А»

ТЕМА УРОКА: «Решение задач»

ТИП УРОКА:  рефлексия

ЦЕЛЬ УРОКА: закреплять умения решать задачи на умножение; на разностное сравнение: на кратное сравнение.

ЗАДАЧИ:     

Обучающая: закреплять знания таблицы умножения; умения решать задачи на умножение.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, математическую речь, память;

Воспитывающая: воспитывать интерес к учебному предмету, любовь к природе и окружающей среде.

Формируемые УУД:

Коммуникативные УУД (КУУД)

- Уметь аргументировать свой ответ;

-Слушать и понимать речь других;
-Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-Формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_reshenie_zadach.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: математика

КЛАСС: 3 «А»

ТЕМА УРОКА: «Решение задач»

ТИП УРОКА:  рефлексия

ЦЕЛЬ УРОКА: закреплять умения решать задачи на умножение; на разностное сравнение: на кратное сравнение.

ЗАДАЧИ:        

Обучающая: закреплять знания таблицы умножения; умения решать задачи на умножение.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, математическую речь, память;

Воспитывающая: воспитывать интерес к учебному предмету, любовь к природе и окружающей среде.

Формируемые УУД:

Коммуникативные УУД (КУУД)

- Уметь аргументировать свой ответ;

Слушать и понимать речь других;
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
Формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Регулятивные УУД (РУУД)
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД (ЛУУД)

- Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Проявлять интерес к изучению данной темы.

-Ценностное отношение к здоровому образу жизни

Познавательные УУД (ПУУД)

- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- Перерабатывать полученную информацию;

- Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия; Познавательный интерес к науке.

Оборудование: презентация, учебник математики «Школа России», карточка с заданием на этапе «Реализация построенного проекта», персональный нетбук для пары обучающихся; карточки с тестами по теме «Решение задач на умножение и деление»; карточки для работы в группе; цветные карандаши: синий, зелёный , красный, жёлтый.

ХОД УРОКА:

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня урок математики проведу у вас я.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

А с чего мы начинаем каждый урок?

Создадим друг другу хорошее настроение:

 улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в освоении нового. Крепко обнимите себя и скажите:
«У меня сегодня всё получится!». 

 Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.  

(Садитесь девочки, затем мальчики)

Здравствуйте!

Настраиваются на работу.

Регулятивные: -развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Интеллектуальная разминка.

Прямая линия с точками на концах – это…

Четыре недели – это один…

Сколько звуков в слове Ёж?

Назови пятый и восьмой месяц года?

Назови шестую букву алфавита.

Часть суток от утра до вечера?

Назови три последние буквы алфавита.

С помощью чего чертят окружность?

В квартире две комнаты. Из одной сделали две. Сколько комнат стало?

У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?

Сколько всего двузначных чисел, запись которых оканчивается нулём?

Наибольшее двузначное число? Наименьшее?

Мера для измерения жидкости?

Промежуток времени в 60 минут?

Четырнадцать лыж у крылечка лежат. Сколько каталось на лыжах ребят?

-Математику называют Королевой наук! Мы продолжаем изучать науку Математику.

-Чему учит вас математика?

-Прочитаем высказывание:

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

-Продолжим тренировать свой мозг, поиграем в игру «Продолжи правило»

1.Первое слагаемое, второе слагаемое …

2.Уменьшаемое, вычитаемое…

3.Если из суммы вычесть второе слагаемое, то получим…

4.Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим…

5.Если из уменьшаемого вычесть разность, то получим…

6.Если к разности прибавим вычитаемое, то получим…

7. Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого мы должны…

8. При умножении числа называются ...

9. Первый множитель, второй множитель…

10. От перестановки множителей произведение …

11. Делимое, делитель…

12. Если произведение разделить на второй множитель, то получим…

13.Если произведение разделить на первый множитель, то получим…

14.Чтобы найти произведение мы должны…

15.Если частное умножить на делитель, то получим…

16. Чтобы найти делимое, мы должны …

17. Чтобы найти частное, мы должны …

18. Чтобы найти делитель, мы должны …

19. Периметр это…

20. Чтобы найти площадь, нужно…

21. Если число умножить на ноль, то получим…

22. Если число умножить на один, то получим…

23. Если ноль разделить на число, то получим…

24. На ноль делить …

ОТРЕЗОК

МЕСЯЦ

3

МАЙ АВГУСТ

Е

ДЕНЬ

Э Ю Я

ЦИРКУЛЬ

3

8

9

99 10

ЛИТР

ЧАС

7

-Порядку, организованности, настойчивости, упорству, логичности поступков, последовательности действий, точности, развивает внимание.

