Урок математики Тема: Решение задач на одностороннее движение
план-конспект урока по математике (4 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_reshenie_zadach_na_odnovremennoe_dvizhenie.docx35.44 КБ
Файл odnostoronnee_dvizhenie.pptx846.49 КБ
Файл kartochki.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

УМК: «Школа России»

Тема урока: Решение задач на одновременное движение

Класс: 4

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Сформировать представление о задачах на одновременное движение.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Научиться решать задачи на одновременное движение.
  2. Узнать о скорости сближения.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка устного вычисления.
  2. Способствовать развитию грамотной устной речи посредству комментирования решения задач.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию самодисциплины на протяжении урока.
  2. Способствовать воспитанию гордости за свою страну и ее граждан.
  3. Способствовать воспитанию положительного отношения к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные

Метапредметные

Личностные

-уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия: скорость, время, движение;

-уметь решать основные типы задач на нахождение скорости сближения и расстояния.

Познавательные

-овладение навыками смыслового чтения текста задачи в соответствии с поставленными целями;

Регулятивные

-освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Коммуникативные

-умение работать в парах.

-Умение производить взаимопроверку.

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы и приемы обучения: проблемный вопрос, незаконченное предложение.

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: Взаимопроверка, самопроверка, проверка по образцу.

Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы:

Карточки на этак актуализации, презентация.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

методы обучения;

формы организации учебной деятельности

(Ф, П, Г, И)

формы контроля

  1. Организационно-мотивационное начало урока

- Ребята, здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Виктория Витальевна. Сейчас я проведу у вас урок математики.

- Проверьте свои принадлежности. На ваших партах должна лежать тетрадь, учебник, ручка, карандаш и линейка.

Здороваются с учителем.

Проверяют принадлежности.

Проверка принадлежностей.

  1. Актуализация знаний по теме

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Заполняем чистописание

- Сейчас мы вспомним необходимые нам знания. Посмотрите на доску. (На доске значок формулы расстояния).

- Что обозначает этот знак? (S)

- А этот?( V)

- Этот? (t)

- Как мы находим расстояние?

- Соответственно, как мы найдем время и скорость? Начнем со скорости.

- Что мы делаем при нахождении времени?

- Хорошо, мы вспомнили, как находить расстояние, время и скорость.

- Давайте посмотрим на схему движения машины. Что делает машина? (слайд)

- Что обозначает эта стрелочка?

- Что написано над стрелочкой?

- Чем является этот отрезок от начала пути машины до флажка?

- Вот и задача к этой схеме. Прочитаем.

- Ребята, что нам уже известно?

- Заполним эту таблицу.

- Скорость …

- Время …

- Как мы вычислим расстояние?

- Сколько получится?

- Что мы нашли?

- Продиктуем ответ.

- Сейчас я предлагаю вам в парах самим составить такую задачу, по образцу на слайде. Пары первого ряда составляют задачу, в которой нужно найти расстояние, второй -где нужно найти время и третий - где нужно найти скорость. У вас на карточках есть шаблон, вы заполняете его прямо на карточке, записываете решение вашей задачи и ответ.

- Теперь рассмотрим эту схему. (слайд)

- Чем она отличается от предыдущей?

- А куда направлено движение машин?

- Такое движение называется встречным.

- Как думаете, что обозначает флажок?

- Вот задача к этой схеме.

- Прочитаем.

- Такие задачи называются задачами на одновременное движение.

Записывают число, классная работа. Прописывают минутку чистописания, цифра «5».

Смотрят на доску.

- Это знак расстояния.

- Знак скорости.

- Времени.

- Умножаем скорость на время.

- Чтобы найти скорость, нам нужно разделить расстояние на время.

- Чтобы найти время, нам нужно разделить расстояние на скорость.

- Едет к флажку.

- Направление движения.

- Скорость машины.

- Расстояние.

- Машина выехала из деревни в город. На протяжении всего пути машина ехала со скоростью 45 км/ч. Найдите расстояние от деревни до города, если известно, что путь занял 2 часа.

