Главные вкладки

    Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
    рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара:  корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    к тематическому планированию по литературному чтению

    4 класс

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара:  корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.

    Цели обучения литературному чтению

    1. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
    2. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности;
    3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

    Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го года обучения

    Обучающие должны

    Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

    Знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

    Уметь:

    1. Читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
    2. Выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
    3. Находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
    4. Выделять средства художественной  выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
    5. Воспринимать оттенки чувств в  поэтическом произведении;
    6. Практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
    7. Рассказывать о любимом писателе, поэте;
    8. Устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

    Владеть компетенциями:

    1. коммуникативной;
    2. рефлексивной;
    3. ценностно-ориентированной;
    4. смысло - поисковой;
    5. личностного саморазвития.

    Способны решать жизненно-практические задачи:

    1. самостоятельно читать книги;
    2. высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
    3. самостоятельно выбирать и определять содержание книги по её элементам;
    4. работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).



    Предварительный просмотр:

                                         Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

     ( 4 класс система Л.В.Занкова)

    № п/п

    тема

    цели и задачи

    стр

    дата

    Глава 1: Народное творчество

    1.

    ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА.

    В. И. ДАЛЬ – СОБИРАТЕЛЬ ПОСЛОВИЦ

    РУССКОГО НАРОДА

    : на примере пословиц и поговорок проследить, какова была зависимость человека от природы, что в понимании человека-земледельца означало время; расширить знания детей о В. Дале – создателе «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»; учить различать пословицы и поговорки.

    3–5.

    2

    ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

    расширить представления детей о волшебной сказке; раскрыть законы волшебных сказок, мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов, национальный колорит.

    3

    СОБИРАТЕЛИ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

    «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ»

    дать представление об А. Афанасьеве; расширить представления детей о волшебной сказке на основе текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

    : 6–20.

    4

    ОТРАЖЕНИЕ В СКАЗКЕ

    «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ»

    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ О МИРЕ.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ

    рассмотреть характерные черты волшебной сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек представлял мир как сосуществование противоположностей: свой – чужой, на основе чего выделить черты волшебной сказки.

    6-20

    5

    ПРОНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКРЕТНОГО
    ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В СКАЗКЕ

    обнаружить приметы истории в тексте волшебной народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

    6-20

    6

    «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ».
    В. М. ВАСНЕЦОВ «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ».

    сочинение повествовательного характера

    с элементами описания

    проанализировать, какими средствами удалось художнику создать контраст волшебного и земного мира; развивать умения писать сочинения по картинам.

    7

    РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

    развивать умения совершенствовать свой текст; исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развивать коммуникативно-речевые умения.

    8

    «САДКО».

    ЧЕРТЫ БЫЛИНЫ И СКАЗКИ В ТЕКСТЕ

    обнаружить в былине «Садко» черты собственно былинного жанра и жанра сказки; рассмотреть черты сказки в тексте: существование двух миров – земного и подводного, наличие границы между ними (берег озера), история о златоперой рыбе, женитьба героя, повторы ситуаций (три раза ходил на берег озера).

    21-38

    9

    ПРИМЕТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

    В БЫЛИНЕ

    выявить приметы конкретного исторического времени в тексте былины; познакомить с репродукцией картины Николая Рериха «Заморские гости», найти сходство со сказочным пейзажем и в то же время отметить историческую достоверность картины; дать представление о явлении Николая Угодника и его помощи.

    21-38

    10

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ

    открыть особенности жанра «былина» (былинный напевный язык, повторы слов – начало строк и повторы внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов).

    21-38

    11

    ЧЕГО В БЫЛИНАХ БОЛЬШЕ:

    ПРАВДЫ ИЛИ ВЫМЫСЛА?

    (урок-дискуссия)

    обобщить знания детей по теме «Былины»; учить рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

    12

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. МИР СКАЗКИ

    выявить нравственный смысл сказки «Финист – Ясный Сокол»; найти следы древних представлений о мире и человеке

     

    Глава 2: Авторская литература

    13

    ЧЕЛОВЕК – ХОЗЯИН И ТВОРЕЦ ВРЕМЕНИ

    обнаружить важную особенность авторской литературы – писатель сам творит календарь, то есть человек уже не раб времени, как это было в фольклоре, а властелин.

    40-48

    14

    ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА,
    СОЗДАННОГО ДЖ. РОДАРИ В ПОВЕСТИ

    «СТАРИННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    ПЛАНЕТЫ НОВОГОДНИХ ЕЛОК»

    рассмотреть черты художественного мира, созданного Джанни Родари.

    40-48

    15

    ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

    В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ВОЗНЕСЕНСКОГО

    «КАКОЕ НЕСИММЕТРИЧНОЕ ВРЕМЯ...», «ТИХО-ТИХО...»

    выяснить на примере стихотворений Андрея Вознесенского, что в современной литературе восприятие времени особое – личностное, неповторимое.

