Педагогический проект
проект по математике

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                                                                                                            «Развитие пространственного мышления младших школьников "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект473.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие пространственного мышления младших школьников »

Автор проекта:

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ№7»

Умряшкина Н.Н.

2022 год

Введение.

Тема моего проекта: «Развитие пространственного мышления младших школьников ».

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отображения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

В настоящее время мир является пространственно-организованным, и пространственные представления и понятия помогают нам жить в этом мире, так как отражают реально существующие в природе пространственные отношения. И, конечно каждый родитель хотел бы, чтобы его ребёнок умел ориентироваться в современном мире, в графической пространственной информации.

Шестилетний и семилетний ребёнок, придя в школу, воспринимает предметы целостно, односторонне, не охватывая всех его признаков. Выделяет чаще всего один из признаков предмета. Нужно научить ребёнка видеть отдельные предметы, уметь выделять в них различные признаки, наблюдать предметы, переходить к сравнению, определять, в чём их сходство и различие, группировать предметы по общим признакам, делать выводы из наблюдений. Этот многоступенчатый пререход осуществляется, благодаря пространственному мышлению.

Первые годы обучения ребёнка в школе – самые ценные для его будущего. Нужно как можно полнее использовать их.

Среди проблем, возникших у меня при обучении детей, были следующие:

- малая база конкретно – предметных образов;

- несформированность представлений о плоскости, объёме, симметрии;

- отсутствие способностей к переработке одного вида информации в другой;

- нечёткая ориентация, неумение компоновать элементы композиции;

- неразвитые способности конструирования на плоскости;

- слабое чувство горизонтали и вертикали;

Чтобы ученик успешно учился в школе и умел свободно ориентироваться в пространстве, владея этими основными понятиями, освоив основные графические умения, в связи с этим, у меня возникла необходимость работы над темой «Развитие пространственного мышления младших школьников».

Работая над данной темой, моя задача в современных условиях помочь ученику осознать , обобщить опыт и зафиксировать его в обобщённом виде с помощью наглядных средств и образов, символов, моделей.

Я стала думать над такой проблемой: каковы же педагогические условия формирования пространственного мышления , как развивать пространственное мышление.

Решение этой проблемы составляет цель проекта: разработать комплекс дидактических и методических материалов, которые направлены на формирование и развитие пространственного мышления младших школьников.

Задачи исследования:

1. Определить особенности развития пространственного мышления младших школьников.

#1040;нализ содержания учебного материала с точки зрения формирования пространственного мышления.

3. Разработка дидактического материала, направленного на формирование пространственного мышления младших школьников.

Новизна проекта заключается в совмещении в процесс обучения специально разработанного дидактического материала с содержанием , направленного на формирование и развитие пространственного мышления.

Основная часть.

Я считаю, что успешное развитие пространственного мышления возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие.
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребёнка.
  3. Самостоятельное решение задач, требующих максимального напряжения.
  4. Предоставление свободы выбора в деятельности.
  5. Умная доброжелательная помощь взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми.

Но создания этих благоприятных условий недостаточно для развития пространственного мышления. Необходима целенаправленная работа по развитию мышления у детей.

Сейчас не вызывает тот факт, что пространственному мышлению можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее будет результат. При разработке своих уроков я обращаю внимание на последовательность и логичность изложения материала, тем самым соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному. Используя в своей работе дифференцированный подход к ученикам в зависимости от их уровня развития способностей и индивидуальных особенностей.

Пространственное мышление в равной мере может проявляться на всех уроках. Я хочу предложить различные задания на развитие пространственного мышления на уроках: математики, русского языка, литературного чтения.

Остановимся на уроках математики. Практически на каждый урок я пытаюсь внести что- то новое, занимательное. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и тем самым помогает им усвоить любой учебный материал.