- Что скорость машины 45км/ч. Что путь занял 2 часа.

- 45 км/ч.

- 2 часа.

- Умножим скорость на время. 45 умножаем на 2.

-90 километров

- расстояние от деревни до города

- Расстояние между деревней и городом 90 километров.

Составляют задачу.

- Первый ряд диктует второму, второй – третьему, третий – первому. Устно решаем

Рассматривают схему.

- На ней две машины.

- На встречу друг другу.

-Место встречи машин.

- Две машины из разных точек одновременно поехали на встречу друг другу. Известно, что скорость синей машины равна 100 км/ч, а скорость желтой – 70 км/ч. Время пути до встречи 4 часа. Найдите расстояние, которое прошла каждая машина, и расстояние которое прошли машины вместе.

Фронтальная работа

Беседа

Парная работа.

  1. Этап выявления места и причины затруднений

- Вы можете решить эту задачу в уме, так же как и предыдущую?

- Почему?

- Нет

- Мы не изучали решение таких задач.

Беседа

Наводящий вопрос

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

- Как думаете, чему мы с вами научимся на этом уроке?

- Решать задачи на одновременное движение.

Беседа

  1. Открытие новых знаний/основной этап работы на уроке

- За какое время проделала свой путь каждая машина?

- Смотрите, время на схеме указано в этих отрезках.

- Машины ехали 4 часа и делали это одновременно. Вот они проехали за первый час, за второй, третий, четвертый и встретились в этой точке.

- Значит, каждый отрезок это путь, который проехала машина за один час.

- Ребята, а почему у синей машины отрезки длиннее, чем у желтой?

- Соответственно кто прошел больший путь?

- Я оформляю схему, вы смотрите и записываете когда, я вам скажу.

- Начнем со схемы. Начертим отрезок (12 клеток – 6 сантиметров). На одном его конце стоит машина, которая поедет со скоростью 100 км/ч. Ставим стрелочку и подписываем над ней 100 км/ ч. Соответственно, с какой стороны поедет вторая машина, если они едут на встречу друг другу?

- Чему равна скорость второй машины?

- Куда направляется стрелочка второй машины?

- Какая из машин проделала больший путь?

- Ребята, когда будете чертить схему в тетрадь, пусть один отрезок первой машины будет 2 клеточки, а отрезок второй 1 клеточка.

- Сколько часов ехала каждая машина?

Значит, таких отрезков должно быть 4. У каждой машинке по 4 отрезка.

-В конце пути первой и второй машины ставим флажок.

- Что нам нужно найти в задаче?

- Покажи, какое расстояние прошла первая машина. А вторая?

- Как на схеме помечают неизвестное?

- Мы оформили схему.

- Что будем находить первым?

- Ставим цифру один за скобкой. Как мы находим расстояние?

- Что на что умножим в этом случае?

- Что у нас получится?

- В скобочках записываем км. В пояснении после примера что запишем?

- Продолжим. Так же мы находим путь второй машины. Кто прочитает выражение?

- Что получается?

- В пояснении запишем…

- Что нам осталось найти?

- как мы это сделаем?

- Записываем третье выражение. 400 плюс 280 километров.

- Что получается?

- Что записываем в пояснении?

-Ниже пишем ответ. Сначала указываем, какое расстояние прошла первая машина. Затем, пишем, что вторая машина прошла расстояние 280 километров. Ставим запятую и пишем, сколько машины прошли вместе.

- За 4 часа.

- Потому что скорость синей машинки, больше скорости желтой.

- Синяя машина.

- Делает схему на доске.

- С противоположной.

- 70 км/ч.

- Навстречу первой.

-первая

- 4 часа

- Расстояние, которое прошла каждая машина. И расстояние, которое машины прошли вместе.

- Знаком вопроса.

- Расстояние, которое прошла первая машина.

- Умножаем скорость на время.

- 100 км умножим на 4 часа.

- 400 км

- Расстояние, которое проехала первая машина.

- 70км умножаем на 4 часа.

- 280 километров.

- Расстояние, которое прошла вторая машина.

