Решение математических задач с составлением краткой записи с детьми с ЗПР
электронный образовательный ресурс по математике

Засухина Наталья Игоревна
  1. Тема для информационного выступления учителя-дефектолога перед педагогами начальных классов: «Решение математических задач с составлением краткой записи с детьми с ЗПР».
  2. Категория детей: ученики 2-3 классов, обучающихся по АООП вариант 7.1 (задержка психического развития);

Возраст: 8-10 лет.

Вариант нарушения: несформированность математических представлений, что характеризуется нарушением процессов обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_zasuhina.docx225.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема для информационного выступления учителя-дефектолога перед педагогами начальных классов: «Решение математических задач с составлением краткой записи с детьми с ЗПР».
  2. Категория детей: ученики 2-3 классов, обучающихся по АООП вариант 7.1 (задержка психического развития);

Возраст: 8-10 лет.

Вариант нарушения: несформированность математических представлений, что характеризуется нарушением процессов обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза.

  1. Конспект выступления.

План выступления (20 мин.):

№ п/п

Пункт

Содержание

Затраченное время (мин.)

1

Приветствие

Приветствуем коллег, сообщаем тему, план выступления и предполагаемое время выступления (20 мин.)

1

2

Особые образовательные потребности детей с ЗПР

Кратко и емко описываем основные образовательные потребности детей с ЗПР, используя презентацию, где вынесены пункты в более кратком содержании, чем сообщаем устно

4

3

Рекомендации по решению математических задач для детей с ЗПР

Емко приводим рекомендации по решению задач, на слайд выводим пункты кратко, устно – описываем полно

6

4

Примеры

Показываем на примере задачи, как ее нужно рассматривать с нормотипичными обучающимися и с детьми с ЗПР

6

5

Выводы

Обобщаем предоставленную информацию

2

6

Прощание

Благодарим за внимание. Раздаем разработанные памятки и подборки с практическим материалом

1

1. Приветствие.

2. Жирным шрифтом информация, выносимая на слайд

Рассказываем об особенностях деятельности детей с ЗПР.

•        Повышенная истощаемость и, как следствие, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, сниженный объём и темп работы;

•        незрелость эмоций, воли, поведения; наивность, не самостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками;

•        бедный словарь, высказывания односложны, нарушена логика высказывания;

•        несформированность навыков интеллектуальной деятельности; сниженный уровень познавательной активности (недостаточная любознательность);

•        замедленное восприятие и переработка информации, необходимость в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций;

•        нарушение всех видов памяти при преобладании наглядной памяти над словесной;

•        неустойчивость, большая отвлекаемость внимания, недостаточная концентрированность на объекте.

Далее приводим ООП детей с ЗПР. В чем они нуждаются:

•        в побуждении познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;

•        в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

•        в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

•        в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),

•        в формировании, развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;

•        в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

•        в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

•        в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

•        в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

•        в расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

3. Рекомендации по решению математических задач для детей с ЗПР.

Жирным выделена информация, выводимая на слайд.

Дети с задержкой психического развития плохо ориентируются в условиях задач: они не умеют выделять в них самое существенное, представленные в них предметно-количественные отношения им недоступны или доступны лишь частично. Довольно часто дети начинают решать задачу, не вникнув в её содержание, при этом совершают необдуманные, случайные действия с числами. Поэтому несколько правил, которым стоит следовать при решении задач детьми с ЗПР.

А. Разложение читаемого текста на его элементы

Например, содержание задачи: «Мама купила хлеб за 7 рублей и булку за 8 рублей. Она дала продавцу 20 рублей. Сколько она получила сдачи?» анализируется следующим образом:- Что купила мама в магазине? - Сколько стоит хлеб? - Первые данные: хлеб стоит 7 рублей. - Сколько стоит булка? И т.д.

Составление такого типа «решёток» позволяет отличить одни данные от других, дифференцировать гипотезу и заключение, позволяет проанализировать все элементы, а также дать оценку, осознать отношения, представленные в условии. С помощью вопросов и пояснений дети рассуждают. После такого предварительного анализа детям лучше удаются графические трансформации (обозначения) условия задачи. Они  начинают лучше понимать композицию условия задачи. Ответы по решётке способствуют процессу схематизации.

