Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бударина Екатерина Владимировна
Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_Aleksandrova_E.V.zip13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №15

Заводского района г. Саратова

Конспект урока русского языка

по теме

"Знакомство с понятием "склонение".

3 класс

Система Л.В. Занкова

                                     

                                         

Составила учитель начальных классов

                                               

                                       Александрова Екатерина Владимировна

Саратов 2010

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас;

Улыбка, уверенность.

Что ж: "Так держать!

За парты садитесь,

Пора начинать."

II. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: принц, планета, дружба.

Учитель:

-Что вы можете сказать о словах?

-Какой грамматический признак объединяет слова? (имена существительные).

-А что мы уже знаем об имени существительном? Давайте подведем некоторые итоги нашей исследовательской работы.

Учитель:

-Ребята, давайте вновь вернемся к словам: принц, планета, дружба. Выполните морфологический разбор того слова, которое вам больше всего нравится.

Учитель:

-Что еще объединяет эти слова? (Художественное произведение "Маленький принц").

-Вы совершенно правы. Как вы думаете, кто сегодня будет нашим попутчиком?

-Попутчиком нашим будет добрый, мудрый человек — французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц. Вы помните, что седьмой  планетой, где побывал Маленький принц была Земля. Попав на Землю он оказался в пустыне и  взобравшись на высокую гору подумал:  «Какая странная планета!».

-Как вы думаете, почему я вам предложила именно эти три слова? Как они взаимосвязаны в этом произведении?

-Кто был друзьями Маленького принца?

-Разве может человек дружить с животными, растениями?

Учитель:

-В поисках ответов на многие вопросы Маленький принц отправляется в путешествие по разным планетам. На планете Земля наш герой и повстречал Маленького принца.

Маленький принц попросил меня нарисовать барашка.

Вообразите мое удивление, когда я увидел (принц).

Я сказал (принц), что не умею рисовать.

Но смотря на таинственного (принц), я не посмел отказаться.

Так я и познакомился с Маленьким (принц).

И вот прошло уже несколько лет, но я еще ни разу никому не рассказывал о (принц).

Учитель:

- Посмотрите внимательно на данные предложения. С точки зрения русского языка как называется то, что вы видите? (текст)

-Докажите, что перед вами текст. (предложения связаны между собой по смыслу)

- Какая стилистическая ошибка присутствует в этом тексте? (повтор)

- Прочитайте данный текст так, как он написан в данный момент. Какие ошибки вы заметили?

- Давайте соберем все наши знания и запишем данный текст по правилам русского языка.

- Что помогло вам выбирать ту или иную форму имени существительного? (вопрос).

 Учитель:

- Молодцы! Вы совершили открытие! Вы действительно правы, что правильному выбору формы имени существительного способствует правильно заданный вопрос от главного слова к зависимому. Вопросов всего шесть. Вы их узнаете, если выпишите все формы слова принц с вопросами. Могу дать   небольшую подсказку: в тексте выделяю главное слово в нужных сочетаниях. Я начинаю...

-Попросил Кто? принц 

-Кто дальше продолжит?

Кого? принца

Кому? принцу

Кого? принца

Кем? принцем

О ком? о принце

-Подведем промежуточный итог.

-Как изменяются наши слова? (по вопросам)

-Какая часть слова изменяется? (окончание)

-Давайте понаблюдаем: могут ли изменяться с помощью таких же вопросов другие слова, например, планета.

Дети пробуют изменить слово планета по вопросам.

Учитель:

-Значит мы увидели, что слова женского и мужского рода можно изменить по вопросу. Это явление в русском языке получило определенное название. Как вы думаете, где мы сможем познакомиться с этим название? (в учебнике) А помимо учебника, где можно получить такого рода информацию? (в словарях)

Чтение правила в  учебнике  на стр.45.

 III.Динамическая минутка.

Клип "Маленький принц" (песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц». )

 IV. Открытие новых знаний

Учитель:

- Прежде чем попасть на планету Земля, Маленький принц посетил шесть планет. И мы сегодня посетим такое же количество планет. И первая планета, где мы побываем - это планета Именительного падежа.

Планета №1

Я  именительный  падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы Кто? и Что?

Ни с чем не спутает никто.

(Вешает карточку с название падежа и соответствующими вопросами)

Планета №2

А я – падеж Родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я;

Предлоги часто мне друзья;

И «С», и «До», и «У», и «Из» -

«До» неба вверх и «С» неба вниз.

Планета №3

Если б я названия падежам давал

Я б тогда дарительным Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу;

Братику, сестричке, псу.

А еще Кому? Чему?

Планета №4

Я Винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во Что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,                              

Но и без них могу  прожить.  

Планета №5

Я Творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем?

Творите!- С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Планета №6

А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ.

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ?, О ЧЕМ? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «В»,и «О», и «ПРИ»-

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О ЧЕМ мечтать и В ЧЕМ гулять.

Учитель:

- Мы с вами подробнее остановимся на каждой из этих планет  на последующих уроках.

Учитель:

-Многие фразы из одноименного произведения стали афоризмами.

Афоризмы - это  «крылатые  слова», изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной запоминающейся форме.

- Один из афоризмов вы прочтете, если расшифруете фразу.

Ты всегда в ответе за тех, кого приручил...

1

17

5

21

8

3

26

13

12

28

24

16

23

20

2

30

14

19

15

7

18

6

27

9

4

25

11

29

10

22

М

К

Т

П

Т

В

Ч

С

В

Л

Р

,

И

О

Ы

!

Е

Г

Ч

Е

О

В

И

Е

О

У

А

И

З

Р

V. Первичное закрепление.

-Мы с вами сейчас запишем еще несколько афоризмов. У имен существительных попробуем определить падеж.

            И.п.                              Т.п.              И.п.

Если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

                            В.п.                              Р.п.

Нельзя изучать мир, не выходя из кабинета.

                                   Д.п.              Д.п.

Надо судить не по словам, а по делам.

              В.п.                     Р.п.     Т.п.                            Р.п.

Всю жизнь быть для людей маяком - счастье для человека.

- Маленькому принцу пора возвращаться домой, на свою планету,

VI. Итог урока. Рефлексия

- Наш Маленький принц возвращается к себе на планету, к своему другу - розе. Он в ответе за нее, ведь  приручил ее  и призывает нас, что мы берегли свою планету!

- Ребята, давайте расскажем друг другу, что мы сегодня узнали нового, а что повторили.

- За что вы себя хотите похвалить?

- А как вы думаете, кого должна похвалить я?

Выставление оценок за урок.

Учитель:Домашнее задание предлагаю следующее

  1. упражнение 361.
  2. исследовать название падежей.

VII. Организационный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Урок чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Тема: Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б, В, в. Роль фонемы в образовании слов. Цели урока: Познакомить учащихся с новыми звуками [б], [б’], [в], [в’] и буквами  Б, б, В, в; у...

Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»

Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить  учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями  и их достижениями, учить использова...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа + тематическое планирование по русскому языку для сторого класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова,   с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по литературному языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа + тематическое планирование для второго класса с учётом требований ФГОС...

КОНСПЕКТ урока русского языка по теме "Слова-признаки" развивающее обучение

Конспект урока русского языка по развивающему обучению тема "Слова-признаки.Слова отвечающие на вопросы какой?какая? какие? 1 класс...