Урок чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Коновалова Ирина Александровна

 

 Тема:
Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б, В, в. Роль фонемы в образовании слов.
Цели урока:
Познакомить учащихся с новыми звуками [б], [б’], [в], [в’] и буквами  Б, б, В, в; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами; способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма; развивать речь устную и письменную, фонематический слух.
Оборудование:
Азбука (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) , схемы звуков , картинки со сказочными героями , блокноты для печатания.
 Тип урока:урок усвоения новых знаний.

Методы обучения:репродуктивный метод,  частично-поисковый метод.

Формы организации познавательной деятельности:совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся:сочетание фронтальной  и индивидуальной работы.

Средства обучения:проблемный диалог,   наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе по системе развивающего обучения  Л.В.Занкова

Учитель: Коновалова И.А.

( букварный период)

 Тема:
Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б, В, в. Роль фонемы в образовании слов.
Цели урока:
Познакомить учащихся с новыми звуками [б], [б’], [в], [в’] и буквами  Б, б, В, в; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами; способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма; развивать речь устную и письменную, фонематический слух.
Оборудование:
Азбука (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) , схемы звуков , картинки со сказочными героями , блокноты для печатания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: репродуктивный метод,  частично-поисковый метод.

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной  и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог,   наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность


Ход урока:
I. Подготовка к новому материалу
- Ребята, назовите буквы, которые написаны на доске.
На доске:
а Л Р у о Ы и э м Н й
- Что вы можете сказать об этих буквах?
Дети: Они обозначают гласные и согласные звуки.
– Их можно разделить на две группы:

группа 1 – буквы, которые обозначают гласные звуки;

группа 2 – буквы, которые обозначают согласные звуки; большие и маленькие буквы; буква ы написана неправильно, в русском языке нет слов, которые начинаются на букву ы, поэтому нет большой буквы, это мы проверяли по словарю.
– Буква
и – лишняя, все печатные, а  и письменная.
– Письменная буква
и - особенная буква, потому что она подарила свои элементы многим буквам; из этих букв можно составить слоги и слова.
- Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки.
Дети:  Буквы гласных звуков
а, у, о, э, и. Буквы согласных звуков л, р, м, н, й.
- А теперь составьте слова из букв второй группы.

Дети: Мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных.
- А как можно выполнить это задание?
Дети: Если мы возьмем еще буквы из первой группы.
Дети составляют несколько слов устно.
II. Работа с новым материалом

На доске изображения сказочных героев  

 - Отгадайте загадки:

1.У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?.......( Буратино)

2. . Кожа белая как снег,

Губки как кораллы.

Что она красивей всех,

Зеркальце сказало.

Гномам в доме помогала,

Но колдунья разузнала,

С ядом яблоко дала,

И принцесса умерла.

Только принца поцелуй

К жизни вновь её вернул. (Белоснежка)

-Кого мы видим на картинках?

- Это сказочные герои.

- Из каких сказок эти герои? (А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Братья Гримм « Белоснежка и семь гномов».)

- Как вы думаете,почему сегодня на уроке мы встретились с этими героями?

- Что между ними общего? (Имена этих героев начинаются с буквы Б )
 - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке7( Знакомство с буквой Б и звуками , которые она обозначает.)

- Еще раз произнесите слово Буратино.

-Какой звук в начале слова? ([б])

-Произнесем звук несколько раз. Как проходит воздух при произнесении. Сделайте вывод.

Вывод : этот звук согласный,звонкий ,твердый.

- Составьте звуковую схему слова  Буратино. Чтобы немного вам помочь, я уже составила несколько схем.Какая подойдет? Почему?

Проверка у доски.-Считаем , сколько звуков?-Почему первая клетка большая?-Обозначаем гласные звуки. – Обозначаем согласные звуки (твердость, мягкость).- Обозначаем звонкость согласных звуков. – Делим на слоги.- Ставим ударение.- Обозначаем звуки буквами.

Работа у доски в парах.

Самопроверка.

- Кто сам , составил схему правильно? Молодцы! Улыбнитесь своей работе.

Физкультминутка.

 . Учитель вместе с детьми наизусть читает текст стихотворения, и они  выполняют соответствующие движения.
 Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

- А сейчас мы составим коллективный рассказ, о том , как выглядит Буратино. Употребите как можно больше слов со звуком [б]. При этом вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук [б]

( Буратино – деревянный сказочный  мальчик.

