Технологическая карта урока математики «Стоимость, цена, количество товара. Формула стоимости: С = a • n» (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Неволин Леонид Ринатович

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: сформировать знание о зависимости между величинами «цена», «количество», стоимость»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Совершенствовать у обучающихся навыки устного счёта и письменных вычислений;

2.  Выработать умение анализировать и решать задачи.

Предметные:

1. Выполнять арифметические действия: умножение и деление на однозначное число в пределах

100  — устно и письменно;

2. Находить неизвестный компонент умножения, деления;

3. Решать задачи изученных видов.

Развивающие:

1. Развивать интерес к предмету;

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям;

2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность;

3. Применять математику для решения практических задач в

повседневной жизни.

Воспитательные:

1. Пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся.

2. Воспитывать уважение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoimost_tsena_kolichestvo_tovara._formula_stoimosti.docx58.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 24.04.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинска»

Класс: 3 Б

Урок: 2

Время:  Кабинет: 1

Студент: Неволин Л.Р.

Группа: 46

Учитель: Сивачева Г.П.

Методист: Серебренникова С.В.

Тема урока: «Стоимость, цена, количество товара. Формула стоимости: С = a • n»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: сформировать знание о зависимости между величинами «цена», «количество», стоимость»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Совершенствовать у обучающихся навыки устного счёта и письменных вычислений;

2.  Выработать умение анализировать и решать задачи.

Предметные:

1. Выполнять арифметические действия: умножение и деление на однозначное число в пределах

100  — устно и письменно;

2. Находить неизвестный компонент умножения, деления;

3. Решать задачи изученных видов.

Развивающие:

1. Развивать интерес к предмету;

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям;

2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность;

3. Применять математику для решения практических задач в

повседневной жизни.

Воспитательные:

1. Пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся.

2. Воспитывать уважение друг к другу.

УМК: УМК «Перспектива», учебник Математики: 3 кл.: Учебник в 3         ч. / Л.Г. Петерсон - Ч. 3.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающихся

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 минуты)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Метод стимулирования:

Психологический настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Леонид Ринатович, сегодня урок математики проведу у вас я. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Сядьте правильно: ноги поставьте ровно на пол, спинки выпрямите, а руки положите на парту.

Организуют своё рабочее место.

УУКД:

планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления и осознание потребности

к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Форма контроля: самоконтроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Что мы называем формулой?

- Сейчас я предлагаю повторить известные вам формулы. Работать вы будете в парах.

- У вас на партах лежат листочки с заданиями. Вы должны восстановить формулы.

Карточка:

S=а b

Формула периметра прямоугольника

P=(a+b)2

Формула пути

V=a b c

Формула площади прямоугольника

S=V t

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

- Посмотрите на слайд, проверьте правильность выполнения задания.

- У кого получилось не так?

- В чем возникли затруднения?

- Для чего вам нужны формулы?

- Как вы думаете, какое теперь задание я вам предложу?

- Я буду читать задачи, а вы в тетрадь, в столбик, запишите формулы, описывающие взаимосвязь между величинами в этих задачах, и запишите решение.

Пешеход прошел 18 км за 3 часа. С какой скоростью он шел?

- С помощью какой формулы мы будем решать эту задачу?

- Запишите ответ.

Длина прямоугольника равна 5 дм, а ширина - 2 дм. Чему равна его площадь?

- Решите задачу самостоятельно.

- Запишите ответ.

За 4 пирожка заплатили 48 рублей. Чему равна цена 1 пирожка?

- Какой формулой мы будем пользоваться при решении этой задачи?

- Почему вы не записали формулу?

- А часто ли проходится решать задачи на покупку товаров?

Отвечают на вопросы учителя. Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает.

-  Формулой мы называем равенство, которое помогает нам установить зависимость между величинами.

(Проверка по слайду)

- Для решения задач

- Решать задачи.

- V=S:t. Чтобы найти скорость, надо пройденный путь разделить на время движения. Значит, скорость пешехода равна 18:3=6 (км/ч).