- Расстояние, которое машины прошли вместе.

- Сложим путь первой и второй машины.

- 680 километров.

- Расстояние между городами.

Записывают ответ.

Фронтальная работа

Анализ задачи

Беседа

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Откроем учебник на 16-ой странице. Записывайте номер 61.

- Прочитаем условия.

- К доске выйдет ученик, выполнит краткую запись по образцу и запишет решение задачи под цифрой 1. Остальные выполняют в тетради.

- Что нам известно в задаче?

- Что нам нужно найти?

- Что мы найдем первым?

- Что найдем теперь?

- В условиях задачи нам необходимо найти…

- Записываем ответ.

- Те, кто записывал решение в тетради, сверьте свою работу с доской.

- О ком была эта задача?

- Сейчас вы узнаете об удивительной лыжнице Еле́не Вале́рьевне Вя́льбе.

Она советская и российская лыжница, трёхкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира, пятикратная обладательница Кубка мира, президент Федерации лыжных гонок России.

Обладательница феноменального достижения — на чемпионате мира в Тронхейме в 1997 году выиграла 5 золотых медалей из пяти возможных. Ни до, ни после неё никто не сумел повторить это достижение.

- Вот такие спортсмены есть в нашей стране.

Физминутка

- Давайте встанем и почувствуем себя лыжниками.

- Надеваем правый лыжный ботинок, левый. Прицепляем ботинки к лыжам. Сначала правый, потом левый. Надеваем специальные очки, чтобы снег не попадал нам в глаза. Берем в лыжные палки, в правую и левую руки. Мы готовы. Теперь выставляем руку с палкой и противоположную ногу вперед и задвигаем их назад. Теперь делаем наоборот.

- Закончили, присаживаемся.

Открывают учебник.

Записывают номер упражнения.

Ученик прочитывает условие задачи.

Ученик выполняет решение на доске.

V

t

S

1-й л.

12 км/ч

3 ч

?

2-й л.

14 км/ч

3 ч

  1. 12+14=26(км) проходят лыжники вместе за 1 час.
  2. 26*3= 78 (км) расстояние между двумя поселками.

Ответ: расстояние между двумя поселками- 78км.

- о лыжниках.

Слушают рассказ про лыжницу.

Повторяют движения за учителем.

Садятся на свои места

Фронтальная работа

Рассказ

Имитация лыжника

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- По этому же принципу оформите и решите задачу под цифрой 2.

- Как закончите, записывайте ответ и складывайте руки домиком.

- Все закончили. Меняемся тетрадями с соседом, берем простой карандаш и проверяем по образцу на экране.

- У кого нет ошибок, поднимите руки.

- Молодцы.

Решают задачу

V

t

S

1-й л.

12 км/ч

?

78 км

2-й л.

14 км/ч

?

Решение:

  1. 12+14=26 (км) проходят лыжники вместе за час.
  2. 78:26=3 (ч) время через которое встретились лыжники.

Ответ: лыжники встретились через 3 часа.

Обратная связь.

Самостоятельная работа

Взаимопроверка по образцу.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

- Давайте вспомним, что нам нужно сделать, чтобы узнать расстояние, которое прошел объект?

-А как нам узнать время, за которое объект прошел расстояние?

- А как же тогда найти время?

- Какие задачи мы с вами сегодня решали?

- Умножить его скорость на время.

Разделить расстояние на его скорость.

- Разделить расстояние на скорость.

- На одновременное движение.

Беседа / опрос

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Продолжите предложения.

На этом уроке мне понравилось …

Мне далось с трудом…

Я бы хотел узнать…

Я бы хотел повторить …

Свои варианты ответа.

Прием «Незаконченное предложение»

  1. Подведение итогов работы на уроке Д/З

- Открываем свои дневники, записываем домашнее задание – страница учебника 16, № 61 решить 3 задачу и № 64.

