Занимательная математика
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Ляпина Елена Владимировна

 Методические разработки созданы  для проведения внеурочных занятий по математике и направлены на обще-интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста. Включают в себя: задачи, задания, сценарии и т.д., трудность которых определяется не только математическим содержанием, сколько новизной и необычностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Список методической литературы для внеурочных занятий по математике:

  1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.
  3. Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика [Текст] / Е. Ю. Асарина, М. Е. Фрид. – М. : Контекст, 1995.
  4. Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы [Текст] / О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 2 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
  6. Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 3 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
  7. Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 4 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
  8. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
  9. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М. : Панорама, 2006.
  10. Сахаров, И. П. Забавная арифметика [Текст] / И. П. Сахаров, Н. Н. Аменицын. – СПб. : Лань, 1995.
  11. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А. Э. Симановский. - М. : Академкнига/Учебник, 2002.
  12. Сухин, И. Г. Занимательные материалы [Текст] / И. Г. Сухин. – М. : Вако, 2004.
  13. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.
  14. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.
  15. Начальная школа. Учебное пособие. Модульная система экспериментов PROLog. Инструктивные материалы для обучающихся. – М.Современные Образовательные Технологии, 2012



Предварительный просмотр:

Разработка тематики исследовательской деятельности для внеурочной работы по математике

Класс

Тема

Примерные темы исследовательских работ

1 класс

Арифметические действия

Задачи

Геометрический материал

Величины

«Арифметика — наука о числе»

Весёлые задачи "Лесная математика"

«В мире фигур»

«Меры и их измерения»

2 класс

Арифметические действия

Задачи

Геометрический материал

Величины

«Арифметические действия над числами»

«Задачи для внимательных и сообразительных»

«В гостях у геометрических фигур»

«О дюймах, вершках и сантиметрах»

3 класс

Арифметические действия

Задачи

Геометрический материал

Величины

«От сложения до деления»

«Решаю задачи с радостью»

"Геометрия вокруг нас"

«Система мер длины»

4 класс

Арифметические действия

Задачи

Геометрический материал

Величины

«Четыре арифметических действия»

«Авторские задачи»

«В стране геометрических фигур»

«Величины. Старинные русские меры длины»



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

3 класс

34 часа (1 час в неделю)

2022 - 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы: В 2-х книгах/ под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2013 и на основе авторской программы: Методическое пособие для 3 класса «Занимательная математика». Холодова О.А. – М.: Издательство РОСТ, 2015.

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. Внеурочная деятельность составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе реализации с учетом индивидуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Программа «Заниматика» входит во внеурочную деятельность младших школьников по научно-познавательному направлению.

Актуальность программы – определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание программы – введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант актуальных вопросов математики.

Практическая значимость – обучение рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Данная программа позволит: ознакомится со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления. Решение математических задач закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческая работа, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы «Занимательная математика», должны быть основаны на любознательность детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и представляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Все вопросы и задачи рассчитаны на работу на занятии. Для эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность. Формы организации на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Цель и задачи программы

Цель – развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся в различных областях математики
  • расширить математические знания в области многозначных чисел
  • учить правильно применять математическую терминологию
  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся
  • формировать имение рассуждать
  • формировать интеллектуальные умения
  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, использовать догадку, строить т проверять простейшие гипотезы.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Общая характеристика программы

Принципы программы «Занимательная математика»

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание программы направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

 Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения некоторых приёмов решения нестандартных задач - возможно усвоение и за 36 занятий (1 год обучения).

Программа ориентационная. Она осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Рекомендуемая структура занятия.

Орешки для ума (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способы вызвать интерес рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

Играй, да дело знай (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств. но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

Смекай, решай, учись (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.

Задачи профессора Маконгуру (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.

Исследуй, проектируй, твори (10-15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Загадки Весёлого карандаша (волшебные картинки) (10-20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих заданий у ребёнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребёнка различные области руки, предплечья, пальцев и так далее. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава.

Для Юных Любителей Математики - раздел, в котором помещён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки.

Описание места программы «Занимательная математика»

во внеурочной деятельности

Программа рассчитана на 1 год обучения: 3 класс – 34 часа в год (1 час в неделю). Итого 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате изучения программы «Занимательная математика» обучающиеся получат возможность формирования

        Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении различных заданий;
  • Развитие внимательности, настойчивости. Целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • Воспитание чувств справедливости, ответственности;
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • Формирование этических норм поведения при сотрудничестве, развитие умения делать выбор в предложенных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы.
  • Моделировать алгоритм решения числового кроссворда.
  • Анализировать правила игры. Включаться в групповую работу. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи. Искать и выбирать нужную информацию. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Воспроизводить способ решения задачи. Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. Участвовать в учебном диалоге. Конструировать несложные задачи.
  • Выделять фигуру заданной формы. Составлять фигуры из частей, выявлять закономерности в расположении деталей. Моделировать объемные фигуры из разверток.

Предметные УУД

  • Признаки предметов. Отношения. Название и последовательность чисел от 1 до1000. Сложение и вычитание в пределах 1000. Таблица умножения и соответствующие способы деления. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Меры. Единицы длины. Единицы массы, времени, объема.
  • Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи. Нестандартные задачи. Задачи, решаемые способом перебора. Задачи на доказательства. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов.
  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо». Маршрут движения. Геометрические узоры. Симметрия. Расположение деталей. Разрезание и составление фигур поиск заданных фигур. Танграм. Паркеты и мозаика.