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению ошибок

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

Просмотр отрывка мультфильма «В стране невыученных уроков»

-Витя Переступин ленился и не правильно решал задачи.

-И что из этого вышло?

-Почему так произошло?

- Чтобы этого не получилась надо правильно решать задачи.

-Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Продолжите предложение:

«Мне важно без ошибок научиться решать задачи, потому что ...»

Смотрят мультфильм.

-Получилось пол землекопа, но этого не может быть.

-Он торопился и ленился, не правильно решил задачу.

-Решение задач.

-

Познавательные УУД:  постановка и формулирование проблемы; . Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой ответ.

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

-Откройте учебник на стр. решите задачу

Краткая запись, решение, ответ.

Алгоритм решения задачи.

1.Прочитайте задачу про себя.

2. Выделите условие и вопрос задачи.

3.Составьте краткую запись.

4.Коллективно обсудите в паре запись краткого условия задачи.

5.Решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по паре или учителю.

6.Обсудите свой ответ задачи с товарищами.

-А теперь, давайте отдохнем.

-Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3?

-Выполните по столько наклонов влево и вправо, во сколько раз 9 меньше 3?

- Присели столько раз, во сколько 12 больше 3?

- Подпрыгните столько раз, во сколько раз 2 меньше 8?

Решают задачу с объяснением.

5

3

4

4

Познавательные: умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

5.

Этап реализации построенного проекта.

Следующее задание «Реши задачу».

(у детей цветные карандаши: синий, зелёный , красный, жёлтый)

-Послушайте задачу, определите каким действием она решается, отметьте цветным кружком по алгоритму (на экране алгоритм):

СЛОЖЕНИЕ- красный

ВЫЧИТАНИЕ-синий

УМНОЖЕНИЕ-зелёный

ДЕЛЕНИЕ-жёлтый)

К празднику ученики сделали 24 фонарика и 8 звёздочек.

Во сколько раз меньше сделали звёздочек, чем фонариков? (:)

В парке 15 качелей и 5 каруселей. На сколько больше качелей, чем каруселей? (-)

В ларьке было 5 ящиков помидоров, по 3 кг в каждом. Сколько кг помидоров было в ларьке? (*)

4.У Марины 40 копеек, а у Миши на 25 копеек больше. Сколько копеек у Миши? (+)

СЛОЖЕНИЕ

УМНОЖЕНИЕ

ДЕЛЕНИЕ

ВЫЧИТАНИЕ

-Проверяем. Интерактивная доска.

Решают задания на карточках.

Коммуникативные УУД:

умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.

Познавательные УУД:

умение выделять существенную информацию.

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Теперь решите задание на карточках в группах.

Работа в группе Карточка №1

Определите количество действий в задаче, заполните таблицу.

Решите одну из задач в тетради, пользуясь алгоритмом.

Задача

Кол-во действий

Действие

1

27 огурцов разложили на тарелки по 3 огурца на каждую. Сколько понадобилось тарелок?

1

:

2

Почтовый работник израсходовал на упаковку посылки 2 м шпагата. Сколько м шпагата потребуется на упаковку 9 таких же посылок?

1

*

3

Петя купил 4 карандаша по 4 руб. и 8 тетрадок по 3 руб. Сколько руб. он заплатил?

3

1)*

2)*

3)+

4

В трёх ящиках 21 кг апельсинов. Сколько кг апельсинов в 8 таких же ящиках?

2

1):

2)*

5

Папа принёс 20 кг капусты, а моркови в 10 раз меньше. Сколько кг моркови принёс папа?

1

:

Работа в группе Карточка №2

Определите количество действий в задаче, заполните таблицу.

Решите одну из задач в тетради, пользуясь алгоритмом.

Задача

Кол-во действий

Действие

1

Сколько колёс у четырёх машин «Жигули»?

1

*

2

20 берёз посадили поровну по двум сторонам аллеи. Сколько берёз на каждой стороне аллеи?

1

:

3

Было 40 цветов. 5 из них поставили в вазу, а остальные по 5 штук завязали в букеты, чтобы подарить родным. Сколько родственников поздравили?

2

1)-

2):

4

В ящиках привезли 12 кг лимонов по 2 кг в каждом ящике и 27 кг мандаринов по 3 кг в каждом ящике. На сколько ящиков с мандаринами большее ящиков с лимонами?

