Экспериментальная деятельность
методическая разработка по математике (2 класс)
Экспериментальная работа по теме: «Формирование познавательного интереса младших школьников посредством использования занимательных заданий на уроках математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 96.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Иволгинская средняя общеобразовательная школа
Экспериментальная работа по теме: «Формирование познавательного интереса младших школьников посредством использования занимательных заданий на уроках математики»
(2 «е» класс 2019-2020 уч.год)
Учитель: Рулёва Ирина Михайловна
с. Иволгинск,
Тема эксперимента:
«Формирование познавательного интереса младших школьников посредством использования занимательных заданий
на уроках математики»
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
1.1. Условия возникновения эксперимента
Математика в начальных классах является одним из основных учебных предметов. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Однако, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из важнейших задач дидактики остается проблема формирования интереса к учению.
Эксперимент проходил на базе МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа, которая объединяет в себе три уровня общего образования: начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
В классе, где проводился эксперимент, 30 обучающихся, из них - 14 девочек и 16 мальчиков. Все обучающиеся из социально благополучных семей, где родители заинтересованы в качественном образовании своих детей.
Поэтому, в сентябре 2019 года среди обучающихся 2 «е» класса было проведено анкетирование, цель которого - выявление наличия интереса у младших школьников к учению и предпочтений одних учебных предметов другим.
Анкетирование проводилось анонимно с целью создания условий для достоверного ответа. На вопрос «Нравится ли тебе учиться?» 63 % (19обучающихся) ответили «да», 37% (11 обучающихся) - «нет». На вопрос «Нравятся ли тебе уроки математики?» 53% (16 обучающихся) дали положительный ответ,47% (14 обучающихся) - отрицательный.
Анализ распределения обучающимися предметов по степени заинтересованности показал, что математика занимает лишь 4 место среди изучаемых предметов (после физической культуры, изобразительного искусства и литературного чтения).
Также была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности познавательного интереса (по методике О.Б. Островского) (приложение 1), которая показала, что среди обучающихся 2 класса: 36% (11 человек) имеют низкий уровень познавательного интереса, 45% (13 человек) - средний уровень, лишь 21% (6 человек) показали высокий уровень познавательного интереса.
Таким образом, была обнаружена потребность в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности.
1.2. Актуальность эксперимента
Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуется :умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли; анализировать ситуацию; способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве. Эти и многие другие полезные качества могут быть привиты и воспитаны в процессе изучения математики.
Однако, многие школьники считают математику скучной и «сухой» наукой. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных, достаточно сложных, «оторванных от жизни» заданий. И, как следствие, происходит снижение успеваемости.
Поэтому, уже в начальной школе существует потребность в формировании познавательного интереса к предмету «математика».
Проблема формирования познавательного интереса - одна из насущных проблем педагогики и психологии. Познавательный интерес является движущей силой процесса обучения и познания, вследствие чего способствует формированию глубоких и прочных знаний.
Важнейшим средством формирования познавательного интереса младших школьников являются занимательные задания. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания.
Поэтому, для развития познавательного интереса к предмету «математика» необходимо включать на разных этапах урока задания занимательного характера. Данные задания отличаются новизной, необычностью, неожиданностью, эмоциональностью, и главное, они интересны младшим школьникам, что вызывает у них позитивное отношение к урокам математики.
1.3. Ведущая педагогическая идея эксперимента
Ведущая педагогическая идея эксперимента заключается в создании оптимальных условий для развития и формирования познавательного интереса младших школьников через использование занимательных заданий на уроках математики.
1.4. Длительность работы над экспериментом
Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики охватывает период с сентября 2019 года по май 2020 года.
Условно эксперимент был разделен его на три этапа.
Первый этап (сентябрь-октябрь) констатирующий (начальный): постановка проблемы, определение цели и задач, прогнозирование результатов, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Подбор диагностического инструментария, проведение анкетирования по выявлению наличия интереса у младших школьников к учению и предпочтений одних учебных предметов другим, а также проведение диагностики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса обучающихся к математике.
Второй этап (ноябрь– апрель) формирующий (основной): подбор занимательных заданий по математике, включение их в образовательный процесс с целью развития познавательного интереса младших школьников к математике.
Третий этап (май) - контрольный: определение эффективности и результативности проделанной работы; систематизация и обобщение результатов эксперимента.
Условно занимательный материал разделен на три категории:
Дидактическая игра. В игре всегда содержится элемент неожиданности необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача.
Под практической работой занимательного характера подразумевается такая работа, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание.
Занимательные вопросы, задачи, упражнения. Все компоненты учебной задачи (ее подача, решение, анализ, ответ, выводы) могут быть иногда необычными для обучающихся. Занимательной считается такая задача, в которой содержатся элементы занимательности либо в форме подачи задачи, либо в сюжете задачи, либо в способе решения, либо в иллюстративном материале к задаче. Иногда занимательность для обучающихся заключается в неожиданности ответа задачи или в выделении элементов игры при решении и т.п.
1.5. Новизна эксперимента
Новизна эксперимента заключается в подборке занимательных заданий и их использовании на уроках математики для развития познавательного интереса младших школьников.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Целью данного педагогического эксперимента является повышение уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование занимательных заданий.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- обеспечить условия организации образовательного процесса по формированию познавательного интереса младших школьников на уроках математики;
- подобрать занимательные задания, способствующие формированию познавательного интереса младших школьников к математике;
- применить занимательные заданий на уроках математики с целью формирования познавательного интереса младших школьников к предмету.