    48-49

    16

    ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

    Ф. ТЮТЧЕВА «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»,

    Н. МАТВЕЕВОЙ «В ЛОЩИНАХ СНЕГ...»

    рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэтов интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

    50-51

    17

    ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ

    В СТИХОТВОРЕНИИ Б. ПАСТЕРНАКА

    «ОПЯТЬ ВЕСНА»

    рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

    52-53

    18

    ЧУДЕСНОЕ ВЕСЕННЕЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

    (по стихотворению А. Ахматовой

    «Перед весной бывают дни такие...»)

    раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя

    53-54

    19

    «ВЕСНА, ВЕСНА...»

    (урок выразительного чтения)

    воспитывать любовь к поэзии; читая стихи наизусть, подбирать верную интонацию, получать эстетическое удовольствие от чтения и слушания.

    20

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

    ВРЕМЯ ВО ВЛАСТИ АВТОРА

    развить интерес к чтению, на материале прочитанных текстов поразмышлять над проблемой времени в авторской литературе.

    Глава 3: Крутим барабан времени

    21

    ДВА МИРА В РАССКАЗЕ:

    мир парикмахерской и мир дачи

    учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

    56-71

    22

    ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА.

    ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ

    учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

    56-71

    23

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ЕГО ПРОТОТИП

    сравнить литературного героя Петьку с его прототипом Иваном Андреевым; познакомить с картиной Владимира Маковского «Свидание», рассмотреть картину М. Добужинского «Окно парикмахерской»; расширять читательский кругозор.

    56-71

    24

    ДВА МИРА ВАНЬКИ ЖУКОВА

    увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А. П. Чехова Ваньки живую, страдающую душу; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

    71-78

    25

    ТАКИЕ ПОХОЖИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

    сравнить условия жизни Петьки из рассказа Л. Андреева и Ваньки; их характеры, способности и судьбы; отметить, что в судьбе Ваньки тоже было два мира; поразмышлять над картиной Николая Богданова-Бельского «Дети».

    71-78

    26

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

    СУДЬБА ТВОЕГО РОВЕСНИКА, ЖИВШЕГО В ХХ ВЕКЕ.

    А. ГАЙДАР «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

    развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь, психические процессы детей (внимание, память); воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм.

    27

    МИР ДРУЗЕЙ

    В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА

    «ДРАКОНИЛ», «РАЗЛУКА», «ФАНТИКИ», «ДЕВОЧКА»

    увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей.

    79-84

    28

    МИР СЕМЬИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА «БРАТЬЯ», «ЛАПТА», «ПЛАЩ», «СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

    увидеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта; сопоставить судьбу лирического героя с судьбой Ваньки и Петьки.

    79-84

    29

    ПОЭЗИЯ – МИР ЧУВСТВ,

    ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ

    (урок выразительного чтения стихов наизусть)

    прививать любовь к поэзии; совершенствовать умение выразительно читать стихи наизусть.

    Глава 4: Реальные и волшебные миры

    30

    В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ

    ПОВЕСТИ-СКАЗКИ ГОФМАНА

    «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

    познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.

    86-93

    31

    ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

    В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

    исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

    97-103

    32

     ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

    В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

    исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

    104-107

    33

    ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

    В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

    исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный  в народной сказке.

    108-130

    34

    НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.

    ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

    найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

    108-123

    35

    НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.

    ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

    найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

    124-130

    36

    РЕШАЮЩИЙ ПОЕДИНОК – КУЛЬМИНАЦИЯ СКАЗКИ

    показать особую роль Мари в описываемых событиях, объяснить слова Дроссельмейера о девочке: «Ты... прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным светлым царством. ...Ты одна можешь спасти его (Щелкунчика)»; продолжить сравнение авторской и народной сказки.

    131-140

    37

    ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

    исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

    141-148

    38

    ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

    исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

    149-155

    39

    ОТЗЫВ О ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ ГОФМАНА

    «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

    познакомить детей с одной из форм письменного высказывания о прочитанном произведении – отзывом; научиться писать отзыв.

    40

    ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ

    проверить, насколько материал по литературному чтению усвоен каждым учеником.

    41

    АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

    выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; произвести самоанализ и самооценку.

    42

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

    С. АКСАКОВ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

    исследовать особенности волшебного мира, созданного Сергеем Аксаковым; выяснить, какое из произведений (Аксакова или Гофмана) ближе к народной сказке.

    43

    РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ

    (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул...», Д. Самойлова «Красная осень»)

    развить мысль о том, что поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира; помочь детям увидеть в пейзаже красивое и страшное, умиротворенное и пугающее.

    156-158

    44

     ВОДА И КАМЕНЬ, ЗЕМЛЯ  И НЕБО,  

    ЛЕД И ПЛАМЕНЬ...