3

1):

2):

3)-

5

Отцу 40 лет, сын на 28 лет моложе отца, а дочь в 2 раза моложе сына. Сколько лет дочери?

2

1)-

2):

Проверка на интерактивной доске.

Решают задания в парах.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение оформлять свои мысли в устной форме.

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1 вариант выполняет тест на нетбуке, заполняет карточку для записи ответ

Карточка для записи ответов

ФИ ______________ Класс ____________ Число __________

№ вопроса

Вариант 1

Вариант 2

1.

2.

3.

4.

5.

Поставь знак в ячейке правильного ответа.

2 вариант выполняет печатный тест по теме «Задачи на умножение и деление»( поменяться )

Тест

Задачи на умножение и деление

I вариант

1. В книге 56 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. За сколько дней он прочитал эту книгу?

а) за 7 дней в) за 9 дней

б) за 8 дней г) за 3 дня

2. В одной книге 9 страниц. Это в 3 раза меньше, чем в другой. Сколько страниц во второй книге?

а) 3 страницы в) 27 страниц

б) 6 страниц г) 18 страниц

3. В одной книге 40 страниц, а в другой в 5 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах?

а) 45 страниц в) 53 страницы

б) 48 страниц г) 75 страниц

4. В одной книге 30 страниц, а в другой 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй?

а) в 10 раз в) в 3 раза

б) в 5 раз г) в 2 раза

5. Ширина обложки книги прямоугольной формы 8 см, а длина 12 см. Чему равен периметр этого прямоугольника?

а) 20 см. в) 40 см.

б) 60 см. г) 80 см.

6. В трех одинаковых коробках 18 карандашей. Сколько карандашей в 5 таких коробках?

а) 18 карандашей в) 30 карандашей

б) 25 карандашей г) 35 карандашей

Тест

Задачи на умножение и деление

II вариант

1. В книге 48 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. За сколько дней он прочитал эту книгу?

а) за 6 дней в) за 8 дней

б) за 7 дней г) за 9 дней

2. В одной книге 8 страниц. Это в 4 раза меньше, чем в другой. Сколько страниц во второй книге?

а) 4 страницы в) 20 страниц

б) 2 страницы г) 32 страницы

3. В одной книге 42 страницы, а в другой в 6 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах?

а) 48 страниц в) 49 страниц

б) 50 страниц г) 51 страница

4. В одной книге 40 страниц, а в другой 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй?

а) в 4 раза в) в 3 раза

б) в 10 раз г) в 2 раза

5. Ширина обложки журнала прямоугольной формы 10 см, а длина 20 см. Чему равен периметр этого прямоугольника?

а) 40 см. в) 60 см.

б) 50 см. г) 70 см.

6. Корова за 4 дня съедает 12 кг сена. Сколько нужно заготовить сена на 7 дней?

а) 18 кг в) 24 кг

б) 21 кг г) 27 кг

Решают самостоятельно карточку.

Регулятивные УУД формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму; понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата.

8.

Этап включения в систему знаний и повторения.

-Какие знания мы повторяли и совершенствовали сегодня на уроке?

-Почему важно научиться решать задачи?

Мы упражнялись в решении задач.

Регулятивные УУД: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания

9

Домашнее задание

Домашнее задание

Уч. с.93 №1 з. 6

Записывают домашнее задание в дневник

Познавательные УУД:

- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

10.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

Определите, какое у вас настроение после нашего урока. Оцените свою работу.

Оценивают свою деятельность на уроке при помощи смайликов.

Регулятивные УУД:- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение задач" 4 класс

Разработка урока + презентация. Урок математики "Решение задач" 4 класс. Цель: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям....

Презентация к уроку математики "Решение задач"

Презентация подготовлена к рабочему уроку по математике в 1 классе. Тема урока "Решение задач". Кроме того, на данном уроке проводилась групповая работа по нахождению значения суммы и значения разност...

Презентация к уроку математики "решение задач"

Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки, совершенствовать умения решать задачи, составлять схемы к ним, дополнять условие задачи в соответствии с поставленным вопросом, проверить уровень ум...

Урок математики "Решение задач на нахождение части и целого"

Конспект урока математики в 1 классе по программе Л.Г.Петерсон...

Презентация к уроку математики. Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс

Эта презентация разработана учителем начальных классов Ольшанской Екатериной Сергеевной. Презентация к уроку математики на тему "Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс" по программе Школ...