Так, при знакомстве с геометрическими понятиями: точка, линия, прямая линия, отрезок , я использую хорошо известный детям четверостишье: «Точка, точка, два крючка, носик, ротик, оборотик, палки , палки , огуречик , вот и вышел человечек ». С параллельным изображением всего, о чём говорится в четверостишье, на доске. Заканчивая рисование и чтение, опираясь на ответы детей, я ещё раз выделяю те геометрические фигуры, представления о которых хотела сформировать. Для закрепления полученных детьми представлений, прошу назвать и показать использование геометрических фигур, например, при изображении клоуна. Затем предлагаю обратную по характеру действия задачу: из заданных геометрических фигур и их элементов сконструировать человека.

Углубленному пониманию геометрического материала (точка, линия, отрезок и др.) способствует и включение в урок сказки:

« В стране Геометрия жила – была точка (я на доске показываю, учащиеся в тетрадях). Однажды точка подумала: «Как мне хочется иметь много друзей. Отправлюсь- ка я в путешествие и поищу себе подружек». Только вышла за калитку, а навстречу ей тоже точка идёт. Подходит другая точка и спрашивает, куда та идёт?

- Иду искать друзей. Вставай со мной рядом, и пойдём вместе путешествовать (ставлю точки на доске, дети у себя в тетрадях). Идут по дороге друзья-точки. И, наконец, их становится всё больше и больше. И вот их стало так много, что выстроились они в один ряд плечом к плечу, и получилась линия(проводим линию).Так родилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая, когда неровно идут – линия кривая».

Прослушивание такой сказки заканчивается тем, что дети учатся чертить прямые и кривые линии.

При организации работы по ориентации плоских и объёмных геометрических фигур, я использую следующие задания:

Задание 1. «Что изменилось? Что не изменилось?»

Задание 2. «Раскрась фигуру справа» (Приложение 1).

Задание 3. «Чем похожи, чем отличаются?»

Каждое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Особенно привлекают учащихся задания такого уровня.

Задание 4. «Нарисуй пропущенный рисунок» (Приложение 2).

Задание 5. «Найди лишнюю фигуру» (Приложение 3).

При решении арифметических задач учу анализировать их, представлять в таком виде, который обеспечивал бы необходимые действия. В проблемном обучении по УМК «Гармония» используется графическая модель решения задач в виде схематизированного чертежа. (Приложение 4). Схематический чертёж задачи прост для восприятия:

- наглядно отображает каждый элемент отношения в задаче;

- обеспечивает целостность восприятия;

- позволяет увидеть сущность задачи;

- конкретизирует абстрактное отношение;

- обеспечивает поиск плана решения задачи;

Особенно привлекают на уроках математики эвристические задачи. (Приложение 5). Они способствуют мысленному воспроизведению образа объекта и изменения его положения в пространстве.

Для развития пространственного мышления на уроках русского языка использую задания, которые тренируют у детей воображение в комплексе с мышлением.

Задание 1. «Учимся составлять слова с заданной буквой» - это задание с тренировкой воображения направленно ещё и на развитие словарного запаса.

При знакомстве со словарными словами заинтересовываю детей рисунками, схемами. Работа по заполнению слов, начиная с представления предметов.

На уроках русского языка предлагаю игры. (Приложение 6).

Использую метод реконструкции букв путем прибавления или убавления элементов из заданной буквы. Составить как можно больше других.

Задание 3. «Эмоции» (Приложение 7).

Задание 4. «Написать как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв»

Задание 5. «Изменить слова так, чтобы получилось как можно больше предложений».

Пространственное мышление неразрывно связано с речью. Тесная связь мышления с речью находит свое отражение в том, что мысли всегда вовлекаются в речевую форму. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать происходящее, но уметь описать его живым выразительным словом. Так на уроках чтения мы наблюдаем и сравниваем предметы, которые связаны с содержанием картинок. Включаю в уроки такие задания, которые интересны детям и в тоже время развивают пространственное мышление:

Задание 1. «В чем сходство предметов на картинке и различие?» (Приложение 8)

Задание 2. «Соедини персонажи в том порядке, в каком они встретились в произведении» (Приложение 9).

Задание 3. «Какой портрет больше соответствует той или иной части рассказа. Почему?»