Содержание программы «Занимательная математика»

Программа «Занимательная математика» для начальной школы является интегрированным. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок.

Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Универсальные учебные действия.

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Блок логических и занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + KOJ1A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрический блок.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, другие обозначения, указывающие направление движений

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.

Анализировать расположение деталей разных фигур, треугольников, уголков, счётных палочек в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей, оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из разы

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Виды контроля знаний.

В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • занятия-испытания;
  • математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;
  • выпуск математических газет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тематическое планирование

Класс 3

Учитель Кривова Анастасия Алексеевна

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Учебник: Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» 3 класс, в 2-х ч. + Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ, 2017.

Дополнительная литература:

Холодова О.А. Методическое пособие для 3 класса «Занимательная математика».– М.: Издательство РОСТ, 2015.

Тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

 по рабочей

программе

3 класс

Основные виды учебной деятельности учащихся

Тема1. Город Закономерностей 7 часов

1

Порядковый проспект

5

Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию.

Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов).

Описывать объект, называя его составные части и действия.

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект.

Выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. 

Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата».

Находить неизвестные объект операции, результат операции, выполняемую операцию, обратную операцию.

Выполнять действия по алгоритму.

Читать и строить простейшие алгоритмы.

Составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Формулировать условия

2

Улица Шифровальная

1

3

«По морям, по волнам...»

1

Тема 2. Город загадочных чисел 8 часов

4

Улица Ребусовая

2

Записывать различными цифрами количество предметов.

Соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам.

Составлять последовательности предметов, чисел и другое, по заданному правилу.

Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием, умножением и делением.

Сравнивать разные способы вычислений и выбирать наиболее рациональный способ.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной (предметной) форме.

Читать и записывать многозначные числа римскими цифрами.

Решать занимательные задачи с римскими цифрами.

Выполнять задания по перекладыванию спичек. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

5

Вычислительный проезд

2

6

Улица Магическая

1

7

Порядковый проспект

1

8

Цифровой проезд

1

9

«Сказка ложь, да в ней намек...»

1

Тема 3. Город Логических Рассуждений 8 часов

10

Улица Высказываний

1

Отличать высказывания от других предложений. Приводить примеры общих, частных и единичных высказываний.

Определять истинные и ложные высказывания. Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

Строить высказывания с использованием связок И, ИЛИ.

Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не».

Делать выводы.

Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические).

Составлять множества, заданные перечислением и общим свойством элементов. 

Определять принадлежность элементов данному множеству.

Определять принадлежность элементов пересечению и объединению множеств.

Моделировать пересечение геометрических фигур с помощью предметных моделей.

Наглядно изображать множества с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

Использовать язык множеств для решения логических задач.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Строить схему-дерево возможных вариантов. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другое).

Читать и заполнять несложный готовые таблицы. Анализировать данные таблиц.

Использовать таблицы для представления результатов выполнения задания.

Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Использовать эталон для обоснования правильности выполнения задания.

Оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)

11

Проспект Умозаключений

1

12

Проспект Логических задач

3

13

Площадь Множеств

1

14

Проспект Комбинаторных задач

1

15

«Там на неведомых дорожках...»

1

Тема 4. Город Занимательных Задач 8 часов

16

Семейная магистраль

1

Сравнивать предметы по определенному свойству. Устанавливать соотношения между единицами измерения величин и преобразовывать их.

Выбирать однородные величины.

Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания).

Выполнять сложение и вычитание однородных величин.

Наблюдать зависимость между величинами и фиксировать их с помощью таблиц.

Сравнивать события во времени непосредственно. Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить значение времени событий.

Определять время по часам.

Выполнять сравнение, сложение и вычитание значений времени.

Распознавать монеты и купюры.

Складывать и вычитать значения стоимости. Обозначать массу предмета.

Определять массу предмета по информации, данной на рисунке.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок.

Использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач.

Использовать алгоритмы разных форм (блок-схема, схема, план действий) для решения практических задач.

Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и др.)

Упорядочивать математические объекты.

Использовать язык множеств для решения логических задач.

Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Анализировать данные таблиц.

Использовать таблицы для представления результатов выполнения задания.

Сравнивать различные способы решения текстовых задач и находить наиболее рациональный способ. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Использовать эталон для обоснования правильности выполнения задания.

Оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)

17

Временной переулок

2

18

Денежный бульвар

1

19

Улица Величинская

1

20

Смекалистая улица

1

21

Хитровский переулок

1

22

«В рыцарском замке»

1

Тема 5. Город Геометрических Превращений 3 часа

23

Конструкторский проезд

1

Сравнивать геометрические фигуры.

Описывать свойства геометрических фигур. Моделировать (изготавливать) геометрические фигуры.

Различать плоские и неплоские поверхности пространственных фигур, плоскую поверхность и плоскость.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Исследовать и описывать свойства объемных геометрических тел.

Различать вершины, ребра и грани куба.

Изготавливать предметную модель куба по ее развертке.

Устанавливать свойства фигур, симметричных относительно прямой.

Строить по клеточкам симметричные фигуры.

Наблюдать симметрию в рисунках, буквах. плоскости. Анализировать различные

Использовать эталон для обоснования правильности выполнения задания.

Оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)

24

Окружная улица

1

25

Художественная улица

1

Всего

34

 Формы и средства контроля

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Материально-техническое и учебное методическое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Учебно-методический комплект (УМК)

Учебник: Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» 3 класс, в 2-х ч. + Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ, 2017.

