«Случаи сложения и вычитания вида + - 4»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Агаркова Алёна Александровна

Конспект урока на тему "Случаи сложения и вычитания вида + - 4", математика, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluchai_slozheniya_vida_4_-4.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Случаи сложения и вычитания  вида + - 4»

Цель:

Образовательная: повторить состав чисел первого десятка; закрепить умение решать текстовые задачи; научить использовать различные приемы сложения числа 4, повторить изученные случаи вычислений.;

Развивающая: развивать творческие способности, память, речь, логическое мышление;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, письмо, картинки лесных зверей, полотно с квадратами.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

  1. Организация начала урока – 1 мин
  2. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока – 3 мин.
  3. Актуализация опорных знаний. – 6 минут

3.1 Минутка каллиграфии.

3.2 Математический диктант.

3.3. Фронтальный опрос.

ФИЗМИНУТКА

  1. Восприятие и осознание учениками фактического материала- 8 мин

4.1 Объяснение учителем новой темы.

4.2 Работа над правилом.

  1. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами- 10мин            

5.1 Работа с упражнением №1

5.2 Работа с упражнением №2.

ФИЗМИНУТКА

5.3 Работа с упражнением №3 стр 67.

  1. Обобщение и систематизация знаний- 7 мин

6.1. Устное решение задач

6.2 Работа с карточками.

  1. Итоги урока- 3 мин

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1.Организация начала урока.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Будем сегодня задачи решать,

Будем складывать и вычитать.

- Доброе утро, меня зовут Алина Валерьевна и сегодня урок математики проведу у вас я.  

2. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока.

- Ребята, сегодня в наш класс пришло письмо. Хотите узнать от кого пришло письмо?

- Письмо нам пришло из лесной школы. Как вы считаете, кто там учится? (лесные звери)

- Все они хотят с вами подружиться. А вы бы хотели с ними подружиться?

- Прочитаем письмо от них.

                                                      Письмо

Дорогие, ребята, здравствуйте! Пишут вам ученики «Лесной школы».

Так же как и вы мы изучаем русский язык, математику, рисуем, лепим, поём, занимаемся физкультурой. Больше всего мы любим уроки математики. Высылаем вам несколько заданий по теме «Случаи сложения +4». Надеемся, что вы сними обязательно справитесь. Вместе с заданиями высылаем вам свои улыбки.

Справитесь с заданием, получите от нас небольшие подарки.Желаем успеха!

3. Актуализация опорных знаний.

3.1 Минутка каллиграфии.

- Итак, первое задание от белочки:

 -Откройте свои тетради, от последней работы отступите 4 клетки вниз и 10 клеток в сторону. На 10 клетке пишем 6 апреля, на следующей строчке, под цифрой 6 пишем классная работа.

- На второй полной клетке с новой строки пропишите каллиграфично строчку цифры 4.

- Посмотрите и вспомните, как правильно пишется цифра 4.

- Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведем прямую линию почти к центру клетки, затем ведем палочку, вправо не доводя до правой стороны клетки. Пишем длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводим её до нижней стороны клетки.

- Теперь пропишем правильно и красиво в тетради.

3.2 Математический диктант.

-Веселая белочка хочет проверить, готовы ли вы к их заданиям, и предлагает провести математический диктант. Покажите белочке свою хорошую готовность и высокий уровень знаний.

-Отступите одну клетку вниз, на второй полной клетке напишите «М.д:», задания я буду читать 2 раза, ответ написали, поставили запятую, пропустили клетку, пишем следующий ответ. Начинаем.

  • При счете следует за числом 10. (11)
  • 10- это 7 и….(3)
  • 10- это 8 и….(2)
  • 10 – это 9 и….(1)
  • 5 увеличить на 2 (7)
  • 8 уменьшить на 3 (8)
  • На 1 меньше чем 5. (4)
  • На 2 больше чем 7. (9)

Ответы: 11,3,2,1,7,8,4,9.

- Давайте проверим, все ли выполнили правильно задание. (1 ученик читает результат)

3.3. Фронтальный опрос.