В учебнике математики М.И. Моро представлены разнообразные занимательные задания. Однако их количество ограничено. Следовательно, одним из аспектов работы по формированию познавательного интереса обучающихся с помощью использования занимательных заданий на уроках математики является расширение диапазона заданий учебника.
Занимательные задания целесообразно использовать тогда, когда в них возникает необходимость.
Занимательные задания используются на уроках математики в следующих случаях:
- когда возникает риск непринятия школьниками какой-либо учебной темы;
- при изучении сложных тем;
- когда учебный процесс предполагает использование большого количества однотипных заданий;
- для прочности сформированных знаний и умений.
Виды занимательных заданий, которые используются во 2 классе
в зависимости от этапа урока
Этап урока | Виды занимательных заданий |
Актуализация знаний | кроссворд, викторина, загадки, задачи на смекалку, задачи-шутки, задачи с геометрическим содержанием, головоломки, магические квадраты, магические треугольники, занимательные рамки, задания со спичками (счетными палочками) |
Мотивация учебной деятельности | головоломки, задания на разрезание и составление новых фигур, задания со сказочным героем, задания с интересными фактами, задачи-шутки, математические фокусы, практико-ориентированные задания |
Целеполагание | задания с интересными фактами, ребусы, загадки |
Изучение нового материала | загадки, ребусы, задания со сказочным героем, задания с интересными фактами, задания на смекалку, задания с геометрическим содержанием, презентация математического понятия |
Физкультминутка | задания с интересными фактами, задачи-шутки |
Закрепление материала | кроссворд, задания со сказочным героем, задания с интересными фактами, задачи на смекалку, презентация математического понятия, головоломки, дидактические игры, викторина, магические квадраты, задания со спичками (счетными палочками), задания на разрезание и составление новых фигур, практико-ориентированные задания |
Подведение итогов | кроссворд, задания с интересными фактами, викторина |
Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, загадками, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает обучающегося в активное сотрудничество, будит любознательность, способствует развитию нестандартного и логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению задачи.
Занимательные задания на уроках математики не позволяют обучающимся овладеть предметом «легко» и «просто». Такие задания дают возможность сделать учебный процесс интересным для обучающихся, формировать их познавательный интерес к предмету.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
Результаты повторного (анонимного) анкетирования по выявлению наличия интереса у младших школьников к учению и предпочтений одних учебных предметов другим показали, что 100% (30 обучающимся) нравится учиться, 83% (25 обучающимся) нравятся уроки математики. По степени заинтересованности математика занимает 2 место (после изобразительного искусства) среди изучаемых предметов.
Также в анкетирование были включены вопросы: «Какие занимательные задания на уроках математики Вам нравятся больше всего? Чем бы Вы хотели заниматься дополнительно?», на которые получены следующие ответы:23% (7 обучающихся) разгадывать математические фокусы, 17% (5 обучающихся) разгадывать кроссворды, 10% (3 обучающихся) решать геометрические задачи, 17% (5 обучающихся) играть в математические игры, 14% (4 обучающихся) разгадывать ребусы и 21% (6 обучающихся) решать задачи на смекалку и задачи-шутки.
решать задачи на смекалку и задачи-шутки.
По результатам итоговой диагностики уровня сформированности познавательного
интереса (по методике О.Б. Островского) в мае 2020 года были выявлены следующие
группы обучающихся:
Сравнительный анализ динамики изменения
уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к
математике
Сентябрь 2019 г. | Май 2020 г. | ||||
кол-во уч-ся | % | кол-во уч-ся | % | ||
Уровень сформированности познавательного интереса | Низкий | 11 | 36% | 4 | 14% |
Средний | 13 | 45% | 11 | 36% | |
Высокий | 6 | 21% | 15 | 50% |
Таким образом, применение занимательных заданий на уроках математики и внеурочной деятельности делает учебный процесс более интересным, обучающиеся чаще проявляют не просто интерес, а познавательный интерес. И добиваются порой самых высоких для себя результатов.
На основе полученных результатов сделаны следующие выводы:
- Внедрение занимательных заданий в учебный предмет «математика» способствует
повышению уровня познавательного интереса к предмету, формированию положительного познавательного отношения к учебе, вовлечению обучающихся во внеурочную деятельность по предмету, формирует интерес к чтению дополнительной литературы.
- Обучающиеся проявляют интерес, упорство, инициативу, самостоятельность при решении занимательных заданий, стремятся повысить свой личный уровень.
Таким образом, полученные данные демонстрируют положительную динамику формирования познавательных интересов младших школьников средствами использования занимательных заданий в процессе обучения математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по экспериментальной деятельности в 1 классе "В"
Данный отчет составлен психологом ЦО №491 Смирновой Е.А. В 1 классе "В" проводился эксперимент по влиянию цветов на развитие внимания, логического мышления учащихся....
Проектно – экспериментальная деятельность Тема: «Как вырастить картофель из семян»
Проектная деятельность...
Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Организация экспериментальной деятельности, как средство повышения речевой активности у детей с ЗПР
Опыт работы по экспериментальной деятельности с детьми с ЗПР....
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Технологическая карта организации опытно -экспериментальной деятельности в старшей (1) группе (совместная деятельность)
Тема: "Игры с соломинкой" (свойства воздуха )Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.Задачи:- формировать представление о том, что внутри ч...
Инновационно-экспериментальная деятельность по теме: «Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД».
Инновационно-экспериментальная деятельность по теме:«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД»....