Дополнительная литература:

Холодова О.А. Методическое пособие для 3 класса «Занимательная математика».– М.: Издательство РОСТ, 2015.

К

  • Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального переченя учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

20.06.2017 N 581 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

2.1.

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование и др.)

П

Электронное приложение к курсу О.А. Холодовой «Занимательная математика»

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1.

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы

Д

 3.2.

Занимательные задания для 3 класса.

Д

3.2.

Электронные игры развивающего характера.

Ф

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.)

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.)



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Математическая олимпиада, 3 класс

«Арифметические действия»

1. Подбери два слагаемых для числа 99 так, чтобы одно было больше другого в 2 раза.

Ответ:________________________________________________________

2.  Реши задачу

На руках 10 пальцев.

Сколько пальцев на 10 руках?

Ответ:_______________________________________________________

3. Установи правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его, записав еще 3 числа:

  а)3, 5, 8, 12, 17, __ , ­__ , __

  б)1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, __ , __ , __

«Задачи»

4. Реши задачу. Запиши решение и ответ

Оля вырезала из бумаги 5 квадратов, 7 треугольников, а кругов в 2 раза больше, чем треугольников. Сколько всего Оля вырезала фигур?

Ответ:__________________________________________________________________

5. Реши задачу. Запиши решение и ответ

Класс из 25 человек выстроился в шеренгу по одному, чередуясь: девочка, мальчик, девочка и т. д. Сколько в классе мальчиков, если первой стоит девочка?

Ответ:_________________________________________________________________

6. Реши задачу. Запиши решение и ответ

 Саша, Ваня и Антон играли в шашки. Каждый сыграл по две партии. Сколько всего партий было сыграно?

Ответ__________________________________________________________________

«Геометрический материал»

7.  Найди на чертеже 8 треугольников и 5 четырехугольников. Сколько из треугольников прямоугольных, сколько тупоугольных, сколько остроугольных?

Ответ:_______________________________________________

8. Периметр квадрата равен 16. Вычислите его площадь.

Ответ:_________________________________________________________________

9. Напиши все возможные варианты длины и ширины прямоугольника, если его периметр 48 см (в целых числах).

Ответ:__________________________________________________________________

«Величины»

10. Реши задачу. Запиши решение и ответ.

Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше, чем свеклы. Сколько килограмм лука потратил повар?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Реши задачу. Запиши ответ.

 Когда в Риге 9 часов, в Перми - 11 часов. Когда в Перми 11часов, в Якутске - 17. Какое время в Якутске, когда в Риге 12 часов?

Ответ:________________________________________________________________

12. Реши задачу. Запиши ответ.

Некто купил вещь, заплатив за нее 157 рублей 50 копеек,

причем платил одинаковым числом рублевых монет и полтинников.

Сколько было полтинников?

Ответ:________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Математический утренник для 2 класса

Ведущий.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами праздник.  Нас ждут занимательные вопросы и интересные загадки. Наши гости (ведущий представляет членов жюри) помогут мне узнать, какая команда сегодня будет лучшей. Но ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах. Успех будет зависеть и от того также, на сколько тихо вы можете разговаривать. Да-да, не удивляйтесь, ведь если вы будете громко разговаривать при обсуждении вопроса, то соперники за соседним столом могут услышать правильный ответ, и победа достанется другому.

Прежде чем рассказать о правилах нашей игры, я предлагаю вам, поприветствовать друг друга.

Поиграем в игру «Построй башню».
Один из вас кладет руку на парту ладонью вниз и называет свое имя. Другой член команды кладет свою руку ладонью вниз на руку первого и также называет свое имя. И так далее до последнего члена команды. Когда последний игрок положит свою руку, первый кладет уже вторую руку, но теперь называет не только свое имя, но и фамилию. За ним повторяют остальные.

Ведущий сопровождает свой рассказ демонстрацией.

А теперь наши правила. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Я задаю вам вопрос и тот, кто первый поднимет руку, будет отвечать. И если ответ будет правильный, команда получает то количество баллов, во сколько оценен вопрос. При неточном ответе жюри может снизить количество баллов. Если же ответ будет неправильным, отвечать будет тот, кто первым заметит это и первым поднимет руку. Правила всем понятны?

Ведущий при необходимости отвечает на вопросы детей.

Итак, мы начинаем. Но вначале я расскажу вам, откуда пришло к нам слово “математика”?

Из древнегреческого языка “мантеин” означает в переводе – учиться приобретать знания. Это значит, что кто любит математику – тот любит знание. Математика все считает, все находит. С её помощью ученые делают разные научные открытия. Но есть что-то, без чего математика ну никак не может обойтись? Отгадайте-ка загадку, и тогда вы узнаете без чего же не может обойтись математика. Кто первым правильно отгадает загадку, тот получит 1 балл.

Проживают в трудной книжкеhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/02/09/razrabotka_matematicheskogo_utrennika_dlya_2_klassa.docx_image1.jpg

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры)

Дети отгадывают загадку. Члены жюри внимательно наблюдают за тем, какой из игровых столов первым поднимет руку. При правильном ответе соответствующей группе игроков присуждается то количество баллов, в которое оценивается вопрос. В случае, если члены жюри видят, что ответ неправильный, они наблюдают за тем, кто первым заметит это и поднимет руку.

Ведущий.

Давайте послушаем стихотворения про цифры (Дети рассказывают стихи и показывают картинки)

Цифра вроде буква О

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Вот один, иль единица,

очень тонкая как спица.