У него круглое лицо и большой нос.

На голове у него бумажный колпак.

Он одет в бумажную курточку.

У него темные короткие брюки.

На ногах деревянные башмаки.)

- А теперь произнесите слово Белоснежка.

-Какой звук вы слышите в начале слова? ( [б].) ( под картинкой появляется зеленый квадратик)

- Произнесите звук [б] еще раз и дайте ему характеристику.

(Этот звук согласный, звонкий, мягкий.)

-Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Почему букв две?

- Какую букву мы используем для написания слов Буратино и Белоснежка? Почему?

- Напечатайте эти буквы в блокноте.

- На что похожа эта буква?

( Буква Б с большим брюшком.

В кепке с длинным козырьком.

(А.Шибаев)           ) ( Стихотворение на доске – читают сначала шепотом  Дети,начинающие читать. ищут в словах букву Б  Слушаем чтение детей , умеющих читать .Читаем хором.)

-Буква Б хочет подружиться с гласными буквами. Поможем ей?

( На доске 1 ряд  букв : а, о, э, у, ы. 2 ряд : и. )

- Прочитаем слоги. Почему букву И я записала отдельно? ( она обозначает мягкость согласного звука.)

Физкультминутка.

Работа с новым материалом  ( продолжение ).

- Ребята,Белоснежка хочет вам рассказать, чем она занимается в доме у семи гномов.

Я люблю варить, вязать, вышивать .выметать сор ,выдумывать веселые истории   вальсировать ,выручать , иногда немножко ворчать, восхищаться.

-Что заметили? ( Слова-действия начинаются со звуков [в], [в])

- А какой буквой мы обозначим  эти звуки?

- Найдите эту букву в классе.

-Дайте характеристику звукам , которые обозначаются буквой в.

- Напечатайте эту букву в блокноте.

Игра « Камень – вата».

-Называю слово с твердым [в] , встает команда « камня» - мальчики .Называю слово с мягким [в], встает команда «ваты» - девочки.

- Вилка, варежки, веник, волк, вьюга. ворона, вареник, ведро, воробей , ловить, фара.

III. Закрепление пройденного.

Азбука с. 39

- Обведите наших героинь.

-Прочитайте слова. Какими буквами отличается каждое следующее слово от предыдущего?

-Какими буквами?

- На какие группы можно разделить эти слова? (обозначают предметы – имена существительные, обозначают действия предметов – глаголы ).

IV. Итог урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Что нового узнали? Что можете сказать о звуках, которые обозначаются буквами Б,б и В,в

Резерв.

- Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв Б, б и В, в.
Дети в классе уже знают все буквы.
- Откройте самый последний разворот “Азбуки” и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название букв, которые на письме обозначают звуки [б], [б’], [в], [в’]. Какая буква в алфавите стоит перед буквой
Б? После буквы В?
Дети: Перед буквой Б в алфавите стоит буква А, а после буквы
В – буква Г.
- Прочитайте первые две строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, читайте наизусть. Откройте форзац. Найдите буквы
Б и В. Прочитайте слова, в которых есть буква Б.
Дети: Бабушка, колобок.
- Почему эти два рисунка нарисованы рядом? Кого встречал колобок на своем пути?
Дети отвечают.
- Прочитайте слова, которые рядом с буквой
В.
Дети: Цветы, вода.
- Как связаны эти два слова?
Дети: Букет цветов всегда ставят в вазу с водой.
- Всегда ли буквы
Б и В стоят в начале слова?
Дети: Нет. Мы прочитали слова, в которых эти буквы стоят в середине слова.
Один ученик заметил, что в слове гриб – его рисунок и название находятся рядом – в конце слова написана буква
б, а произносится звук [п].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 1 класс по система развивающего обучения Л.Занкова Многодетальное объёмное изделие из бумаги. Мягкая игрушка. «Птичка»

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Урок основан на технологии проблемного обучения. В нём содержится информация: ...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Итоговое тестирование по окружающему миру за 3 класс (система развивающего обучения Л. Занкова)

Работа  составлена  для  проведения  итогового тестирования по окружающему миру для учащихся 3 класса, обучающихся по система развивающего обучения Л. Занкова.Цель проведения:...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...