- S=a•b. Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон, т.е. 5•2=10 (дм2)

- Мы не знаем подходящую формулу.

- Очень часто.

УУПД:

постановка и формулирование проблемы;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

УУРД:

составлять план действий;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Постановка учебной задачи

(4-5 минут)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Метод развития психических функций:

создание проблемной ситуации

Частично-поисковый метод:

беседа

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы должны научиться?

Слушают учителя, предполагают, какая тема урока.

- Формула стоимости

- Сегодня на уроке мы должны узнать формулу стоимости и величины, которые ее характеризуют.

УУКД:

уметь выражать свои мысли.

УУРД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Презентация

Слайд 3-4

«Открытие» детьми новых знаний

(7-8 минут)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И, Г

Частично-поисковый метод:

беседа

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

упражнение

Организует работу обучающихся по закреплению полученных знаний.

- Откройте учебник на странице 28 №1.

- Прочитайте задачу под буквой а

- Как найти сколько рублей заплатили за всю покупку, если за одну ручку заплатили 17 рублей, а таких ручек необходимо купить 5?

- Прочитайте задачу под буквой б

- Как найти сколько рублей заплатили за всю покупку?

- Запишите решение задачи.

- Какой ответ у вас получился?

- Задачи под буквами в, г решите самостоятельно.

- Проверим. Какой ответ получился в задаче под буквой в?

- Какое выражение у вас получилось в задаче под буквой г?

- Что общего во всех этих задачах?

- О каких величинах идет речь?

- Настало время построить нам формулу стоимости, но прежде я вас познакомлю с общепринятым обозначением этих величин:

Стоимость товара – C

Цена – a

Количество – n

- Давайте подумаем. В каких единицах измеряется стоимость?

- А цена?

- Количество?

- Попробуйте записать формулу, связывающую эти величины. Используйте в качестве критерия установленные числовые равенства.

- Какие формулы у вас получились?

- В результате мы пришли к общей формуле.

 C = a ∙ n (на доске карточки).

- А как найти из этой формулы цену «а»?

- Как найти количество товара «n»?

- Давайте прочитаем правило в учебнике стр. 28.

Выполняют задания, предложенные учителем.

-  Одна ручка стоит 17 руб. Сколько надо заплатить за 5 таких ручек?

- Надо цену одной ручки умножить на их количество. 17•5=85 (руб.)

-  Метр ткани стоит 120 руб. Сколько стоят 3 м этой ткани?

- Надо 120 умножить на 3, т.к. купили 3 м ткани по 120 руб. за метр.

- За 3 м ткани по 120 руб. за метр необходимо заплатить 360 руб. 120•3=360 (руб.)

- За 2 кг клубники по 90 руб. за кг необходимо заплатить 180 руб. 90•2=180 (руб.)

- а•n (руб.)

-  Во всех задачах стоимость всей покупки вычисляется, как произведение цены и количества товара.

- Стоимость, цена, количество.

- Рубль, копейка, и др.

- Рублей / копеек за килограмм / литр / метр / штуку, и т.д.

- Литр, метр, килограмм, штука, упаковка.

(Учащиеся предлагают свои варианты формул)

-  a = C : n

-  n = C : a

-  Пусть С — стоимость товара, а — его цена (то есть стоимость единицы товара — 1 штуки, 1 метра, 1 килограмма, 1 литра и т. д.), а n — количество товара в выбранных единицах. Тогда:

C = а • n.

Полученное равенство называется формулой стоимости. Оно означает, что стоимость равна цене, умноженной на количество товара.

Из формулы стоимости по правилу нахождения неизвестного множителя легко выразить величины а и n:

а = С : n, n = С : а

—    Цена равна стоимости, делённой на количество товара.

—    Количество товара равно стоимости, делённой на цену.

УУПД:

выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений.

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУРД:

составлять план действий.

Презентация

Первичное закрепление

(4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: выполнение упражнения

Форма контроля: внешний

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Вернемся к задаче, решение которой вызвало затруднение.

