Конспект урока по математике « Письменное деление на двухзначное число, закрепление»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Конспект урока по математике с использованием различных приемов и методов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eb0b0198714e37936efbfb9fe71d6d08.docx117.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Республики Марий Эл

«Оршанский многопрофильный колледж им. И. К. Глушкова»

«СОГЛАСОВАН»                                                                          «УТВЕРЖДЕН»

Классный руководитель                                                           Методист практики

______________ /_____________                                                 Иванова Л. А./__________

«___» __________ 20__ г.                                                       «___» __________ 20__ г.  

Конспект урока

по математики

на тему «Письменное деление на двухзначное число, закрепление»

который будет проведён

15 апреля 2022 г. в 4 «б» классе

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

студенткой 3 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И. К. Глушкова»

Мурышкиной Юлией Александровной

                                             

Оценка: ____________

Подпись:____________

Оршанка 2022

Паспорт урока

  1. Предмет: математика
  2. Класс: 4 б
  3. Тема: Письменное деление на двухзначное число
  4. Тип урока: закрепление
  5.  Цель: закрепление полученных знаний о делении на двухзначные числа, формирование умений делить на двухзначные числа, если делимое больше делителя;
  6. Задачи:

6.1 Образовательные:

- Актуализировать и закрепить знания учащихся о письменном делении на двухзначные числа;

- Закрепить умения выполнять письменное деление на двухзначное число;

- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся;

- Совершенствовать умения решать задачи и уравнения;

6.2 Направленные на развитие 

 Познавательных УУД:

-  Развивать умение работать с разными видами информации;

- Развивать навык логического мышления.

- Развивать умения обобщать и систематизировать свои знания.

 Регулятивных УУД:

-  Формировать умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

-  Формировать умения оценивать свою работу.

-  Формировать умения самостоятельно проводить рефлексию.

 Коммуникативных УУД:

-  Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

-  Развивать умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению,

работать в парах;

-  Формировать умения слушать и слышать учителя и друг друга.

-  Формировать умения отвечать на поставленные вопросы.

6.3 Воспитательные:

6.3.1 Личностные:

-  Воспитывать положительное отношение к урокам математики, понимания необходимости

учения;

-  Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

7. Методы обучения:

7.1 Основной метод: практический

7.2. Частные методы:

-наглядные: демонстрация, показ

-словесные: беседа, объяснение;

-практические: выполнения упражнений

-методы поощрения: похвала, одобрение

-методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия

8.Ресурсы урока:

8.1 Дидактическое средство обучения: учебник «Математика», карточки с заданиями

8.2 Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Ивановой Ларисой Александровной

10.3 Литература: учебник Математика 4 класс, часть 1


Планируемые результаты

Предметные:

- вспомнили и закрепили знания о письменном делении на двухзначные числа;

- умеют письменно делить на двухзначные числа;

- совершенствовали устные и письменные вычислительные навыки;

- умеют решать задачи и уравнения;

Метапредметные:

Познавательные:

- демонстрируют навык логического мышления

- умеют обобщать и систематизировать свои знания

Регулятивные:

- умеют определять и формировать цель на уроке с помощью учителя

- умеют оценивать свою работу

- умеют самостоятельно проводить рефлексию

Коммуникативные:

- умеют оформлять свои мысли в устной форме

- умеют выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению, умеют работать в парах;

- умеют слушать и слышать учителя и друг друга

- умеют отвечать на поставленные вопросы

Воспитательные:

- проявляют положительное отношение к урокам математики

- демонстрируют интерес к изучаемому предмету


План урока

1. Организационное начало урока (2 мин)

1.1 Приветствие

1.2 Проверка рабочего места

1.3 Настрой на урок

2. Актуализация знаний (7 мин)

2.1 Устный счёт

2.2 Математический диктант

3. Формулирование темы и постановка цели урока (3 мин)

4. Работа по теме урока (25 мин)

4.1 Работа по учебнику (объяснение решения)

4.2 Работа по учебнику № 265 (1-4)

Физкультминутка (1 мин)

4.3  Работа по учебнику № 266

4.4  Работа по учебнику № 267

4.5 Работа по учебнику № 269

5. Подведение итогов урока (2 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

7. Домашняя работа (1 мин)

8. Организационное завершение урока (2 мин)


Ход урока

  1. Организационное начало.
  1. Приветствие

У: Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Александровна, и сегодня урок математики проведу у вас я.

  1. Проверка рабочего места

У: На ваших партах должны лежать: учебник, пенал, тетрадь и дневник. Проверьте все ли у вас на местах, если да, то можете тихонько присаживаться.

1.3 Мотивация        

У: Сегодня на уроке нас ждет не простая, но интересная работа. Поэтому постарайтесь слушать меня внимательно, и выполнять задания правильно.