А вот это– цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

волочится хвост за нею.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков-

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.

Эта цифра – акробатка:

То шестёрка, то девятка

Вот семёрка-кочерга.

У неё одна нога.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка,-

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Ведущий.

А теперь проверим, как вы знаете цифры. Угадавший получит также 1 балл.

Вид её - как запятая.

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/02/09/razrabotka_matematicheskogo_utrennika_dlya_2_klassa.docx_image3.jpg

А лентяи ее – нет.(2)

Эта цифра – как замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.(6)

Это цифра похожа на стул,

Который я перевернул.(4)

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Ведущий.

Хорошо. Я вижу, что цифры вы знаете. А вот древние люди их вначале не знали.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивали себе пищу. Питались листьями растений.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителями была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/02/09/razrabotka_matematicheskogo_utrennika_dlya_2_klassa.docx_image2.jpg

Учиться считать требовала сама жизнь. И первобытному человеку здесь помогли пальцы! Так, например, желая обменять копье на пять шкурок животных, человек клал руку на землю и показывал, что против каждого его пальца нужно положить шкурку. Когда одной руки не хватало, использовали вторую руку. А когда и двух рук не хватало, в ход шли и ноги.

Сейчас каждое число имеет свое название. А вот вначале название имели только числа 1 и 2. Числа же больше двух называли так: 3 – один и два, 5 – два, два и один

В последствии люди научились цифры записывать. Сначала это делалось с помощью зарубок на палках или в виде отложенных ракушек, камешков. После – в виде знаков. Причем у каждого народа было свое изображение цифр.


Далее ведущий показывает примеры изображения цифр у разных народов – арабские и римские.

Ведущий.

А теперь проведем небольшую разминку и немного поиграем.

В начале разминки ведущий для примера показывает порядок проведения разминки.

Сколько зайчиков у нас,https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/02/09/razrabotka_matematicheskogo_utrennika_dlya_2_klassa.docx_image4.jpg

Столько и подпрыгнем раз.

Дети выполняют прыжки.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Дети встают на носочки.

Сколько точек в нашем круге,

Столько раз поднимем руки.

Дети поднимают руки.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Дети поднимают руки.

Ведущий.

Внимание, внимание, следующее задание. Максимальная оценка - 3 балла.

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Сколько всего гостей?(7)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?(5)

Потеряла Золушка башмачок.

Прибежала с праздника - и молчок.

Стали ей потерянный примерять.

Сколько же у Золушки их опять?(2)

Как- то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка.

Сколько будет?

Ровно… (5)

Четыре краски есть у Сани,

Одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами.

ну, постарайтесь- ка, ребята! (5)

Четыре сороки пришли на уроки.

одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно трудились сорок? (3)


Ведущий.

Молодцы. Предлагаю вам заработать еще 3 балла. Послушайте следующее задание:

Я вошел в тенистый бор

И увидел мухомор,

Два опенка, два сморчка,

Три масленка, два строчка…

У кого ответ готов:

Сколько я нашел грибов?

(1+2+2+3+2=10)

После того, как дети ответят на вопрос, ведущий знакомит детей с изображением египетского числа 10 и для сравнения показывает это же число в арабском исполнении.

Ведущий.

Хорошо. Теперь посмотрим, как вы умеете разгадывать ребусы. Но предупреждаю, это задание под силу будет лишь тому, кто любознателен и кто стремится побольше знать. За каждый правильно отгаданный ребус победитель получит 3 балла.

Ведущий показывает учащимся ребусы.

Ведущий.

А сейчас я раздам вам листочки с заданием. По моей команде вы переворачиваете их, читаете задание и выполняете. На решение вам выделяется 1 минута. Это задание оценивается в 5 баллов.

Ведущий раздает листки с заданием и дает команду о начале конкурса.

По истечении 1 минуты листочки собираются и передаются жюри. Пока подводятся итоги, с детьми проводится физкультминутка.

Физкультминутка.

Ведущий предлагает учащимся самим провести физкультминутку. В случае, если никто из ребят не знает физкультминутки, ведущий проводит игру «Будь внимателен».

Ведущий.

А теперь слово жюри.

Один из членов жюри оценивает работы учеников на листочках.

Ведущий.

Примеры вы решать, я вижу, умеете. Теперь посмотрим, как вы умеете решать задачи. Первая задача. Вы можете заработать 2 балла.


Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? 
(Двое)

По дорожке прыгали воробьи: один впереди двух, один между двух и один позади двух. Сколько же было воробьев? (Три)

Самосвал ехал в поселок. По дороге ему встретились три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало поселок? (Один)

В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?

Ведущий.

До конца нашего праздника ещё осталось немного времени. И для тех, у кого мало баллов есть возможность выйти вперед, потому что последним конкурсом у нас будет блиц-опрос. Что это значит. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны быстро и коротко дать ответ. За каждый вопрос вы получите 1 балл. Начнем!

Ведущий задает вопросы блица. В ходе конкурса жюри выставляет правильно ответившей команде 1 балл.

