Математика 3 кл Доли
план-конспект урока по математике (3 класс)

Игнатова Инга Владимировна

Конспект урока по метаматике 3 кл. Тема: Доли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_doli_3_kl.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доли. Сравнение долей.                                                        18.12.2020

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

 познавательные: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

 регулятивные: развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.

воспитательные: Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии.

Преподавание элементов историзма и биографических справок, использование занимательности в математике.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки для работы в парах, карточки для фронтальной работы, м/ф «Апельсин», сборник «Карусель», 2 макета с изображением торта, карточки для самооценки.

Для практической работы: яблоки, нож, круги, квадраты из цветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Позитивный настрой на работу.

  1. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.

1. Актуализация опорных знаний.

Устный счет. Математический диктант. Мультфильм.

2. Формулирование темы и целей урока.

  1. Изучение новых знаний и способов действий.

1. Постановка проблемы, введение нового понятия.

2. Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

  1. Первичная проверка понимания изученного.

1. Упражнения в образовании и записи долей. Работа по учебнику (запись долей, работа в группах, самопроверка).

2. Поиск долей в пословицах.

  1. Применение знаний и способов действий.

1. Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.

2. Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.

3. Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

4. Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.

5. Работа в группах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).

  1. Подведение итогов.

1. Домашнее задание. №№ 7, 9 (с.93)

  1. Рефлексия деятельности.

1. Зафиксировать новое знание.

2. Организовать рефлексивный анализ деятельности.

3. Самооценка деятельности.

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Вы на парты поглядите,

Все в порядок приведите.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели. 

Личностные (Действие смысло-

образования)

II. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока

1. Актуализация опорных знаний.

Математический диктант.

 - Постарайтесь выполнить задания правиль-но и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

 - Запишите только ответы в строчку, через запятую.

- Число 25 разделить на 5.

- На сколько число 26 больше, чем 9?

- Во сколько раз число 48 больше 8?

- Число 7 увеличьте на 6.

- Число 7 увеличьте в 4 раза.

- Число 25 уменьшите на 6.

- Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см.

- Число 5 увеличьте в 3 раза.

- А теперь поменяйтесь тетрадями, будем проверять. Я буду читать правильный ответ и прикреплять на доску табличку с цифрой.

Ответы: 5, 17, 6, 42, 28, 19, 10, 15.

- Расставьте полученные цифры в порядке возрастания:

5, 6, 10, 15, 17, 19, 28, 42.

Переверните карточки.

Какое слово получилось?

Оцените себя.

2) Формулирование темы и целей урока.

- Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике?

- Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите м/ф!

- Почему рассердился волк?

- В чем его ошибка?

-Что получил каждый из животных мультфильма?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)

2. Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

- Какую цель перед собой поставим?

(одновременно на доске выставить карточки «УЗНАТЬ», «УЧИТЬСЯ», «ОБРАЗОВЫВАТЬ И НАЗЫВАТЬ», «СРАВНИВАТЬ»)

- Учиться образовывать и называть …?

- Учиться сравнивать ….

5   - А

6   - П

10 - Е

15 - Л

17 - Ь

19 - С

28 - И

42 - Н

Апельсин

Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

- Ему не досталось апельсина.

- Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина

- Доли.

- Узнать, что такое доля.

ДОЛИ

Познавательные

(общеучебные)

Коммуникативные

Регулятивные (целеполагание)

III. Изучение новых знаний и способов действий

1. Постановка проблемы, введение нового понятия.

- А как что-то разделить на доли?

- Что такое доля?

На доске:

   http://festival.1september.ru/articles/559930/2.gif

Беру яблоко и говорю:

- С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

- Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

На доске: http://festival.1september.ru/articles/559930/3.gif

- Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

- Держу в руках две половинки и спрашиваю:

- На сколько равных долей разрезано яблоко?

- А если я возьму одну из двух долей?

- Как назовем одну долю?

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

- Какая доля получилась?

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая…

Как же нам различать доли при записи.

На доске дети видят следующую запись: 1/4

- Что эта запись обозначает?

- Когда мы «делим» в математике числа, то используем знак (:) 

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта «» и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что «обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя - сколько таких частей взяли

На доске карточки:

«на сколько частей разделили», «сколько долей взяли»

Интересно знать:

- Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

 - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода - одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное - вторая, третья, четвёртая и т.д.

На доске: «Одна какая»

2. Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.

- Как сделаем?

- Сколько таких долей во всей полоске?

 - Какие они между собой?

- Заштрихуйте часть.

- Как назовем долю?

 - Кто сможет написать название второй части?

- Что обозначает эта запись?

 

- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.

 - Как это сделать?

- Какие доли между собой?

 - Заштрихуйте одну четвертую долю.

- Напишите на этой части её обозначение.

 - Что обозначает эта запись?

- Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?

- Какие доли между собой?

- Как назвать одну долю?

- Как записать её название математически?

- Что обозначает эта запись?

- Заштрихуйте долю и запишите её название.

- Доля - это часть.

- Разрезать.

- Нет.

- Нет.

- Части не равные.

- Части должны быть равные.

- Доля - это равная часть.

- Сначала разрезать пополам

- На две доли.

- Одна доля из двух.