2. Актуализация знаний

2.1 Устный счет

У: Сегодня у нас очень важный урок, поэтому вам необходимо быть очень внимательными. Сейчас я буду называть произведение чисел, а вы должны назвать их множители.

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 23? (1 и 23)

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 24? (4 и 6)

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 28? (4 и 7)

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 4? (2 и 2)

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 9? (3 и 3)

2.2 Математический диктант

У: Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас 10 декабря. Классная работа. Не забываем, что тетрадь находится под наклоном, а в слове классная есть удвоенная СС. Каждую цифру пишем в отдельной клетке. Сейчас мы с вами проведем математический диктант.

Я буду вам читать примеры, а вы слушайте внимательно, записывайте и решайте:

Первый множитель 7, второй множитель 1. Найди произведение (7)

Найди произведение чисел 80 и 8 (640)

Число 5 увеличь в 100 раз (500)

Найди площадь прямоугольника со сторонами 6см и 8 см (48)

Найди периметр квадрата со стороной 5 см (20)

Сколько минут в 3 часах? (180)

100 уменьши в 4 раза. (25)

Делимое 1200, делитель 10. Найди частное. (120)

Сколько килограммов в 7 ц? (700)

3. Формулирование темы и постановка цели урока (3 мин)

У: Итак, запишите, пожалуйста пример, 16 238:23, решите его в тетради, Паша выходи к доске.

У: Ребята, но для начала, давайте вспомним алгоритм деления на двухзначное число?

Д: 1. Записываем пример в столбик

2. Ищем первое неполное делимое

3.Считаем, сколько цифр будет в частном

4. Делим неполное делимое

5. Проверяем умножением

6. Ищем остаток (должен быть меньше делителя)

7. Сносим следующую цифру. Делим, проверяем умножением, ищем остаток, и так пока не разделим  делимое

8. Читаем ответ 

Д: Первое неполное делимое 162 сотни, значит, в частном будут три цифры: сотни, десятки и единицы. Ставим 3 точки. Разделим 162 на 23. Для этого достаточно разделить 162 на 20, пробная цифра 7. Проверим 23*7=162. Вычитаем: 162-161=1. Сравниваем остаток с делителем. Остаток меньше делителя. Второе неполное делимое – 13 десятков.

У: Какая проблема у нас возникает?

Д: делитель больше делимого

У: 13 десятков нельзя разделить на 23 так как делитель меньше делимого,  поэтому в частном на месте десятков запишем 0. Находим 3 неполное делимое.

У: А чем интересен этот пример?

Д: в частном есть 0

У: Давайте мы с вами сформулируем тему нашего урока

Д: деление на двухзначное число

У: Сегодня мы с вами продолжаем работаь  по теме деление на двухзначные числа

4. Работа по теме урока (25 мин)

4.1 Работа по учебнику

У: Давайте мы с вами откроем учебники на странице 65. Итак, под цифрой 1 у нас выполнено деление, кто хочет объяснить решение 1 примера? 2 примера? 3 примера?

Д: объясняют решение по алгоритму

У: А теперь посмотрите на примеры под цифрой 2. Скажите, они чем-то отличаются от тех, что мы объяснили только что?

Д: примеры те же, но решения более в короткой записи

У: Верно, давайте рассмотрим эти примеры. С помощью чего запись становиться кратче?

Д: можно не вычитать 0, а сразу приписать цифру третьего неполного делимого

У: А как вы думаете, какую ошибку можно при этом допустить и как этого избежать?

Д: можно забыть записать 0 в частном. Чтобы этого не случилось, нужно ставить точки для обозначения количества цифр в частном.

У: Верно, вы очень внимательны.

4.2  Работа по учебнику № 265 (1-4)

У: Теперь, записываем №265, Катя, что нам нужно сделать?

Д: решить примеры

У: Кто желает выйти к доске, во время решения проговариваем алгоритм

Д: 13915:23 Первое неполное делимое 139 сотни, значит, в частном будет 3 цифры. Ставим 3 точки. Разделим 139 на 23. Для этого достаточно разделить 139 на 20, пробная цифра 6. Проверяем 23*6=138. Вычитаем 139-138=1. Сравниваем остаток с делителем. Остаток меньше делителя. Второе неполное делимое 1, 1 нельзя разделить на 23, поэтому в частном записываем 0. Находим 3 неполное делимое, для этого спускаем цифру, 11 нельзя поделить на 23, значит, спускаем еще одну цифру. 115, пробное число 5, 23*5=115, значит, пробное число подходит, дописываем частное. Ответ 605.