Задание 4. «Отметь верный рисунок»

При изучении сказок на уроках литературного чтения я обычно пользовалась одними приемами: чтение, беседа по вопросам, пересказ , чтение по ролям. И такие уроки интересны не для всех детей, а главное они мало влияют на развитие мышления.

Теперь же я изменила свое отношение к работе над сказкой. На уроках мы не только читаем и пересказываем, но и учимся составлять свои сказки. Вот несколько видов работ над сказкой.

Учимся сочинять сказки.

Например, при рассказывании и русской народной сказки «Репка» мы внесли некоторые изменения:

- Кого еще можно позвать на помощь? И позвали курочку, потому что она тоже может жить в доме, так как является домашней птицей. Некоторые дети попытались сочинить свою сказку, изменив действующих лиц.

Придумываем продолжение сказки:

«У одного мальчика были два солдатика, один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше – он был сделан из очень красивого стекла и всегда улыбался. В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдат был злой и завистливый, а стеклянный – добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика…»

Попробуй объяснить, как случилось, что стеклянный солдат остался цел и невредим, а оловянный поплатился за свое коварство.

Придумываем счастливый конец для отрицательного героя из сказки.

При общении знаний по разделу «Сказки о животных» предлагаю следующее задание «Узнай, чей это голос». Дети узнают героев сказок по голосам и мысленно их представляют. Например,

- Голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий. (Заяц)

- Голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий. (Лиса)

- Голос низкий, говорит медленно, в растяжку. (Медведь)

- Голос звонкий, четкий. (Петух)

Данное задание создает образы воображения, которые и являются основой пространственного мышления. Поток таких образов составляет суть процесса пространственного мышления.

Путь развития пространственного мышления лежит через приобщение учащихся к продуктивной мыслительной деятельности уже с 1 класса.

Заключение.

Таким образом, совмещение дидактического материала с содержанием учебного материала на уроках, способствует развитию пространственного мышления. Это подтверждают диагностики, проводимые в начале учебного года и в конце года .Одна из них методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант». Целью данной методики заключается в исследовании ориентации учащихся в пространстве. Методика выявляет умение слушать и слышать задания и верно воспроизводить.

Результаты диагностики на начало года.

Результаты диагностики на конец года.

Исследования показывают, что дополнительный дидактический материал не только способствует развитию пространственного мышления у младших школьников, но и делает урок познавательным, интересным, соответствующим всем требованиям ФГОС

Литература

Приложение 1

Раскрась фигуру справа.

Широкий диагональный 120%20%Широкий диагональный 1Широкий диагональный 120%Широкий диагональный 120%

Приложение 2

Нарисуй пропущенный рисунок.

Приложение 3

Найди лишнюю фигуру.

Приложение 4

Графическая модель решения задачи в виде схематизированного чертежа.

Приложение 5

Эвристические задачи.

Рисунок10

  1. Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня 1кг, 2кг, 3кг, 4кг, 5кг, 6кг, 7кг. Эти камни разложили в рюкзаки так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как это сделать?
  2. У Васи несколько орехов, а у Вити их на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика?
  3. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес.
  4. Определить количество окрашенных и неокрашенных граней у распиленного пополам кубика, все грани которого окрашены.
  5. Как отмерить 3 литра воды, если есть кружка емкостью 7 литров и 2 литра.

Приложение 6

Игры.

«Живое слово»

«Живое» слово является звуковым образом предмета или явления.

AN00790_

«Звуковые ассоциации»

Называем по очереди любые звукосочетания. А потом придумываем и называем понятия, действия или явления, которые в нашем воображении.

Приложение 7

Эмоции.

Рассмотри рисунки и определи, какие чувства изображены на этих лицах. Сделай подписи под рисунками.

Глядя на себя в зеркало, попытайтесь «изобразить» на лице те же эмоции, что и на рисунках.

Приложение 8

В чем сходство и различие предметов на картинке.

Приложение 9

Соединить персонажи в том порядке, в каком они встретились в произведении.

Произведение Б.Заходера «Муравей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...