Развивающее обучение решению математических задач. Знакомство с задачей и её составными частями.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Комлева Анжелика Евгеньевна

Фрагмент урока математики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_ocherk.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее обучение решению математических задач. Знакомство с задачей и её составными частями.

Фрагмент урока математики в 1 классе.

В настоящее время далеко не каждого ребенка удается научить решать математические задачи. Основная причина заключается в том, что младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют ее, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического знака действия.

Очень важно научить ребенка сначала приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее решению.

Сначала следует научить ребенка читать задачу, понимать смысл прочитанного, пересказывать содержание, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось, что стало; объяснить, что обозначает каждое число в задаче, в чем суть тех или других математических выражений.

В этом году у меня первый класс. В своем педагогическом очерке предлагаю фрагмент урока математики «Знакомство с задачей и её составными частями.»

Этап открытия нового знания

Цель этапа: Создание условия для открытия детьми основных положений  нового учебного материала по теме урока.

Формируемые УДД:  Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.

1.Текст задачи.

Среди данных текстов, предложенных на слайде, найдите текст задачи.(рис.1)

1) Витя нашел 4 гриба, а Миша – 2 гриба.

2) Витя нашел 4 гриба, а Миша – 2 гриба. Сколько  грибов у Вити и Миши вместе?

3) На сколько яблок больше, чем груш?

Чтобы выполнить это задание, необходимо знать, чем отличается текст задачи от других текстов. (рис. 2)

Текст задачи включает в себя две части – то, что известно - условие, то, что необходимо найти – вопрос.

Прочитайте первый текст.(рис. 3) В этом тексте есть только условие, из которого мы узнали, сколько грибов собрали мальчики. Вопроса в тексте нет, значит это не задача.  Текст без вопроса не является задачей.

Прочитайте второй текст. В этом тексте нам известно, сколько грибов собрал каждый мальчик, значит, есть условие.Ещё в этом тексте записано, что надо найти, значит, есть вопрос. Этот текст является задачей.(рис. 4).

Прочитайте третий текст. В тексте есть вопрос, но нет условия. Этот текст не является задачей. (рис.5).

2.Схема задачи.

Итак, второй текст – это задача, в нем есть условие и вопрос. Сделаем рисунок к задаче. (рис.6).

Рисунок помогает установить, что известно – целое или часть. Но если числа большие, то делать рисунки неудобно. В этом случае на помощь приходит схема – отрезок, поделенная на части (рис.7). Схема – это часть задачи, которая помогает установить взаимосвязь условия с вопросом задачи.

3. Решение задачи.

Составим выражение к этой задаче и найдем его значение. Чтобы составить выражение по схеме, необходимо перечитать вопрос задачи. (Сколько грибов у Вити и Миши вместе?)

Мы знаем сколько грибов собрал Миша и сколько грибов собрал Витя, то есть нам известны части, а найти нам нужно целое.(рис.8).

Чтобы найти целое, нужно части сложить: к 4 прибавим 2. Мы составили выражение к данной задаче. Выражение – это ещё одна часть задачи. Найдем значение этого выражения. В скобках запишем сокращенно слово «грибы». Сокращвем до первой буквы. Полученное равенство называется решением задачи. Решение – это часть задачи. Полученное значение выражения (6 грибов) является ответом. Ответ – это последняя часть задачи. (рис.9)

Из каких частей состоит задача? Когда мы читаем текст задачи, мы можем выделить только 2 части: условие и вопрос. Остальные части задачи – схема, выражение, решение и ответ – появляются в ходе решения задачи.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа в парах.

Цель этапа: Создание условий для применения на практике новых знаний.

Формирование УДД:  Познавательные: классификация по самостоятельно выделенным признакам. Коммуникативные: работа в парах. Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать  результат своих действий.

Задание: соберите задачу. Соотнесите записи в рамках со словами в домике на рисунке.(рис.10).

В первой рамке записано то, что нам известно, - это условие задачи.

Во второй рамке записано равенство – это решение.

В третьей рамке записано, что надо узнать в задаче, - это вопрос.

Условие и вопрос наглядно показан в пятой рамке – схема.

На схеме весь отрезок обозначает целое, т.е. все орешки, которые были у Юли сначала. Пять орехов на схеме поделили на 2 части: 1-ая часть – это 2 ореха, которые Юля отдала брату, 2-ая часть – это орехи, которые остались у Юли. Значит, надо найти часть. Выбираем выражение, где из целого надо найти часть. Соединяем шестую рамку со словом «выражение». Осталась одна рамка с ответом. Сколько орехов осталось у Юли? 3 ореха – это ответ задачи.

Вывод:

Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание и эффективность дальнейших действий по её решению.

Формирование обобщенных умений решать задачи – важная учебная задача в математике. Именно она в дальнейшем определяет подготовленность к самостоятельному решению математических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Урок математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Тема «Выбор задачи из текста»

Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»Задачи: Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сра...

МАСТЕР-КЛАСС «Нестандартные подходы обучения решению математических задач»

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средств...

Презентация к мастер-классу "Нестандартные подходы обучения решению математических задач"

Данная презентация используется при проведении мастер-класса "Нестандартные подходы обучения решению математических задач" для учителей начальной школы....

Выступление на заседании ММО. Тема выступления: «Обучение решению математических ребусов»

     Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.На уроках математики решение ребусов имеет твор...

«Обучение решению математических ребусов», презентация

Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.Решению ребусов детей нужно учить. Чтобы расшифровать ребус ребята должны ...