Конспект урока по математике "Сложение и вычитание величин"
учебно-методический материал по математике (1, 2 класс) на тему

Кузбит Вероника Андреевна

Урок разработан с опорой на закрепление данной темы. К конспекту прилагаются необходимые картинки и схемы решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.slozhenie_i_vychitanie_velichin.docx24.98 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx155.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ленинская сош

Конспект урока по математике

 на тему «Сложение и вычитание величин».

Учитель начальных классов

Беззапонная В.А.

Цель урока:

- закрепить умения решать составные задачи на нахождение неизвестной величины;

- закрепить вычислительные навыки.

УУД:

Личностные:

- работа в команде;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

Познавательные:

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков и схем;

- составлять, понимать и объяснять план действий при работе с конкретным заданием;

- читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на схемы;

- строить, в случае необходимости, вспомогательные модели к задачам (схемы, рисунки и т.д.).

Коммуникативные:

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

- ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроке материалу;

- ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинается урок. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, чтобы узнать тему урока, давайте решим ребус. Я буду говорить вам задание, а вы – называть мне цифру, которая будет являться верным ответом. Под каждой угаданной вами цифрой скрывается буква. Когда мы откроем все буквы, вам нужно будет расположить цифры в порядке возрастания. И только тогда вы узнаете ключевое слово.

1)Назовите число, последующее 9. (10)

2) Назовите число, предшествующее 8.(7)

3)На сколько 6 больше 3? (3)

4) Увеличьте 8 на 1. (9)

5)Нужно уменьшить 5 на 3. (2)

6) Назовите число, которое стоит между 7 и 9. (8)

7) Назовите число, которое больше четырёх на 2. (6)

8) Первое слагаемое 4, второе слагаемое 0. Чему равна сумма? (4)

2

3

4

6

7

8

9

10

в

е

л

и

ч

и

н

ы

- Какие вы знаете величины? (Единицы длины, массы, объема).

- Ребята, Винни-пух собирается в гости к кролику. Давайте укажем ему дорогу, чтобы он не сбился с пути. Для это вам нужно решить выражения. (Через сколько км повернуть направо? Сколько км идти прямо? Через сколько км повернуть налево?)

- Молодцы, ребята. Благодаря вам Винни-пух не сбился с пути.

 - Мальвина хотела испечь торт. Но просыпала из мешка муку. Давайте ей поможем и узнаем, сколько кг муки высыпалось из мешка. ( В мешке 5 кг, после высыпания осталось  3 кг, рассыпалось 2 кг)

- Артемон нес ведро с водой. Но при ходьбе вода расплёскивалась. Давайте узнаем, сколько литров воды принес Артемон.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.

III.Формулирование темы урока.

- Итак, чем же мы будем заниматься на уроке? (Складывать и вычитать величины.)

- Как вы думаете, в жизни мы встречаемся с этими величинами? С какими? Где именно? Значит, нам нужно изучать эту тему, чтобы использовать ее в жизни?

- На доске записаны выражения. Давайте попробуем их решить. Кто мне поможет?

4л - 3л =                2 дм+6дм=              9кг - 1кг=             7см+2см=

- А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили сложение и вычитание величин. Откройте учебник на странице 6. Посмотрите на первое задание. Прочтите его. Что в нем требуется сделать? (Списать, вычислить.)

- Откройте свои тетради и выполните это задание самостоятельно.

- Все справились? А теперь давайте проверим ваши ответы.

IV. Повторение и обобщение изученного.

- Ребята, посмотрите на задачу под номером 2. Давайте ее прочтем.

Сладкоежка Плюшкин испек торт массой 5 кг. Это на 2 кг больше, чем масса торта, который испек сладкоежка Пышкин. Найдите массу торта Пышкина.

- Внимательно посмотрите на схему к задаче. Подумайте, какая схема изображает торт Плюшкина? А какая Пышкина? Подпишите каждую схему.

- В какие окошки мы уже можем вписать числа? Что обозначает 5? А что 2?   ( В первое – 5, масса торта Плюшкина. Во второе – 2, на столько больше торт Плюшкина торта Пышкина.)

- Как мы можем найти массу торта Пышкина? (Нужно от массы торта Плюшкина отнять разницу между двумя тортами.)

- Массу торта Плюшкина мы уже вписали в схему. Теперь мы можем найти массу торта Пышкина? ( Да. 5 кг – 2 кг = 3 кг)

- Молодцы, ребята. Вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем.

Физминутка:

Вышли мышки как-то раз,

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

- А теперь продолжаем урок. Перейдем к задаче под номером 3. Прочтите условие задачи. Мы можем сразу решить ее? (Нет. Не хватает данных.)

- А каких данных не хватает? ( Сколько весит торт Пышкина).