Б. Нахождение вопроса на основе знания данных.

Дети, получив данные задачи, должны найти соответствующий вопрос. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются 3-4 вопроса, из которых он должен выбрать нужный.

В. Нахождение соответствующих данных.

Ребёнку предлагается текст задачи, в котором отсутствует одно из данных. Это упражнение является очень трудным для детей с ЗПР, так как не всегда используемые тексты соответствуют уровню их возможностей. Чтобы найти отсутствующие данные, ребёнок должен представить себе динамику решения и одновременно заметить, что какие-то данные отсутствуют. Этот приём способствует генерализации структур (ребёнок сравнивает текст задачи с решаемыми раньше), а также пониманию того, что решение задачи начинается с поиска вопроса, а не с её данных. Для этого вначале решения задачи на доске обязательно должна быть запись: «Чтобы узнать... надо знать…»  Это выведет обучающихся на анализ задачи, а значит, поможет разобраться в её содержании, вывести правило (формулу) решения. Таким образом появится алгоритм решения задачи.

Г.Запоминание условия задачи.

Ребёнок должен не только помнить композицию текста, но и запомнить все элементы условия задачи. С целью более успешного запоминания условия задачи и выработки определённого алгоритма процесса запоминания можно использовать следующий приём. Ребёнку предлагается прочитать текст задачи. В процессе чтения он записывает числа, имеющиеся в тексте задачи. Затем записанное условие закрывается, а ребёнка просят его повторить. Целью данного упражнения является не решение задачи, а понимание и использование письменной речи в процессе запоминания условия задачи. Содержание задачи должно соответствовать уровню умственного и речевого развития ребёнка. Если ребёнок не понимает того, что описывается, он забывает данные.

Понимание текста задачи и умение его анализировать дают основу для перехода к следующему этапу – схематизации процессов решения задачи.

Д. Выделение вопроса и условий другим шрифтом.

Е. Яркое представление краткой записи, с помощью наглядного материала. Нельзя сокращать слова.

4. Приводим пример решения одной и той же задачи с нормотипичными детьми и детьми с ЗПР.

«В школьную столовую привезли 6 кг лимонов, яблок на 24 кг больше, чем лимонов, а груш на 12 кг меньше чем яблок. Сколько всего кг фруктов привезли в школьную столовую?»

Краткая запись для нормотипичных детей:

Л. – 6 кг,

Я. - ? на 24 кг. ˃, чем         ?

Г. - ? на 12 кг. ˂, чем

Краткая запись с детьми с ЗПР обговаривается медленно и с применением рекомендаций, изложенных выше (пошаговость, уверенность в понимании условий ребенком) и выглядит примерно таким образом:

C:\Users\Timur\Desktop\27\1630489378_29-papik-pro-p-limon-risunok-30.png

Лимоны – 6 кг.

C:\Users\Timur\Desktop\27\1635182904_5-flomaster-club-p-yabloko-risunok-poetapno-krasivo-risunok-8.jpgC:\Users\Timur\Desktop\27\1630489378_29-papik-pro-p-limon-risunok-30.png

 Яблоки – неизвестно, но на 24 кг. больше (+), чем Лимонов (1)

C:\Users\Timur\Desktop\27\e203d02111c45a0b563e5c26703b5a26.jpgC:\Users\Timur\Desktop\27\1635182904_5-flomaster-club-p-yabloko-risunok-poetapno-krasivo-risunok-8.jpg

Груши – неизвестно, но на 12 кг. меньше (-), чем Яблок (2)

        C:\Users\Timur\Desktop\27\1635182904_5-flomaster-club-p-yabloko-risunok-poetapno-krasivo-risunok-8.jpgC:\Users\Timur\Desktop\27\1630489378_29-papik-pro-p-limon-risunok-30.pngC:\Users\Timur\Desktop\27\e203d02111c45a0b563e5c26703b5a26.jpg

Сколько всего (+) фруктов привези? (3)

В скобках приведен порядок действий.