- Давайте вспомним условие задачи.

-  За 4 пирожка заплатили 48 рублей. Чему равна цена 1 пирожка?

- Какие величины используются в задаче?

- Значение каких величин известно?

- Значение какой величины надо найти?

- Что надо сделать, чтобы найти цену одного пирожка?

- Какую формулу используем?

 - Самостоятельно решите задачу в тетради.

- Какой ответ получился?

- Кто не согласен?

- Запишите ответ.

- Задание №2 (а), стр. 29. Прочитайте задание

- Какие величины используются в задаче?

- Значение каких величин нам известно?

- Значение какой величины надо найти?

- Как найти стоимость?

- Какой формулой воспользуемся?

- Заполните таблицу в учебнике самостоятельно.

n штук

2

4

6

n

  C руб

- Прочитайте ответы.

- Кто не согласен?

- Проверьте еще раз по слайду.

- Какое равенство, выражающее взаимосвязь между стоимостью, ценой и количеством товара, у вас получилось?

Объясняют выполнение своей работы.

- Стоимость, цена, количество.

 - Известно количество - 4 пирожка и общая стоимость - 48 рублей.

- Надо найти цену одного пирожка.

- Чтобы найти цену одного пирожка, надо стоимость разделить на количество.

-  a = C : n

- 12 (руб.) цена одного пирожка.

-  Цена книги 45 руб. Чему равна стоимость 2 книг, 4 книг, 6 книг, n книг? Заполни таблицу и запиши формулу зависимости стоимости С купленных книг от их количества n.

- Стоимость, цена, количество.

- Известна цена одной книги - 45 руб. и количество купленных книг.

- Стоимость.

- Чтобы найти стоимость надо цену умножить на количество товара.

-  C = а • n

(Самостоятельно выполняют задание)

n штук

2

4

6

n

  C руб

90

180

270

45•n

- 90, 180, 270

- С = 45 • n

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

УУРД:

составлять план и последовательность действий.

Презентация

Учебник

Физкультминутка (1 минута)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 минут)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: работа в раздаточном материале

Форма контроля: взаимопроверка

Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

- Сейчас у нас будет самостоятельная работа. Посмотрите на таблицу в №3, под буквой а.

С

а

N

360 руб.

60 руб.

?

?

5 руб.

40 шт.

950 руб.

?

5 шт.

- Это задача на зависимость между какими величинами?

- Заполните места пропусков в следующих двух строчках,  работая самостоятельно у себя в учебнике.

 На данную работу у вас есть 5 минут

- А теперь обменяйтесь учебниками с соседом по парте и проверьте ответы по эталону на слайде.

- Если все ответы правильные, поставьте «+». Если есть хотя бы 1 ошибка поставьте «-».

Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки.

- Стоимость, цена, количество.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют самопроверку

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

Презентация

Раздаточный материал

Слайд 6-7

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: фронтальная, парная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод:  презентация

Форма контроля: внешний

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

Сейчас, решим примеры из №4 на стр. 29.

- Для этого, давайте вспомним правило умножения многозначного числа на двузначное.

- Итак, приступайте к выполнению упражнения.

32•19=

85•54=

279•68=

406•49=

9032•97=

Выполняют предложенные задания.

- Чтобы умножить любое число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, затем на десятки и полученные произведения сложить.

32•19=608

85•54=4590

279•68=18972

406•49=19894

9032•97=876104

УУКД:

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

УУРД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Презентация

Учебник

Аудиозапись

Слайд 8

Рефлексия деятельности

(2-3 минут)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа

Практический:

Самооценка

Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

- А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Просмотрите задания, если что-то непонятно, задавайте вопросы.

Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке.

- Какова была тема урока?

- Какая цель была поставлена?

- Цель достигнута?

Подводит итоги урока.

- Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок.

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

Формула стоимости

Узнать формулу стоимости и величины, которые ее характеризуют.

УУПД:

осуществлять анализ объектов.

УУКД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

УУРД:

адекватно воспринимать оценку учителя.