- Вторая.

На четыре.

Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

- Перегнем полоску пополам.

- Две

- Равные

- Одна вторая

- 1/2

- Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть

- Сложить пополам, а затем еще раз пополам.

- Равные

- 1/4

Целое разделили на 3 равные части (доли) и взяли одну такую часть

Ответы детей.

Проверка практическим способом.

- Равные.

- Одна третья

- 1/3

Целое разделили на 3 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

Познавательные

(общеучебные)

Физкультминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

Личностные

IV. Первичная проверка понимания изученного

1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам.

Работа по учебнику:

№ 1 с. 92

Задание 1 - коллективно, с комментированием, задание 2 – самостоятельно.

- Посмотрите на рисунок на полях. Повар разделил пирог на 6 частей. Прочтите первую задачу.

- Подумайте, какие доли получатся, если разделить каждую шестую часть на две равные части?

- Вторую часть задачи выполните в тетрадях самостоятельно.

 № 8 с. 93

- Будем работать парами. Какая пара будет готова, поднимут руки.

-Почему так думаете, объясните.

Первые три пары, которые быстрее всех справились, получают смайлики-оценки.

2. Поиск названия долей в пословицах

 - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.

  • Один блин и тот пополам.
  • Один улей – улей, а пять – пасека.
  • Семеро одного не ждут.

- 1/12

Работа в парах

1/2

1/5

1/8

Регулятивные (контроль, коррекция)

Познавательные

Физкультминутка для глаз

Переверните дневники, выполните упражнения для глаз

V. Применение знаний и способов действий

1. Создание проблемной ситуации для сравнения долей.

- Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой.

Выставить две модели тортов.

- На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам?

- Как назвать эту долю?

- Что обозначает число под чертой?

- Что обозначает число над чертой?

- На сколько равных долей разрезали торт мальчикам?

- Как назвать эту долю?

- Что обозначает число под чертой?

- Что обозначает число над чертой?

- Чьи куски будут больше?

- А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?

2. Практическая работа в сравнении долей полосок.

- Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.

- Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.

Положите доли рядом для сравнения.

- Расположите доли в порядке возрастания.

- Какая доля самая маленькая?

Самая большая?

 - Почему?

Вывод о сравнении долей.

3. Первичное закрепление умения сравнивать доли.

 - Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?

 - А если мышек будет 4?

 - А на восемь мышек?

 - Сравните получившиеся доли.

- Объясните, почему вы так решили.

 - Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой?

 - А если подружек будет 6?

- Сравните доли.

- Объясните, почему вы так решили.

4. Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей.

- Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше?

- Почему? Докажите!

Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения.

- Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем?

5. Работа в группах.

- Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания.

Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась?

-Какое правило применяли для выполнения задания?

Резерв. Продолжение парной работы.

- Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами.

- На 12.

1/12

Записать на доске.

- На сколько равных частей разделили.

- Сколько долей взяли.

- На 16.

1/16

Записать на доске.

- На сколько равных частей разделили.

- Сколько долей взяли.

Варианты ответов детей.

Запись на доске и в тетрадях

½ ¼ ⅛

⅛ < ¼ < ½

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

Запись дробей и неравенств в тетрадях

1/2

1/4

1/8

1/2 > 1/4 > 1/8

 Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

1/3

1/6

1/3 > 1/6

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

Девочек.

1/12 > 1/16

Повторение правила

Лучше меньше, но с друзьями.

- Звезда.

- Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

Познавательные (действие постановки и решения проблем)

Регулятивные (контроль, коррекция)

Коммуникативные

VI. Подведение итогов.

VII. Рефлексия

1. Домашнее задание: с. 93, № 7, 9

- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

- Что обозначают числа в записи дробей?

- Как сравнить доли?

Урок целей достиг.

- Где вы можете использовать полученные новые знания?

Вернемся к м/ф «Апельсин».

- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

- Какие это будут части?

 Самооценка успешности

- Часть

- Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

- Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

При угощении, делении поровну.

- Равные

Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Нахождение доли числа делением"

Цели:организовать деятельность учащихся закреплению знаний таблицы умножения на 2, совершенствовать умение находить половину числа, находить долю числа делением; совершенствовать правила сложения двуз...

Урок математики "Нахождение доли числа действием деления"

Интегрированный урок (математика + английский) ...

Открытый урок по математике. Тема:"Доли"

Цели:Дать общее представление о доле числа.Познакомить с их записью и чтением.Учить называть, записывать и сравнивать доли.Развивать самостоятельность, логическое мышление.Развивать навыки устных вычи...

Открытый урок по математике. Тема:"Доли"

Цели:Дать общее представление о доле числа.Познакомить с их записью и чтением.Учить называть, записывать и сравнивать доли.Развивать самостоятельность, логическое мышление.Развивать навыки устных вычи...

Задание по математике "Сравнение долей"

Чтобы выполнить это задание, у ребенка должен быть компьютер....

План конспект урока по математике.Тема : "Доли"

Тема «Доли»Тип урока:  Изучение нового материалаЦели: - познакомиться с понятием «доли»;- закреплять знание таблицы умножения , умение решать задачи изученных видов;- учить рассуждать и делать вы...