- Назовите компоненты действий сложения? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

- Назовите компоненты действий вычитания? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Сколько примеров на вычитание можно составить из примера на сложение?(2)

-Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится…? (слагаемое)

-Какое арифметическое действие необходимо выполнить, если сказано «на 2 больше», « на 2 меньше»? (+,-)

- Назовите состав числа 4 разными способами. (2+2, 3+1, 1+3)

- Как вы думаете, для чего вам нужно знать состав числа 4? (Чтобы уметь прибавлять и вычитать число4)

Физминутка

- Молодцы, Белочка осталась очень довольна. Она предлагает нам отдохнуть и провести пальчиковую физминутку:

Это пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папа.

Это пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

4. Восприятие и осознание учениками фактического материала

4.1 Объяснение учителем новой темы.

- Следующее задание нам приготовил ежик.

 (на доске 7 синих и 4 красных квадрата)

- Сколько синих квадратов? (7)

- Сколько красных квадратов? (4)

- Давайте составим пример на сложение. (7+4)

- Сколько нужно прибавить к 7, чтобы получилось 10? (3)

- Значит на какие слагаемые будет удобно разложить число 4? (на 3 и 1)

- Сколько прибавим сначала? (3)

-Сколько получится? (10)

-Сколько прибавим потом? (1)

-Сколько получится? (11)

- Теперь запишем это примером. (учитель пишет на доске с комментированием)

7+4= 7(3+1) = (7+3) +1=10+1=11

   3   1

- Откройте книгу на странице 67 и таким же образом вычислим следующие примеры:

  • 8+4=8+2+2=12

- Сколько нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2)

- Значит на какие слагаемые будет удобно разложить число 4? (2 и 2)

- Если к 10 прибавить 2, сколько получится? (12)

  • 9+4=9+1+3=13

- Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получилось 10? (1)

- Значит на какие слагаемые будет удобно разложить число 4? (1 и 3)

- Если к 10 прибавить 3, сколько получится? (13)

- Запомните:

Чтобы прибавить число по частям, нужно прибавить столько, сколько не хватает до 10, а потом прибавить то что осталось.

- Молодцы, зайчик остался очень доволен

4.2 Работа над правилом.

- Прочитаем примеры на красной карточке.

- Сумма каких чисел, записанных в рамке равна 11?

- Сумма каких чисел, записанных в рамке равна 12?

- Сумма каких чисел, записанных в рамке равна 13?

- Что нужно сделать? (запомнить)

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1 Работа с упражнением №1

- Следующее задание приготовила нам лисичка.

- Посмотрите в книгу на упражнение 1.

-Вам необходимо вычислить примеры.

- Давайте будем решать примеры по цепочке возле доски с комментированием.

- Обратите внимание, что если сложить первые 2 числа каждого примера, то в сумме получится 10.

7+3+2=12                6+4+3=13                9+1+6=16

8+2+3=13                5+5+1=11                9+1+7=17

5.2 Работа с упражнением №2.

-Прочитайте что необходимо сделать во 2 упражнении?

- Отступите 10 клеток вправо. На 11 напишите  Задача №1.

- Давайте составим условие к первой задачи. (Было 7 открыток. Стало на 2 открытки больше. Сколько стало открыток?)

(двое работают у доски)

- Какие опорные слова мы выделим? (было, стало)

- Что известно в задаче? (было 7 открыток)

- Что еще известно? (стало на 2 открытки больше)

- Какой вопрос задачи?  ( сколько стало открыток)

Было – 7 откр.                                            

Стало - ?, на 2 откр. Больше            

-Повторите условие задачи по краткой записи.

-Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (да)

-Каким действием? (сложением)

-Что будем складывать? (7+2)

-Запишите решение в тетради. Напишите ответ.

Отступите 10 клеток вправо. На 11 напишите  Задача №2.

- Составим условие ко 2 задачи. (Было 6 конвертов. Стало на 1 конверт меньше. Сколько стало конвертов)

 - Какие опорные слова мы выделим? (было, стало)

- Что известно в задаче? (было 7 открыток)

- Что еще известно? (стало на 2 открытки больше)

- Какой вопрос задачи?  (сколько стало открыток)      

Было – 6 к.

