Урок математики по теме "Таблица умножения на 5"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Позднякова Алина Ивановна

Урок общеметодологической направленности в игровой форме по математике!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образование я науки брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально педагогический колледж»

Конспект пробного урока

по математике

Специальность 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс Ⅳ, группа 41Н

Позднякова Алина Ивановна

Руководитель: Солодкова А. А.

Дата ___________                                                                                  Оценка _________

Подпись учителя _________                                                                 Подпись методиста ________

Подпись методиста _________

Трубчевск

2022 г.

Дата: 13.10.2022

База практики: МБОУ СОШ №1

Класс:

Учитель: Самусева Екатерина Михайлова

Студентка: Позднякова Алина Ивановна

Учебный предмет: Математика

Образовательная система: УМК «Школа России»

Тема: Таблица умножения и деления с числом 5. «Так таблицу будем знать, чтобы было все на 5!»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

Содержательная: знакомство с приемами умножения и деления на число 5

Деятельностная: формирование умение составлять таблицу умножения на число 5

Задачи: 

Дидактические: 

  1. Закрепить знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4
  2. Закреплять навыки устных приёмов сложения и вычитания чисел
  3. Составить таблицу умножения на 5
  4. Решать задачи изученных видов

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  3. Развивать умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  5. Формировать умение делать вывод в совместной работе.
  6. Формировать умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.
  7. Формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Планируемые результаты: 

Предметные:

  1. Умение выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20
  2. Умение решать простые и составные задачи
  3. Умение вычитать число по частям

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Метапредметны:

Познавательные: 

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  3. Умение делать вывод в совместной работе.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.

Оборудование: учебники, презентация, карточки «Светофор», карточки с заданиями

План урока:

1.Этап мотивации (2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Фантастическая добавка. Прослушивание аудиозаписи

2.Этап актуализации и пробного учебного действия (6 мин.)

2.1. Дидактическая игра «Составь слово»

2.2. Устный счет. Работа над индивидуальными карточками

3. Этап выявления места и причины затруднение (6 мин.)

3.1. Дидактическая игра «Верно – неверно»

3.2. Повторение таблицы умножения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)

5.  Этап реализации построенного проекта (20 мин.)

6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8 мин.)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности


Этап фрагмента урока их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации УД

Планируемые результаты

1. Этап

мотивации

Задача:

включение у-ся в деят-ть на личностно-

значимом

уровне «Хочу,

потому что

могу» ИЛИ:

создание

условий для

возникновения у

обучающихся внутренней

потребности включения в

УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Ивановна, и сегодня урок математики у вас проведу я.

1.2. Фантастическая добавка. Прослушивание аудиозаписи

- Ребята, какое время года сейчас? (осень)

- А чем замечательно это время года? Какие изменения происходят? (Любуешься красотой осенних деревьев, часто идут дожди, прохладно, люди одеты в теплые вещи)

- Посмотрите на экран.

Включаю запись звуков леса.

- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. (Слышны звуки леса)

- Что вы услышали? (шелест листьев, шум дождя)

- Сегодня мы с вами совершим прогулку, но необычную, а виртуальную …А куда? Отгадайте загадку.

Где деревьев миллионы?

Звери дикие живут?

По грибы, куда мы ходим?

Догадались? Это … (Лес)

- Кто догадался, куда мы совершим путешествие? (В осенний лес)

- Чем отличается парк от леса? (Парк, в отличие от лес, является искусственным сообществом, так как парк создается человеком. Также, лес — это очень большая территория, в отличие от парка)

Здороваются с учителем

Прослушивают аудиозапись, определяют тему прогулки

Фронтальная

Фронтальная

Л1, Л2

2.  Этап актуализации

пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания», и выявление затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1. Дидактическая игра «Составь слово»

-Если мы сейчас решим эти примеры, мы узнаем, кто нас пригласил. Посмотрите на доску, работаем по цепочке.

90-10= 80 С

70-3= 63 О

31+8= 39 Л

99+1= 100 Ь      80 – С, 63 – О, 39 – Л, 100 - Ь

- Расположите с числами в порядке возрастания, и вы узнаете, кто к нам пришёл сегодня на урок. (ЛОСЬ)

- Посмотрите, как здесь нарядно и красиво.