Вопросы блиц -опроса:

  • Сколько будет 4+1? (5)
  • Сколько хвостов у двух ослов?
  • Сколько рогов у двух коров?
  • На грядке сидело 4 воробья. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько осталось воробьев? (Все разлетелись)
  • На березе росло три апельсина и две груши. Сколько всего фруктов росло на березе? (На березе фрукты не растут)
  • На ёлке висело пять бананов и одно яблоко. Сколько всего фруктов висело на ёлке? (Шесть. Фрукты не росли, а висели)
  • Сколько будет, если 10 уменьшить на 2? (8)
  • К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получить 5? (3)
  • Суммой каких одинаковых слагаемых можно заменить число 4? (2 и 2)
  • Что больше, 3+1 или 6-1? (6-1 больше чем 3+1)
  • Задумали число. Когда его увеличили на один, стало шесть. Какое число задумали? (5)
  • Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Сережа – ближе Димы. Кто кинул мяч дальше – Володя или Сережа.

(Володя)

Вини -Пух такого же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже – Вини - Пух или Чебурашка?

  • Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите. (4)
  • На дереве сидят пять птиц: три воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)

После проведения блиц - опроса члены жюри подводят общий итог всех конкурсов праздника. Пока идет подсчет баллов, проводится игра «Если нравится тебе, то делай так …».

Ведущий.

Я вижу, что наши гости готовы назвать победителей. Дадим слово уважаемому жюри.

Один из членов жюри подводит общий итог конкурсов. Называет команду – победительницу, высказывает свои пожелания ребятам.

В случае, если у нескольких команд окажется одинаковое количество баллов, задаются дополнительные вопросы.

Команде - победительнице вручаются памятные призы.

Ведущий.

Вот и закончился наш праздник. Кто выиграл – не зазнавайся, а кто проиграл – не расстраивайся. У вас есть время подтянуться, пополнить свои знания. И в следующий раз вы обязательно одержите победу.



Предварительный просмотр:

Комбинаторные задачи

1 класс

Задача №1. В класс пришли четыре новых ученика: Маша, Аня, Оля и Лена. При помощи дерева возможных вариантов покажите варианты расположения этих учеников за одной партой.

Задача №2. У Маши имеется три фрукта: яблоко, банан и слива. Разложи их на тарелку так, чтобы они не повторялись. Построй дерево возможных вариантов. Сколько вариантов у тебя получилось?

Задача №3. Папа планирует отправиться в путешествие в Италию и посетить три города: Венецию, Рим и Флоренцию. Сколько существует вариантов такого маршрута?

Задача №4. При встрече четверо друзей обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

Задача №5. Служитель зоопарка должен покормить зайца двумя различными овощами. Сколькими различными способами он может это сделать, если у него есть морковь (М), свекла (С) и капуста (К)?

2 класс

Задача №1 : Запишите все трёхзначные числа, для записи которых используются цифры 8 и 7 .

Задача №2:

В алфавите племени УАУА имеются только две буквы – «а» и «у».

Сколько различных слов по три буквы в каждом слове можно составить, используя алфавит этого племени?

Задача №3:

На завтрак Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник или кекс, а запить их он может кофе, соком или кефиром. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбрать?

Задача №4:

Имеются ручки четырех цветов: красные, синие, зеленые, черные – и два вида записных книжек. Сколько различных наборов из ручки и записной книжки можно составить из этих предметов?

Задача №5:

Сколько двузначных чисел можно составить, используя цифры 1, 4 и 7?

3 класс

1.        Вася, Ербол и Женя соревновались в беге. Вася прибежал не первым, а Женя не вторым, Ербол не прибежал третьим. А Вася не вторым. Кто прибежал каким?

2.        В финальном забеге на 100 м участвуют Иванов, Громов и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест.

3.        Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 2, 4?

4.        Школьные туристы решили совершить путешествие к горному озеру. Первый этап пути можно преодолеть на поезде или автобусе. Второй этап - на байдарках, велосипедах или пешком. И третий этап пути - пешком или с помощью канатной дороги. Какие возможные варианты путешествия есть у школьных туристов?

5.        Саша ходит в школу в брюках или джинсах, к ним одевает рубашки серого, голубого, зеленого цвета или в клетку, а в качестве сменной обуви берет туфли или кроссовки.

а) Сколько дней Саша сможет выглядеть по-новому?

б) Сколько дней при этом он будет ходить в кроссовках?

в) Сколько дней он будет ходить в рубашке в клетку и джинсах?

4 класс

1) В магазине «Планета чая» продаются 6 чашек разной высоты 4 блюдца разной ширины. Миша решил купить одну чашку и одно блюдце. Сколькими способами он может этот сделать?

2) В магазине «планета чая» еще продаются 5 чайных ложек. Сколькими способами Миша может купить чайный комплект из одного блюдца, одной чашки и одной ложки?

3) В волшебной стране есть 3 города: Мудрый, Светлый и Чудный. Из Мудрого в Светлый ведут 5 дорог, из Светлого в Чудный 6 дорог. Сколькими способами Миша может проехать из города Мудрый в город Чудный?

4) В той же волшебной стране еще 4 города: Красный, Синий, Серый и Зеленый. Город Красный и город Синий связывают 5 дорог, города Синий и Серый связывают 7 дорог. Из Красного в Зеленый ведут две дороги, из Зеленого в Серый три дороги. Сколькими способами Миша может проехать из города Красный в город Зеленый?

5) В магазин «Планета Чая» привезли для продажи 5 чашек, 4 блюдца и 3 ложки. Сколькими способами Миша может купить два разных предмета?

Логические задачи

4 класс

Задача №1

При записи номеров домов на улице Петровской было использовано 143 цифры. Сколько домов на этой улице? (Дома нумеруются с 1 и идут подряд, т.е. 1, 2, 3, 4 и т.д.)