Стало – на 1 к. меньше

-Повторите условие задачи по краткой записи.

-Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (да)

-Каким действием? (вычитанием)

-Что будем вычитать? (6-1)

-Запишите решение в тетради. Напишите ответ.

-Сравните краткие записи. Что общего? (главные слова)

- Чем отличаются? (числами и знаками, «больше», «меньше».)

Физминутка (музыкальная)

5.3 Работа с упражнением №3 стр 67.

- Следующее задание от крота.

-Прочитайте задание №3.

-Внимательно рассмотрите чертеж.

-Как называются линии, изображенные на чертеже? (отрезки)

- Что вы можете сказать об этих отрезках? (голубой отрезок длиннее розового, а розовый короче голубого).

-Как узнать, на сколько один отрезок длиннее или короче другого? (измерить длину каждого, затем из большего числа вычесть меньшее)

-Возьмите линейку. Измерьте длину розового отрезка. (7 см)

-Измерьте длину голубого отрезка (9 см)

-Каким действием мы узнаем насколько голубой отрезок длиннее розового? (вычитанием)

-Какие числа будем вычитать? (9-7)

- Запишите этот пример в тетради.

9-7=2

6. Обобщение и систематизация знаний

6.1. Устное решение задач

-Следующее задание вам приготовил зайчик. Он хочет, чтобы вы устно решили его веселые задачки.

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенек зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок:

Сколько съедено морковок? (4)

 - Как вы узнали?  (2 + 2 = 4)

Шесть  зайчиков шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Четыре  зайчика спаслись едва,

А сколько не успело?    (2)          

- Как вы узнали? (6 - 4 = 2)

Вот три зайчонка по дорожке идут.

За ним вдогонку четверо бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой? (7)    

- Как вы узнали? ( 3 + 4 = 7)

- Наши друзья из лесной школы очень довольны, что вы решили задачи про них на отлично.

6.2 Работа с карточками.

+4

6

5

9

8

7

-  Еще зайчик вам предлагает работу с карточками. Он хочет убедится, что вы поняли новую тему.

- Каждый положите перед собой карточку. Вам необходимо к числам 5,6,7,8,9 прибавить четыре. В пустых клеточках запишите ответы.

- А теперь поменяйтесь карточками. Каждый из вас сейчас временно побудет учителем. Проверьте карточку своего соседа.

 (Ответы записаны на доске:10,9,13,12,11)

- Сверьте проверенную вами карточку с ответами на доске.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

- Сколько вы прибавили к каждому числу в первой строке? (4)

- Каким способом можно прибавить число 4? (разложить его на удобные слагаемые)

- На сколько увеличилось число во второй строке? (на 4)

 - Что значит увеличить? (прибавить)

7. Итоги урока

- С каким вычислительным приёмом мы познакомились сегодня на уроке? (сложение числа 4)

Как можно прибавить число 4? ( По частям. 2+2, 3+1, 1+3.)

- Поднимите руку кто понял новую тему.

- Задания каких лесных верей мы выполняли? (белочка, лисичка, зайчик, крот, ежик)

- Какое задание было для вас самым трудным? Самым простым?

- А вы бы хотели, чтобы они ещё присылали вам задания?

-Лесные звери очень довольны вашей работой на уроке. И за это они дарят вам небольшие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе на тему Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах десяти. Нумерация в пределах 20.

ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета. Задачи образовательные: 1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычита...

Урок математики 2 класс Внетабличные случаи сложения и вычитания

Урок математики по теме"Внетабличные случаи сложения и вычитания"Целью урока является отработка вычислительных навыков сложения и вычитания изучееных видов....

Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток(закрепление)

Закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания...

Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10

Конспект урока и презентация к нему по теме "Табличные случаи сложения и вычитания в пределах первого десятка". Урок-сказка, на котором использованы такие виды работ как: тест, работа в парах, работа ...

Урок математики по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Случаи сложения +5"

Урок математики по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Случаи сложения +5"...