2.2. Устный счет. Работа над индивидуальными карточками

- Чтобы войти в осенний лес, мы должны показать Лосю, как хорошо и правильно мы умеем считать устно. Но для некоторых у меня есть индивидуальные задания на карточке (называю имена и отдаю карточки).

Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.

6х4-3х5=                                           18:9х6:3=

36:4+3х7=                                         20:(14:7)+32=

4х8-(33-28)=                                     24:(15-7)+59=

- Остальные откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. С вами мы посчитаем устно.

- Ежик предлагает нам решить веселые задачки.

1)Взял Антон лукошко,

В лес пошёл Антон.

Набрал грибов немножко…

И их считает он:

3 лисички, 3 волнушки, 

3 груздя и 3 чернушки.

Сколько же грибов в лукошко 

Положить успел Антошка? (12)           

2)6  пар танцуют польку,

А всех танцоров сколько? (12)

3)В поле бабочки летали

Лепестки цветов считали.  

На одном цветке их 5.

Сможете вы сосчитать?     

Сколько будет лепестков,

Если 3 всего цветков? (15)

4)Мышка зёрна собирала,

По 2 зёрнышка таскала.    

Принесла уж 9 раз.

Каков мышкин стал запас? (18)

 5)4 друга не знали грибов,

Экая умора!  И в корзинки положили 5 мухоморов.    Сколько мухоморов нашли друзья? (20)

- Кто был внимательным, сколько задач мы решили? (5)

- Давайте проверим, как справились ребята, которые решали примеры индивидуально на карточках. Посмотрите на слайд. Поднимите зеленый листочек, если вы все выполнили правильно, а если были ошибки поднимите желтый листочек.

Устный счет. Дети по очереди выходят к доске

Фронтальная

Индивидуальная

 

Индивидуальная

Фронтальная

П1, К1, Л1, К2

К1, К2, П1, П2, Р2

Л1, Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то.

- Ребята, в парке есть очень много птиц, которые оказалось очень любят математику. Посмотрите на доску и давайте решим примеры:

2 * 5     5 * 2

3 * 5     5 * 3

4 * 5     5 * 4

- Что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4.)

- Каким правилом вы воспользовались при вычислении ответов в примерах второго столбика? (От перестановки множителей произведение не меняется.)

- Какой пример будет следующим? (5 * 5.)

- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5.)

Учащиеся работают с карточками, сравнивают числа

Фронтальная

Парная

К1, К2, Р2,

П2

Л2

4.  Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача:

постановка целей

учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств

их реализации.

- Как вы думаете, какая тема урока? (вывешивается на доску)

- Хорошо, но тему сегодня, я сформулирую в виде девиза: «Так таблицу будем знать, чтобы было все на 5!».

- Какую цель поставим перед собой? (вывешивается на доску)

Учиться… (составлять таблицу умножения и деления на 5, работать над ее запоминанием)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (вывешивается на доску)

Решать… (составим таблицу умножения на 5, будем решать задачи и примеры)

- Ребята, сейчас мы спланировали нашу деятельность

Планирование деятельности

Фронтальный

П3, Р1, Р2, К1

Л2

5.  Этап

реализации

построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений его

применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

- Откройте учебники с. 40

- Почему первым в таблице умножения рассматривается случай 5 · 5? (предыдущие случаи уже известны) 

- Замените произведения суммой.

5х2=10

5х3=15

5х4=20

- Что происходит с первым множителем? Со вторым?

- Как изменяется произведение с увеличением одного из множителей?

Сделайте вывод…

-Можно ли использовать эту закономерность при дальнейшем заполнении таблицы?

-Какой случай умножения нам поможет продолжить? (5х4=20)

- С какого числа мы начнем умножение? (5х5=)

- Записываем в тетрадях. 

5х5=25

- Какой пример будет   следующим? (5x6)       

5х6=30   

5х7=35

…..

- Итак, посмотрите на

1-ый столбик: Это таблица умножения числа 5.

- Что интересного вы заметили? (Все ответы заканчиваются на 0 и на 5)

- Какую закономерность мы с вами наблюдаем?

