Урок математики 4 класс "Сложение и вычитание величин . Памятники Кремля (урок-путешествие)".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Закрепление приема письменного сложения и вычитания  величин

 -Совершенствование вычислительных навыков и умениий  решать задачи, уравнения;

  Повторение единиц длины, массы, времени;

- Знакомство учащихся с некоторыми   историческими  объектами Кремля;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_4_klass.docx626.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок  математики              4 класс

Учитель:       Зотова Надежда Юрьевна   ГБОУ ИТШ г.Москвы

 Тема :               Сложение и вычитание величин.      

                         Памятники Кремля (урок - путешествие).

Цели и задачи: -Закрепление приема письменного сложения и вычитания в

                              величин;

                            -Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать

                              задачи, уравнения;

                            - Повторить единицы длины, массы, времени;

                            - Знакомство учащихся с некоторыми   историческими  объектами

                              Кремля;

                             

Ход  урока

1 Организационный момент.

2 Устный счет

   Мы  сегодня отправимся на  воображаемую   экскурсию. Чтобы узнать , куда мы пойдем, разгадайте слово зашифрованное на доске.

 На доске

 600       450     250    330    90   170

163 х 0 + 450 = Р                                45 + 36 + 25 + 64 =Ь

43 Х 1 + 47 = Л                                   257 + 18 +12 + 43 = М

213 х 1 + (0 + 47) = Е                         2 + 96 + 98 + 404 = К

Примеры реш аются коллективно , дети показывают результаты учителю на индивидуальных полотнах,  расставляют буквы на места полученных результатов.

Учитель :   Что у вас получилось?

Дети:   Кремль.

Учитель :  Молодцы!  Именно туда мы с вами и отправимся.

3. Закрепление  пройденного

Учитель :  За  свою  многовековую историю Кремль неоднократно перестраивался.

На доске       1156 – первые стены Кремля

                      1336 – Деревянный Кремль

                      1368 -  Белокаменный город

                      1495 – Москва Красно-каменная

Учитель :   Определите к какому веку относятся даты.

Ответы учащихся

Учитель:   Для  того, чтобы начать путешествие, давайте вспомним единицы

                  массы и длины.

(Заполнение таблиц учащимися по вариантам)

1 … = 1000….

1 … = 100 ….

1 … = 10 …

Проверка:

1 км = 1000 м

1 м   = 1000мм

1дм  = 10 см

1 см  = 100 см

1 т  = 1000 кг

1 кг = 1000 г

1 т   = 10 ц

1 ц   =100 кг

Учитель : Стенам Кремля, которые мы видим ( слайд Кремля) более 500 лет.

Какие же у них размеры?

4.jpg

 На доске:  высота  от 9000 мм – 19000мм

                   Толщина от  350 см – 650 см

Учитель :  Переведите в  метры и сантиметры.

Работа по учебнику  М.Моро № 401 (устно)

Учитель:   Как мы говорили в начале урока, Кремль перестраивали несколько раз, увеличивалась и территория , и длина стен

Решим задачу и узнаем длину стен Кремля.

( Тексты задач напечатаны на индивидуальном листе у каждого учащегося)

Задача 1

При Дмитрии .донском протяженность стен  Московского Кремля равнялась

 1 км 979 м.  Сегодня стены Кремля на 256 м длиннее. Какова  протяженность стен Московского  Кремля?

(Дети решают задачу в тетрадях. Один ученик – с объяснением у доски.

Ответ : 2км 235 м.

Устно  ( слайд  «Схема Кремля)схема Кремля.gif

- Кремль окружают стены с 20 башнями. Проездных в 4 раза меньше. Через сколь башен можно проехать в Кремль?

- Решив уравнения, вы узнаете о разновидностях башен.

Доска                        Круглых башен

                                     Х + 97 = 28 +72                            Ответ : Х=3

                                  Четырехугольных башен

                                   87 –Х = 3 х 25                               Ответ: Х = 12

                                  Башен со звездами

                                   Х х 40 = 135 + 65                          Ответ: Х = 5

Учитель : Остановимся на время и рассмотрим башни со звездами .

                  (Слайды   Боровицкой,  Водовзводной, Спасской,  Никольской  

                  Троицкой  башен Кремля)

боровицкая башня.jpg         18.jpg        спасская башня.jpg      никольская башня.jpg     троицкая башня.jpg 

      Почему эти башни так называются?

     Решим задачу и найдем высоту башен.

Задача 2

Высота Боровицкой башни на 16 м 95 см ниже Спасской .  Водовзводная башня

 на 7 м 80см ниже  Боровицкой, Никольская башняна 5 м 15 см выше Водовзводной.

Троицкая башня на 2 м 30 см выше Никольской. Какова высота каждой башни, если высота Спасской  71 м?

На доске:

Спасская – 71 м

Боровицкая -? -? на 16 м 50 см выше, чем Спасская.

Водовзводная - ? на 6 м 75 см выше, чем Боровицкая.

Никольская - ? на 9м 15 см выше, чем Водовзводная.

Троицкая - ? на 9 м 60 см выше, чем Никольская.

Ответ:  54 м 50 см- высота Боровицкой  башни,

             61 м 25 см -высота Водовзводной башни,

             70 м 40 см- высота  Никольской башни

              80 м  см – высота Троицкой башни

Физминутка

Учитель :    Сегодня в Кремль входят через Троицкие ворота к которым ведет каменный мост. Это ничем, казалось, не примечательное сооружение было первым каменным мостом  в Москве. Его перекинули через реку  в 1367 году. Для охраны подступов к мосту на правом берегу Неглинки возвели Кутафью башню.

                            кутафья башня.jpg

Решим задачу и узнаем высоту Кутафьей башни.

Задача 3

Первоначально стены Кутафьей башни имели высоту 18 м 50 см . затем в 1685 году на стенах надстроили  корону высотой 2 м 50 см, и от этого она стала еще выше. Но за века вырос вокруг башни слой земли, и она ушла в почву на 7 м. Какова высота Кутафьей башни?

Ответ:   13 м 50 см.

Учитель : Пройдем на территорию Кремля  на Соборную площадь.  Почему она так называется?

( На ней находятся соборы : Успенский, Архангельский, Благовещенский)

успенский собор.jpg        архангельский собор.jpg           благовещенский собор.jpg

Самое высокое строение – Колокольня Ивана Великого  

колокольня ивана великого.jpg

Решите выражение и узнайте высоту колокольни.

3 км – 2 км 9 19 м       Ответ : 81 м

Учитель : На постаменте  уколокольни находится памятник искусства литейщикам Москвы. Это Царь- Колокол. Во время пожара в 1737 году при тушении огня москвичи поливали колокол. От неравномерноо охлаждения колокол треснул, и один кусок отвалился.

Решим задачу и узнаем массу колокола.

Задача 4

Масса осколка Царь – Колокола составляет 11т 5 ц, что на 191 т 424 кг меньше, чем масса самого  колокола.  Какова маса  Цар ь - Колокола?

Ответ:    201 т 924 кг

Итог урока

Мы сегодня познакомились с некоторыми историческими памятниками Кремля с математической стороны. На следующих уроках математики нас ждут новые открытия.

                         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 81. Сложение и вычитание величин - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_81_slozhenie_i_vychitanie_velichin/2013-02-15-174  Урок 81. Сложение и вычитание величин В презентации отображ...

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание величин"

Урок разработан с опорой на закрепление данной темы. К конспекту прилагаются необходимые картинки и схемы решения задач....

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание величин". УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: обучение сложению и вычитанию величин.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о величинах.2. Обучить сложению и...