- Значит нам нужно дополнить задачу, сколько весит торт у Пышкина. Аккуратно карандашом впишите в пустое окошко цифру 3. Теперь мы можем решить задачу? (Да).

Сладкоежка Плюшкин испёк торт массой 5 кг, а сладкоежка Пышкин – массой 3 кг. Найдите общую массу этих тортов.

(На доске висит готовая схема к задаче).

- Что нам нужно найти в задаче? ( Массу двух тортов).

- Как мы можем ее найти? (Нужно сложить массу тортов Плюшкина и Пышкина).

- Нам известны массы этих тортов? Какова же их сумма? (Да. 5 кг + 3 кг = 8 кг).

- Посмотрите на схемы под номером 4. К какой задаче подходит 1 схема? (Задача №2) А 2-я? (Задача № 3)

- Ребята, третью  схему составила Катя. Давайте повторим по схеме условие задачи. Мы знаем, что у Плюшкина торт весит 5 кг. Что означает на схеме 2 кг?  (Что торт Плюшкина весит на 2 кг больше, чем торт Пышкина). (Плюшкин испек торт массой 5 кг. Это на 2 кг больше, чем масса торта, который испек Пышкин. Найдите общую массу этих тортов.)

- Какой вопрос еще добавился? (Какова общая масса двух тортов).

- Теперь запишем в тетради решение этой задачи по действиям. Что мы узнаем в первом действии? ( Массу торта Пышкина).

- Как мы ее найдем? Запишите первое действие в тетради? (5 кг – 2 кг = 3 кг)

- Зная массу торта Плюшкина и массу торта Пышкина, что мы можем найти? (Общую массу двух тортов. 5 кг + 3 кг = 8 кг)

- Мы ответили на главный вопрос задачи? Запишем ответ.

-Сколько действий мы совершили, чтобы найти ответ на вопрос задачи? ( 2 действия).

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Ребята, вы наверняка устали. Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз. Физминутка:

Посмотрите на картинку на доске. Я буду водить указкой по линиям, а вы внимательно за ней следите и повторяйте глазками движения указки.

- Мы немного отдохнули, а теперь продолжим.  Прочтите задачу под номером 5.

В ведре 7 литров воды, а в кувшине на 4 литра меньше. Сколько литров воды в ведре и в кувшине вместе?

- Что нам нужно узнать в задаче? (  Сколько литров воды в ведре и в кувшине вместе).

- Что для этого мы должны знать? (Сколько литров воды в ведре и сколько в кушине).

- Нам известно, сколько литров воды в ведре? (Да. 7 л)

- Впишите известную цифру в пустом окошке под схемой. В какое именно окошко нам нужно вписать цифру 7? ( В первое).

- Нам известно, сколько литров воды в кувшине? Как мы можем это узнать? (Нет. Нужно от количества воды в ведре отнять разность между количеством воды в ведре и в кувшине).

-  Нам известна эта разность? В какое окошко мы впишем цифру 4? ( Во второе).

- Теперь мы можем найти, сколько литров воды в кувшине? (Да. 7л – 4л = 3л)

- Молодцы. В какое окошко мы впишем цифру 3? (В третье).

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Да. 7л + 3л = 10л)

- Ребята, посмотрите внимательно на первое уравнение под номером 6. Что там известно? (5) Это часть или целое? (часть) Что еще известно? Это часть или целое? (6,целое) Что же неизвестно? (первая часть, х) Как найти первую часть? (От целого отнять вторую часть, получаем первую часть). Давайте проверим наш ответ. Вместо х подставим его значение.

К. х+5=6                   Л. 2+у=7

(Уравнения решаются на доске одним учеником, остальные в тетрадях).

V. Итог урока.

- Итак, ребята, какие операции мы сегодня проводили над величинами? (Сложение, вычитание). Чему еще мы учились на уроке?

- Посмотрите на задание под номером 7 в учебнике. Вам нужно найти неизвестные слагаемые. Ответ запишите карандашом рядом со знаком вопроса.

-  Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эту тему, чтобы в жизни использовать единицы длины, массы и объема.

VI. Рефлексия.

- Если вам понравился урок, вам было интересно и вы усвоили весь материал сегодняшнего урока, то нарисуйте на полях в тетради веселый смайлик. А если вам было скучно, вы не все поняли на уроке, то нарисуйте на полях грустный смайлик.

- Ребята, вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Величина.Длина"

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Величина.Длина" (ОС "Школа 2100")...

Математика. 1 класс. Урок 81. Сложение и вычитание величин - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_81_slozhenie_i_vychitanie_velichin/2013-02-15-174  Урок 81. Сложение и вычитание величин В презентации отображ...

Конспект урока по математике на тему "Величина. Объём. Литр". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС

Разработка урока по требованиям ФГОС(технологическая карта)...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание величин". УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: обучение сложению и вычитанию величин.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о величинах.2. Обучить сложению и...