2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, мы составим таблицу умножения на число 5.

3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, запишем, как получить первый множитель. Каким правилом воспользуемся?  ( если произведение разделить на один из множителей, то получим второй множитель)

4-ый столбик: Запишем, как получить второй множитель.

(Вешаю плакат «Таблицу умножения на 5»)

 - Давайте отдохнем!!!  

Физминутка

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, проговаривают алгоритм сравнения чисел, составляют его, изучают новые приемы сравнения чисел

ПР1, ПР3, П1, П2, П3, Л1, К1, К2

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней речи

Задача:

усвоение учащимися

нового способа действия при

решении

типовых

задач.

- Мы продолжаем наше путешествие по осеннему лесопарку.

- На пути нам встречается большой муравейник. Муравьи всегда ходят друг за дружкой, вот и мы с вами видим тропку из муравьев, которые принесли нам задание. Но для этого задания пожалуйста закройте тетради, вам необходимо вставить пропуски ответы, которые получаются при умножении на число 5. Данное задание выполните в паре, и проверьте, как вы запомнили таблицу умножения на 5.

Дети записывают в тетрадь номер упражнения, затем решают с комментированием решают примеры

Фронтальная

ПР1, ПР2, П1, П2, П3, Л2, К1, К2

 

7.  Этап самостоятельной работы с самопро-веркой по эталону

Задача: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлек-сия достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Ребята, сейчас я предлагаю самостоятельно в тетрадях выполнить упражнение 2 на странице 40. Что необходимо сделать в нем?

7х5     45:9     24:8     3х9+(21-4)

5х9     35:5     27:9     18:(16-7)х2

(Проверка по эталону)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание с помощью карточки

Индивидуальный

Фронтальный

Фронтальный

ПР1, К1, П1, П2, П3, Л2

8.  Этап включения в систему знаний и повторения

Задача:

повторение и закрепление ранее изученного

- Ребята, нам пора возвращаться в класс, но для этого я попрошу вас сделать еще одно задание, а это собрать настоящий осенний букет, как вы думаете, из чего он будет состоять? (из листьев)

- Да, ребята наш букет состоять из осенних листочков, поэтому сейчас я попрошу вас повернуться в группы, и выполнить следующие задание:

- У каждой группы на столе лежат осенние листочки, выберите пожалуйста только те, где записано произведение при умножении числа 5.

Работают в группе по каждому заданию, затем представляют работу каждой группы

Групповая

Фронтальная

ПР2, Р1, Р2, П1, П2, К1, К2

Л1, Л2

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов

своей учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения нового способа действия.

- Какой замечательный букет у нас получился.

- Какая была тема урока?

- Чему мы научились новому?

- Какая была цель нашего урока?

- Ребята, поднимите руку, если вы считаете, что мы достигли нашу цель?

- Поднимите зеленый листочек, если вам понравился сегодняшний урок и желтый, если не понравился

- Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке?

- Ребята, а теперь поднимите желтый листок, кому было не интересно на уроке и он нечего нового не узнал; и поднимите зеленый, если вам понравился этот урок и вы узнали много интересного.

- Ребята, мне очень понравилось с вами работать. До свидание!

Оценивают себя

Оценивают свою работу на уроке

Прощаются с учителем

Фронтальный

Индивидуальный

К2

Л1, Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Умножение числа 2. Умножение на 2".

Цели: знакомство с таблицей умножения числа 2, составление таблицы умножения на 2....

Технологическая карта открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1» 4класс

Технологическая карта открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1».К уроку прилагается презентация. 4класс...

Самоанализ открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1» 4 класс

Самоанализ открытого урока математики ,проведенного в 4 классе по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1.»...

Урок математики по теме "Умножение числа 4. Деление на 4. Составление таблицы умножения в пределах 100."

Урок математики по теме "Умножение числа 4. Деление на 4. Составление таблицы умножения в пределах 100."Целью данного урока является: составление таблицы умножения и деления на 4.     ...

Урок математики "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4".

Разработка урока математики  по теме "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4 " для 4 класса коррекционной школы 8 вида.На примере данного урока по аналогии можно давать всю табли...