Задача №2

Полоску бумаги разрезали на три части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на три части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на три части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на три части. Могло ли в итоге получиться 100 частей?

Задача №3

Слава собирался купить 20 конфет, но ему не хватало для этого 3 руб. Тогда Слава купил 15 конфет, и у него осталось 7 руб. сдачи. Сколько стоит одна конфета?

Задача №4

Вася с родителями собирал грибы. Мама нашла 9 грибов, папа нашёл 15 грибов, а Вася нашёл на столько же больше грибов, чем нашла мама, на сколько меньше, чем нашёл папа. Сколько грибов нашёл Вася?

Задача №5

В школьной столовой два стакана компота, три пирожка с мясом и четыре пирожка с вишней стоят 105 руб., а три стакана компота, два пирожка с мясом и один пирожок с вишней – 75 руб. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку в школьной столовой одного стакана компота, одного пирожка с мясом и одного пирожка с вишней?

3 класс

1.        Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?

2.        Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?

3.        Имеется перекрёсток двух дорог. Вдоль каждой из дорог, по одну сторону на этом перекрёстке надо посадить по 11 деревьев. Каково наименьшее количество деревьев, которые можно посадить, выполняя это задание?

4.        На весах, которые находятся в равновесии, на одной чашке лежит 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На другой чашке – 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче: морковка или редиска?

5.        Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?

2 класс

1.        Имеется перекрёсток двух дорог. Вдоль каждой из дорог, по одну сторону на этом перекрёстке надо посадить по 11 деревьев. Каково наименьшее количество деревьев, которые можно посадить, выполняя это задание?

2.        В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?

3.        Двое подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, они переправились на этой лодке. Как им это удалось?

4.        В школьном буфете Наташа, Яна и Алёна покупали пирожные – бисквитное с вареньем, бисквитное с кремом и трубочку с кремом. Кто что купил, если каждая девочка съела по одному пирожному, Яна и Алёна любят пирожные с кремом, а Наташа и Алёна купили себе по бисквитному пирожному?

5.        У трёх подружек – Вики, Ани и Лены – очень красивые куртки – синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого какая куртка, если Аня и Лена ходят с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?

1 класс

1.        Лестница состоит из 9 ступенек. Какая ступенька находится на середине?

2.        У животного 3 правые ноги, 3 левые ноги, 3 ноги сзади, 3 ноги спереди. Сколько всего ног у животного?

3.        Три мальчика готовили елочные игрушки к Новому году. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работал каждый из них?

4.        Сумма трех нечетных чисел равна 15. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой.

5.        «Мой хвост, — сказала кошка, — имеет длину 10 см и еще половину моего хвоста». Какова длина хвоста кошки?

Нестандартные задачи

1 класс

1.У Тани было 5 орехов. Один она отдала брату и у них орехов стало поровну. Сколько орехов было у брата сначала?

2.Возле школы росли 3 ели. Посадили еще 2 дуба и 5 елей. Сколько стало елей возле школы?

3.Найди в каждом ряду лишнее число: 21 44 8 90 16

40 20 30 33 90

66 12 33 44 55

31 33 35 25 39

9 8 7 4 20

4.Во дворе было 3 курицы, столько же уток, индюков меньше, чем уток, но больше, чем гусей. Сколько всего птиц было во дворе?

5.По двору ходили гуси. Всего у них 22 ноги. Подошли двое козлят. Сколько ног у гусей и козлят вместе?

2 класс

1.        Восемь яблок разделили между девочками и мальчиками. Сколько яблок досталось девочкам и мальчикам по отдельности, если мальчикам досталось на 2 яблока меньше?

2.        Лена живет на 4 этаже, если считать сверху. На каком этаже живет Лена, если всего у дома 9 этажей?

3.        На столе лежали ручки, карандаши и фломастеры, всего 15 штук. Карандашей было в 7 раз больше, чем ручек. Сколько фломастеров лежало на столе?

4.        

Кот Вася на 6 кг легче, чем пес Шарик. Сколько весит кот Вася, если его масса втрое меньше массы Шарика?

5.        Продолжи последовательность чисел, дописав 3 числа: 5, 8, 13, ….

3 класс

1.        Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше чем свеклы. Сколько килограмм лука потратил повар?

2.        Оля вырезала из бумаги 5 квадратов, 7 треугольников, а кругов в 2 раза больше чем треугольников. Сколько всего Оля вырезала фигур?

3.        Первое число 12, второе в 3 раза меньше, а третье в 4 раза больше чем второе. Вычисли сумму этих трех чисел.

4.        В школьную столовую привезли 6 кг, лимонов, яблок на 24 кг больше чем лимонов, а груш на 12 кг меньше чем яблок. Сколько килограмм груш привезли в школьную столовую?

5.        Ящик с виноградом и три одинаковых ящика с яблоками весят 45 кг. Сколько весит один ящик с яблоками, если ящик с виноградом весит 15 кг.

4 класс

Задача № 1

В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы?

Задача № 2

Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?

Задача № 3

Начертить прямоугольник, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см.

Задача № 4

Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?

Задача № 5

Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами четвёртого разряда, чем число, выраженное четырьмя единицами первого разряда?



Предварительный просмотр:

(КВН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА)

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассном мероприятии  по математике.

Задачи:

 1.   Повышать  интерес  к урокам математики.

 2. Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные  действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания   и сложения.

 3. Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания.

Оборудование:

 - компьютер, проектор, экран для показа презентации,  презентация;

-  плакат: «Математика — царица всех наук»; Плакаты: «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов). Математика – это язык, на котором говорят все точные науки (Н.И.Лобачевский).