У: следующий пример 3696:12

Д: Первое неполное делимое 36, Разделим 36 на 12=3, записываем в частном. 36-36=0, также записываем 0 в частном. Спускаем цифры 96:12, возьмем пробное число 8. 8*12=96. Пробное число подобранно верно, записываем до конца пример. Ответ 308

У: 3 пример, 26880:32

Д:первое неполное делимое 268, значит, в частном будет 3 цифры. Ставим 3 точки. Разделим 268 на 32. Для этого достаточно разделить 268 на 30, пробная цифра 8. Проверим 32*8=256. Вычитаем 268-256=12. Остаток 12, он меньше делителя. Второе неполное делимое 128:32=4, проверим 4*32=128. Вычитаем 128-128=0, дописываем 0 в частном. Ответ 840

У: А теперь, 4 пример попробуйте решить самостоятельно

Д: решают самостоятельно

У: Итак, какой ответ у вас получился?

Д: 225214

У: Рома, покажи решение на доске, остальные проверяют

 ск1.png

У: Давайте еще раз проговорим алгоритм деления на двухзначные числа

Д: проговаривают

Физкультминутка (1 мин)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много, вот

Будем яблоки крошить

Груши будем мы рубить

Отожмем лимонный сок

Слив положим и песок

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ

4.3  Работа по учебнику № 266

У: Саша, прочитай задачу № 266

Д: читают

У: что нам нужно сделать?

Д: решить задачу и объяснить, что показывают выражения

У: А какой это вид задач?

Д: задача на встречное движение

У: Как выполняется краткая запись у таких задач?

Д: в виде схематического чертежа

У: Итак, Рома, выйди к доске, составим краткую запись, остальные работают в тетради. Итак, что нам известно?

Д: из 2 поселков вышли навстречу друг другу 2 лыжника (чертим отрезок с 2 точками на концах)

У: что известно про расстояние между поселками?

Д:  20 км (обозначают на схеме)

У: Раз они движутся навстречу, значит,  нам нужно отметить флажком что?

Д: место встречи лыжников (отмечают)

У: Что известно про время?

Д: они встретились через 40 мин (отмечают)

Д: Известны ли нам скорости?

Д: да, скорость 1 240 м/мин. (отмечают)

У: Что сказано про скорость второго?

Д: нам неизвестно (отмечают на схеме.)

      240 м/мин                                     ?

                                    20 км

     

t= 40 мин

У: Теперь, в парах обсудите, что обозначают данные снизу выражения

Д: работают в парах

У: Итак, давайте проверим,  1 выражение 20000:400,  от куда у нас взялось 20000?

Д: перевели 20 км в метры

У: 20000 – это расстояние между поселками, а что значит число 40?

Д: они встретились через 40 мин

У: мы расстояние делим на время, что мы находим?

Д: скорость сближения лыжников

У: Верно, следующее выражение 20000:40-240

Д: мы из скорости сближения вычитаем скорость одного лыжника и находим скорость другого лыжника

У: Молодцы, совершенно верно. Следующее выражение 240:40, что мы находим этим действием

Д: расстояние, которое прошел первый лыжник

У: и последнее выражение 2000-240*40, что мы находи тут?

Д: мы из расстояния между поселками вычитаем скорость первого лыжника, умноженная на время, эти самым мы найдем расстояние, которое прошел второй лыжник

У: Верно ребята,  молодцы! А теперь давайте решим эту задачу. Итак, что нам неизвестно?

Д: скорость 2 лыжника

У: как найти скорость второго лыжника?

Д: из скорости сближения вычесть скорость первого лыжника

У: А как найти скорость сближения?

Д: расстояние разделить на время

У: итак, записываем, не забываем переводить км в метры, чтобы было легче считать

Д: 1) 20000:40=500 (м/мин) – скорость сближения

У: что мы делаем теперь, зная скорость сближения?

Д: из скорости сближения вычитаем скорость 1 лыжника 2)500-240=260 (м/мин)-скорость второго лыжника

У: Записываем ответ. Скажите, а как мы еще могли найти скорость второго лыжника?

Д: сначала узнать расстояние, которое прошел первый лыжник, потом вычесть его из общего расстояния и разделить полученный результат на время

1) 240*40=9600 (м) – прошел 1 лыжник

2) 20000-9600=10400 (м) –прошел второй лыжник

3) 10400:40 = 260 (м/мин) – прошел 2 лыжник

У: Скажите, какой способ удобнее, 1 или 2?

Д: 1 способ удобнее

4.4  Работа по учебнику №  267

У: Задача под № 267. Петя, прочитай, пожалуйста, задачу

Д: читают

У: о чем эта задача?

Д: приготовили семена для просева

У: семена чего приготовили?

Д: ячменя, овса, проса

У: что нам известно?

Д: всего 220 т 5 ц семян. Ячменя было заготовлено 85 т, это на 9 т 5 ц больше чем овса.

У: А что нам нужно найти?

Д: сколько проса заготовили для посева.

У: Давайте сделаем краткую запись, итак, что нам известно?