Записывают домашнее задание в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Машина выехала из деревни в город. На протяжении всего пути машина ехала со скоростью 45 км/ч. Найдите расстояние от деревни до города, если известно, что путь занял 2 часа. 45 км/ч. V t S 45 км.ч 2 часа ? Решение: 1) 45* 2= 90 (км.) Расстояние между деревней и городом . Ответ: Расстояние между деревней и городом 90 километров.

Слайд 2

Две машины из разных городов одновременно поехали на встречу друг другу. Известно, что скорость синей машины равна 100 км/ч, а скорость желтой – 70 км/ч. Время пути до встречи 4 часа. Найдите расстояние, которое прошла каждая машина, и расстояние между городами. t= 4 часа

Слайд 3

Решение: 1) 100*4= 400 (км) Расстояние, которое прошла первая машина 2) 70*4= 280 (км) Расстояние, которая прошла вторая машина Ответ: Первая машина прошла расстояние – 400км, вторая машина- 280 км, расстояние между городами– 680 км. 3) 400+280= 680 (км) Расстояние между городами. (Скорость ) V ( Время ) t (Расстояние) S 1-я машина (синяя) 100 км/ч 4 ч ? ???? 2-я машина желтая 70 км/ч ?

Слайд 4

Еле́на Вале́рьевна Вя́льбе — советская и российская лыжница, трёхкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира, пятикратная обладательница Кубка мира, президент Федерации лыжных гонок России . Обладательница феноменального достижения — на чемпионате мира в Тронхейме в 1997 году выиграла 5 золотых медалей из пяти возможных. Ни до, ни после неё никто не сумел повторить это достижение.

Слайд 6

№ 61 (2) Лыжники V t S 1-й л. 12 км/ч ? 78 км 2-й л. 14 км/ч Решение: 1) 12+14=26 (км) проходят лыжники вместе за час. 2) 78:26=3 (ч) время через которое встретились лыжники. Ответ: лыжники встретились через 3 часа.

Слайд 7

На этом уроке мне понравилось … Мне далось с трудом… Я бы хотел узнать… Я бы хотел повторить … Мне было интересно…



Предварительный просмотр:

1 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ со скоростью _______. Найдите

расстояние между ___________ и ____________, если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

1 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ со скоростью _______. Найдите

расстояние между ___________ и ____________, если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

1 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ со скоростью _______. Найдите

расстояние между ___________ и ____________, если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

1 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ со скоростью _______. Найдите

расстояние между ___________ и ____________, если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

3 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите скорость ___________ , если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

3 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите скорость ___________ , если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

3 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите скорость ___________ , если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

3 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите скорость ___________ , если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

2 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите время ___________ , если известно, что скорость _________ равна _________.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

2 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите время ___________ , если известно, что скорость _________ равна _________.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

2 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите время ___________ , если известно, что скорость _________ равна _________.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

2 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите время ___________ , если известно, что скорость _________ равна _________.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

2 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите время ___________ , если известно, что скорость _________ равна _________.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

3 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ , расстояние между которыми _______. Найдите скорость ___________ , если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:

1 ряд

Из__________ едет (идет) в ____________ __________ со скоростью _______. Найдите

расстояние между ___________ и ____________, если известно, что путь занял _____ часа.

РЕШЕНИЕ:

1)__________________________________________________

ОТВЕТ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. Тема :" Решение задач на движение"

Урок - закрепление с использованием ИКТ...

Урок математики. Тема: "Решение задач. Закрепление пройденного материала" (1 класс)

На этом уроке  (в игровой форме) у учащихся формируются навыки решения задач, отрабатываются приёмы сложения и вычитания в пределах 10....

Урок математики. Тема: "Решение задач". 3 класс.

На уроке математики учащиеся развивают умение мыслить, наблюдать, рассуждать. Знакомятся с новым видом составных  задач на нахождение суммы двух произведений, совершенствуют вычислительные ...

Методическая разработка урока математики Тема: Решение задач "Будем мы всегда здоровы"

Урок математики  по теме:Решение задач "Будем мы всегда  здоровы" направлен на формирвание у обучающихся умение реализовывать способы действий при решении разных видов задач....

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Презентация к уроку математики. Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Презентация к уроку математики. Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...