 - для участников команды эмблемы, ручки;

-  карточки с заданиями;

-  для жюри «оценочные листы»; -  часы.

Правила игры:

В игре участвуют две команды. В каждой команде 8 человек. У каждой команды есть эмблема, название,  капитан. В каждом конкурсе за правильный ответ команда получает балл.  Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Работу каждой команды оценивает жюри

Жюри: родители и старшеклассники.

1-й чтец

Привет, друзья! Сегодня в школе

Большой и интересный день.

Мы приготовили весёлый

Наш школьный праздник - КВН.

2-й чтец

Чтоб этот праздник КВН

Вам по душе пришёлся всем,

Иметь знания надо прочные,

Быть веселым и находчивым!

Ведущий: Как вы думаете, зачем нужно знать математику?

Отвечают участники КВНа.

1-й чтец

Без счета не будет на улице света.

Без счета не может подняться ракета.

2-й чтец

Без счета письмо не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

3-й чтец.

Запомните все, что без точного счёта,

Не сдвинется с места любая работа!

Ведущий: Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов. Для начала домашнее задание- представление капитана команды, название, девиз.

Представление команд.

Конкурс "Математическая разминка"

1-й чтец

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь.

2-й чтец

Я могу с любой задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

3-й чтец

И прекрасна, и сильна математики страна!

Ведущий: За одну минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач. Жюри следит за временем и считает правильные ответы.

Задачи для первой команды:

  1. У девочек 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у неё осталось? ( 3 яблока).

2. Сколько пальчиков на руках у 4х мальчиков? (40)

3. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100-сто)

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно).

5. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много их? (трое)

6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна)

7. Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают).

8. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

9. Без чего не построить дом? (без угла)

Задачи для второй команды:

1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг).

2. Сколько ушей у 5 мышей? (10)

3. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

4. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

5. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)

6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)

7. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (ни одного)

8. Сколько ножек у 2х сороконожек? (80)

9. На столе было 12 книг. Сколько книг убрали, если их осталось в 3 раза меньше, чем было? (4 книги убрали).

Конкурс «Домашнее задание».

1-й чтец.

Внимание! Внимание! Узнаем мы сейчас,

Что каждая команда приготовила для нас.

Команда первая инсценирует сказку «Белый заяц». (Вместо костюмов можно использовать таблички с названиями героев.)

Сказка «Белый заяц»

Автор. Забрался заяц в огород и накопал морковки.

Заяц (несет в корзине морковь) Хорошо, что я в огороде есть не стал. Собаки набегут. Лучше уж дома полакомиться.

Автор. Нёс заяц морковь, согнулся от тяжести. Тут навстречу ему медведь.

Медведь. Попался, заяц! Сейчас я тебя съем!

Заяц (плача) Не трогай меня, медведь, я тебе морковки дам.

Медведь. А много ли ты дашь?

Заяц. Да бери, дяденька медведь, половину того, что есть.

Медведь. Половину мне мало. Смотри, какой я большой, а ты какой маленький. Как же мы пополам морковь делить будем? Давай мне больше половины.

Заяц. Обидно, конечно, да делать нечего. Бери половину и ещё в придачу полморковки.

Автор. Отпустил его медведь. Бежит заяц домой, торопится. Вдруг откуда ни возьмись лиса навстречу.

Лиса. Попался заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.

Заяц (испуганно и плача) Отпусти меня, тётенька лиса, а я тебе за это морковки дам.

Лиса. А много ли дашь?

Заяц. Да бери, тётенька лиса, половину того, что есть.

Лиса. Половину мне мало. Смотри, какая я большая, а ты какой маленький! Нельзя нам морковь поровну делить, давай мне больше половины.

Заяц. Ну что ж, возьми половину всей морковки, да вот ещё полморковки в придачу.

Автор. Отпустила зайца лиса. Прибежал заяц домой, сидит и плачет.

Заяц. Бедненький я, бедненький! Обидели меня звери: всего одну морковку мне оставили.

Автор. Сколько морковок было у зайца? Сколько морковок досталось медведю? Сколько морковок досталось лисе? (у зайца было 7 морковок, медведь получил 4, лиса 2).

Вторая команда читает стихотворение Л.Пантеева «Задача с яблоками».

Нам из Гомеля тётя

Ящик яблок прислала.

В этом ящике, не мало.

Начал яблоки эти

Спозаранок считать я,

Помогали мне сёстры,

Помогали мне братья.

И пока мы считали,

Мы ужасно устали,

Мы устали, присели

И по яблочку съели.

И осталось их – сколько?

А осталось их столько,

Что пока мы считали-

Восемь раз мы сидели,

Восемь раз мы отдыхали

И по яблоку ели.

И осталось их – сколько?

Ох, осталось их столько,

Что когда в этот ящик

Мы опять поглядели,

Там на дне его чистом

Только стружки белели …

Только стружки-пеструшки,

Только стружки белели.

Вот прошу угадать я

Всех ребят и девчонок:

Сколько было нас, братьев?

Сколько было сестрёнок?

Поделили мы яблоки

Все без остатка.

А всего-то их было

Пятьдесят без десятка.

(было 40 яблок, каждому ребёнку досталось по 8 яблок, значит, детей

было 5. Из них 3-мальчика и 2-девочки.)

Ведущий. Ну-ка, наши капитаны, выходите-ка на ринг.

