Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Коникова Светлана Анатольевна

Тестовые задания дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и работать с различными данными (схемами, диаграммами); разнообразие заданий позволяет развивать гибкость мышления, не вызывает эмоциональной усталости и монотонности в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коникова Светлана Анатольевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая аттестация проводится не только за курс средней школы в форме ЕГЭ, но и за курс основной школы в новой форме необходимо уже с начальной школы внедрять такую форму контроля, как тестирование. Она позволяет предусмотреть проверку:

  • Во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной математической подготовки.
  • Во-вторых, глубину сформированности учебных умений.
  • В-третьих, умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения.

Тестовые задания дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и работать с различными данными (схемами, диаграммами); разнообразие заданий позволяет развивать гибкость мышления, не вызывает эмоциональной усталости и монотонности в работе.

Тесты находят применение и в работе с одаренными детьми. Именно в этой форме проводятся в настоящее время международные конкурсы «ФГОС ТЕСТ», «Кленовичок» и др.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении.

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению

программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Индивидуальная траектория обучения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих учащимся самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.

Однако, назначение тестов заключается не только и даже не столько в осуществлении контроля и оценки знаний, умений, сколько в диагностике проблем, возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Следует отметить, что на современном этапе развития начальной школы главные ее задачи состоят в том, чтобы дать учащимся глубокие знания основ наук, развивать творческие способности, прививать желание самостоятельно приобретать и углублять знания. Большое внимание должно уделяться научности и систематичности обучения, т.е. такому построению учебной работы, который обеспечивает формирование у школьников общей естественнонаучной картины мира.

Использование  тестового контроля на уроках математики в начальной школе позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию), повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний.

Выполнение тестовых заданий учащимися осуществляется как в группе, так и в паре. В связи с этим одним из педагогических условий организации тестового контроля является сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы. Разнообразие данных форм работы поддерживает  интерес у учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, помогает избавиться от негативного отношения к данному виду контроля.

        При выборе способов организации тестового контроля необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, на овладение основными компонентами учебной деятельности. Используемые задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (графических, схематических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт.

        Таким образом, можно сделать вывод, что тестовый контроль удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, на любом этапе изучения учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.

Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...