Д: Всего 220 т 5 ц, ячменя 85 т, это на 9 т 5 ц больше овса

Ячмень-85 т, на 9 т 5 ц больше                

Овес- ?                                                        220 т 5 ц

Просо-?

У: Что мы можем найти зная, что ячменя  85 т и это больше овса на 9 т 5 ц?

Д: массу овса

У: а как вы это найдем?

Д: 85 т -9т 5ц

У: что нам нужно сделать, чтобы было удобнее считать?

Д: перевести все в ц  

У: давайте вспомним, сколько в 1 т центнеров?

Д: 1 т=10 ц

У: Значит 85 т это сколько ц? 9т5 ц – это сколько ц?

Д: 85 т=850 ц, 9т 52ц=95 ц

Д: 1) 850 ц-95 ц=755 (ц) – масса заготовленного овса

У: Что мы теперь сможем найти?

Д: массу ячменя и овса, для этого 2) 850 ц+755 ц= 1605 (ц) – масса ячменя и овса

У: мы нашли массу ячменя и овса, и нам известна масса всех семя вместе, что мы можем найти?

Д: массу проса 3) 2205 ц – 1605 ц =600ц = 60 т

У: Какой ответ у нас получается?

Д: Ответ: масса проса 60 т.

4.5 Работа по учебнику № 269

У: №269 Итак, это задание мы будем решать самостоятельно по вариантам, 1 ряд 1 уравнение, 2 ряд решает 2 уравнение

Д: решают

1) х*100=4500

Х=4500:100

Х=45

45*100=4500

4500=4500

2) у:100=4500

У=4500*100

У=450000

450000:100=4500  4500=4500

У: А теперь давайте обменяемся тетрадями, и выполним взаимопроверку

Д: проверяют уравнения по образцу

5. Подведение итогов урока (2 мин)

У: Итак, скажите, какие вычислительные умения мы сегодня совершенствовали?

Д: деление на двухзначные числа

У: А что нового вы узнали о делении на двухзначное число?

Д: если в делители есть 0 можно не спускать его, и решать далее, но не забывать записывать его в частном

У: Ребята, посмотрите на доску, кто-то незаметно для нас прилетел к нам на урок, и перемешал весь алгоритм деления на двухзначное число. Кто выйдет к доске, и распутает нам его? Остальные помогаем.

1. Записываем пример в столбик

2. Ищем первое неполное делимое

3.Считаем, сколько цифр будет в частном

4. Делим неполное делимое

5. Проверяем умножением

6. Ищем остаток (должен быть меньше делителя)

7. Сносим следующую цифру. Делим, проверяем умножением, ищем остаток, и так пока не разделим делимое

8. Читаем ответ 

У: Молодцы, ребята. Без вас бы я не справилась

6. Рефлексия (3 мин)

У: Наш урок подходит к концу. Давайте оценим себя на уроке. Если вы считаете, что на уроке вы работали активно, выполняли задания верно и хорошо себя вели – поднимите большой палец вверх. А кто считает, что на уроке работал не совсем активно, и были какие-то трудности опустите большой палец вниз. Молодцы! Я вижу, вы все хорошо работали на уроке. Я бы тоже хотела поблагодарить вас за работу на уроке, мне понравилось, как вы сегодня себя вели.

7. Домашняя работа (1 мин)

Теперь открываем дневники, записываем домашнее задание

С. 65 № 265 (4-8), 268

8. Организационное завершение урока (2 мин)

У: На этом наш урок подошел к концу, тихонечко встаем, и готовимся к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Письменное деление на однозначное число.Закрепление" 4 класс

Цели урока: Закрепить письменный прием деления многозначного числа на однозначное;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи: Образовательные: ...

Конспект урока по математике "Письменное деление на двузначное число" 4 класс УМК Школа России

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....

Конспект урока по математике «Письменное деление на двузначное число», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное;совершенствование вычислительных навыков;развитие умения анализировать и обобщать.Планируемые  ...

Конспект урока по математики «Письменное деление на двузначное число»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование умения выполнять письменное деление;развитие умений пользоваться алгоритмом письменного деления на двузначное число;развитие навыков счёта.Планируемые результаты...

Конспект урока по математики «Письменное деление на трехзначное число»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование умения делить многозначные числа на трёхзначные, когда в записи частного одна, две цифры;закрепление нумерации многозначных чисел, алгоритма письменного деления ...

Конспект урока по теме: «Письменное деление на двузначное число. Закрепление» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное число, где в записи частного есть нули;закрепление умений пользоваться алгоритмом письменного деления...

Технологическая карта урока по математике «Письменное деление на двузначное число. Закрепление», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: систематизация знаний Цель урока: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное. Задачи урока Дидактические:Создать условия для развития навы...