Мы посмотрим, кто из вас сможет выиграть в миг!

Конкурс капитанов.

Капитаны получают по 2 головоломки.

Задание 1. Поставьте вместо вопросительных знаков названия цифр так, чтобы получились имена собственные.

Задание 1-му капитану

ПО?Л (ПО-ДВА-Л)

Р?А (Р-ОДИН-А)

АК?СА (АК-ТРИ-СА)

Задание 2-му капитану

С?ЖКА (С-ТРИ-ЖКА)

?ЯНИН (СЕМЬ-ЯНИН)

СМОР?А (СМОР-ОДИН-А)

Задание 2. Поставьте после каждой цифры знак «+» или «-» так, чтобы равенство стало верным.

0 1 2 3 4 5 6 8 9=9

(0+1+2+3-4+5-6+7-8+9=9)

Ведущий. Пока капитаны думают, мы послушаем жюри, которое расскажет об итогах предыдущих конкурсов.

Жюри сообщает результаты.

Ведущий. Продолжаем наши соревнования. Пока команды готовятся к следующему конкурсу, придумывая вопросы, которые они будут задавать своим соперникам, нас ждёт конкурс болельщиков.

Дорогие болельщики, разгадывая кроссворд, не забудьте, ваши правильные ответы могут сыграть решающую роль в игре команды, за которую вы болеете.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По горизонтали:

1. Единица длины. 3. Упражнение, для выполнения которого необходимо думать, вычислять, записывать ответ. 4. Русская мера счета, обозначающая «половина второго десятка». 5. «В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу.» 6. Математическое действие. 7. Прямоугольник с равными сторонами. 8. Однозначное число, любимое всеми школьниками. 9. Математическое выражение, требующее выполнение некоторых действий над числами. 10. Математический знак в виде отвесной черты (прямой, закруглённой, фигурной.) 11. Фамилия древнегреческого математика.

По вертикали:

2. Школьный предмет, которому посвящен наш КВН.

Ответы:

1. Километр.

2. Математика

3. Задача

4. Пятнадцать.

5. Дневник

6. Умножение

7. Квадрат

8. Пять

9. Пример

10. Скобка

11. Пифагор

Ведущий. Послушаем результаты конкурса капитанов.

Слово предоставляется жюри.

Жюри подводят итоги конкурсов.

Конкурс «Ты - мне, я - тебе»

Ведущий. На каждый вопрос, который приготовили команды друг другу, следует ответить за одну минуту. Если команда не знает ответа, она может попросить помощь у болельщиков.

1-й чтец.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Вопросы команды первой:

1.В 1557 году английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какой математический знак он изобрёл? (знак равенства)

2. Как из 4 палочек сделать 15? (Вместе с вопросом команда получает 4 счетные палочки. Следует предупредить, что их ломать нельзя.) ΙΙΙΙ– XVΙ

3. В древнекитайской «Книге перемен» приведены следующие 9 чисел:

492

357

816

Что они обозначают?

(это первый «математический квадрат», в котором суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равны).

Вопросы второй команды:

1.У южноамериканского племени таманаки число 6-это один палец другой руки, 11-один палец ноги. А как по-таманакански будет 21? (один палец руки другого человека).

2. Почему при записи любого числа мы единицы пишем справа, десятки- левее, сотни ещё левее и т.д., а не наоборот. (цифры, которые мы используем, изобрели арабы, а они пишут справа налево).

3. Как разделить 1888 на равные части, чтобы в каждой из них получилось по 1000? (1888)https://fhd.multiurok.ru/b/4/f/b4f672451f8e676c5bec9f69c5e13c7c6ec1cf16/matiematichieskii-kvn-dlia-3-klassa_1.png

Исторический конкурс.

Ведущий. Перед вами древнегреческие меры длины: локоть, верста, аршин, сажень, часть, пядь, линия, вершок. Каждая команда, получив карточки с названиями этих мер, должна расположить их по мере убывания. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит это задание. (Верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок, часть, линия).

Ведущий: В современном мире мы давно уже не используем старинные меры длины, но иногда употребляем их названия в своей речи. Какие крылатые выражения дошли до нас из глубин веков? Выигрывает команда, которая назовет больше крылатых выражений.(«Косая сажень в плечах», «Аршин проглотил», «От горшка два вершка», «Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку», «Мерить на свой аршин» и т.д.)

Ведущий. Объясните значение следующих выражений:

1-я команда: «Семь пядей во лбу».

(речь идет об очень умном и весьма способном человеке.)

2-я команда: «Косая сажень в плечах».

(речь идет об огромном человеке, богатыре, у которого одни только плечи больше двух метров).

Ведущий. Контрольный вопрос для обеих команд- Как известно, сажень имела несколько разновидностей. Она была косой, маховой, простой и царской. Покажите, если сможете, как измеряли маховой саженью, используя для показа свои руки и, если надо, ноги.(маховая сажень-это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах рук, они приравнивались к 2,5 аршина, что составляет примерно 1 м 78 см.)

Ведущий. Пока жюри подводят итоги конкурсов, давайте все вместе споём песню

М. Пляцковского и В.Шаинского «Дважды два - четыре».

Подведение итогов .

Жюри. Вы отвечали правильно и дружно,

И у жюри сомнений нет.

Сегодня победила дружба –

Владычица побед.

Жюри вручает памятные подарки командам и награждает самых активных участников.

Ведущий. Спасибо всем игрокам и болельщикам за хорошую и интересную игру.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...