        Далее задача решается согласно порядку действий и с применением рекомендаций, т.е. узнаем, верно ли ребенок понял все условия, точно ли он знает значения всех слов и применяем дозированную помощь, не подгоняя по скорости решения его к сверстникам. Перепроверяем ответ, записанный не только числами, но и буквами.

5. Обобщаем информацию, приведенную выше, сообщая основные аспекты, которые будут отражены в памятке ниже.

Памятка

                

Практический материал для педагогов.

1. Задачи на движения в сравнении можно решать с помощью веревочек (ниток).

Пример. Мама и папа вышли из одного дома на работу в одно время. Скорость мамы 4 км/ч, и она пришла на работу через 2 часа. Папа шел со скоростью 6 км/ч и тоже пришел на работу через 2 часа. Кто прошел расстояние больше и на сколько?

Составив краткую запись и следуя рекомендациям, мы приступаем к выполнению действий. Мама прошла расстояние 4*2=8 км. Значит, берем и отрезаем веревку длиной 8 см. Папа прошел 6*2=12 км. Берем для папы веревку длиной 12 см. Накладываем веревки друг на друга и видим наглядно, что папа прошел расстояние больше. Далее можем линейкой измерить разницу в расстояниях и таким образом получить 4 см, что в нашей задаче составит 4 км.

2. Разбивание задачи на предложения и алгоритм действий.

Задача. В поход пошли 24 мальчика, а девочек в 3 раза меньше, чем мальчиков. Сколько всего детей пошло в поход?

Как мы даем задачу на карточке ребенку с ЗПР.

1. В поход пошли 24 мальчика. Сколько мальчиков? 24.

Пишем в тетради: «Мальчиков – 24 человека»

2. Девочек в поход пошло в 3 раза меньше (:), чем Мальчиков.

Пишем в тетради на следующей строке: «Девочек - ?, в 3 раза меньше (:), чем Мальчиков».

3. Сколько всего человек (+) пошло в поход?

4. Узнаем, сколько девочек пошло в поход (1 действие)

5. Прибавляем количество мальчиков к количеству девочек   (2 действие)

6. Записываем полный ответ на вопрос: «Сколько всего детей пошло в поход?»

***

3. Авторская игра на повторение таблицы умножения с поп-итом для решения задач на умножение и деление.

Иструкция. Указательный палец левой руки обучающийся кладет на листок с примерами. Указательный палец правой руки – на поп-ит. Вслух ребенок произносит примеры по порядку и называет ответ. Второй рукой нажимает на соответствующий кругу на листе цвет на игрушке.

4. Вспомогательные карточки на определение условий задачи.

U скорость может быть:

Т – время может быть:

S расстояние

см/с – сантиметры в секунду

С - секунды

СМ - сантиметры

см/мин – сантиметры в минуту

Мин – минуты

М – метры

см/ч – сантиметры в час

Ч – часы

КМ - километры

м/с – метры в секунду

м/мин – метры в минуту

м/ч – метры в час

км/с – километры в секунду

км/мин – километры в минуту

км/ч – километры в час

5. Математическое лото в качестве игры-разминки перед решением задач. Инструкция. Берется бланк.

        

        Далее из мешка с бочонками для игры в обычное лото вытаскиваются пары чисел. Ребенок в столбик решает пример и затем вписывает ответ в соответствующую строку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы решения математических задач"

Презентация для ознакомления учащихся с этапами решения математических задач....

Занятие для воспитанников "Решение математических задач о животных"

Методическая разработка урока для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...

Конспект урока математики Тема: «Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда.»УМК «Гармония», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч.

Цели деятельности учителя: Формирование умения сравнивать многозначные числа, располагать их в порядке убывания, находить правило, по которому расположен ряд многозначных чисел.Совершенствование навык...

Решение текстовых задач путем составления уравнения

Урок  математики по теме: "Решение текстовых задач путём составления уравнений"...