    (урок-праздник поэзии)

    На уроке звучит выразительное чтение стихов М. Волошина, Д. Самойлова наизусть. В качестве подготовки к этому уроку можно предложить детям найти и выучить такое стихотворение, где поэт передал особое состояние природы. Урок станет настоящим праздником в том случае, если прозвучат не только те стихи, которые есть на страницах учебника, но и те произведения, которые выберут из сборников поэзии сами дети.

    Глава 5: Авторская поэзия

    45

    Виды рифмы.

    Особенности рифмовки в стихотворениях

    В. Маяковского «Тучкины штучки»,

    А. Пушкина «Зимняя дорога»

    познакомить с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной.

    159-163

    46

    Виды рифмы. ОСОБЕННОСТИ РИФМОВКИ

    В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. Белого «Весна»,

    Ф. ТЮТЧЕВА «КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ...»,

    С. МАРШАКА «КАК ПОРАБОТАЛА ЗИМА!..»

    познакомить со стихами, где сочетаются три вида рифмы; осознать содержательность этого приема.

     

    163-164

    47

    ТРИ ВИДА РИФМЫ – ТРИ РАЗНЫХ ОБРАЗА

    познакомить с онегинской строфой: рассмотреть виды рифм в ней, их сочетание и содержательность.

    165

    48-49

    ТАЙНЫ ПОЭЗИИ. В МАСТЕРСКОЙ А. ФЕТА 

    (стихотворение «Это утро...»)

    И МАСТЕРСКОЙ В. ХЛЕБНИКОВА

    (стихотворение «Заклятие смехом»)

    формировать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом восприятии мира; обнаружить содержательность повторов в стихотворении А. Фета; выявить поэтические открытия В. Хлебникова; рассмотреть картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»; познакомить с картиной Василия Кандинского «Два овала».

    166-169

    50

    АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ

    на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков.

    169-172

    51

    АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ

     на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков; познакомиться с ксилографией японского художника Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».

    169-172

    52

    Наедине с книгой.

    «Союз любимцев вечных муз»

    (урок-концерт)

    развивать навык выразительного чтения; обзорно познакомить с поэтами-классиками и поэтами серебряного века.

    Глава 6: Планета поэзии

    53

    ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ГИМН

    познакомиться с новым жанром – гимном, сравнив античный гимн, посвященный Природе, и Государственный гимн России; рассмотреть два полотна – болгарскую икону «Святой Димитрий» и картину Петрова-Водкина «Купание красного коня».

    4-6

    54

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

    В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

    показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.

    7-11

    55

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

    В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

    показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.

    7-11

    56

    АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЙ
    В. БЕРЕСТОВА «ПРОГУЛКИ С ЧУКОВСКИМ»,
    «СИРОТСКАЯ ЗИМА», «В ЭВАКУАЦИИ»,

    «А КАК МЫ ФРОНТУ ПОМОГАЛИ?», «МИР»

    познакомиться с блоком стихотворений В. Берестова, воссоздать эпоху военного детства лирического героя; показать его судьбу на фоне крупных исторических событий; рассмотреть картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919 год. Тревога», «Селедка».

    12-18

    57

    ПОЭЗИЯ И ИСТОРИЯ

    (урок выразительного чтения стихотворений)

    воспитывать любовь к поэзии; учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.

    58

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. ЛИРИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ

    познакомить с лирикой периода Великой Отечественной войны (стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», других поэтов); помочь учащимся проникнуться настроением военной поэзии, увидеть великую трагедию народа и его несгибаемую силу, веру в победу.

    Глава 7: Мир драмы

    59

    ЧТО ТАКОЕ ПЬЕСА

    (на примере феерии М. Метерлинка

    «Синяя Птица»)

    познакомить с новым жанром литературы – пьесой; рассмотреть ее структуру; учить читать  пьесу по ролям.

    20-22

    60

    ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ И ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ

    М. МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА»

    обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции.

    22-37

    61

    В «ЧУЖОМ» МИРЕ СТРАНЫ ВОСПОМИНАНИЙ

    увидеть сходство феерии с народной волшебной сказкой; обсудить вопрос о том, почему дети не нашли Птицу счастья в Стране Воспоминаний.

    38-48

    62

    В «ЧУЖОМ» МИРЕ ЦАРИЦЫ НОЧИ

    подвести детей к пониманию  логики этого действия пьесы, то есть подвести к ответу на  вопрос: почему дети не поймали Синюю Птицу во Дворце Ночи?

    48-56

    63

    ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИННОГО СМЫСЛА ВЕЩЕЙ.

    ЕЩЕ ОДИН ШАГ К ПОЗНАНИЮ ИДЕИ ПЬЕСЫ

    выявить и обсудить идею автора об истинном зрении, об умении смотреть и видеть, различать истинную сущность вещей.

    57-68

    64

    В ЦАРСТВЕ БУДУЩЕГО

    выяснить, могут ли герои найти Птицу счастья в Будущем, могут ли принести ее в Настоящее и почему.

    68-75

    65

     Я РАБОТАЮ В ТЕАТРЕ

    защитить свой проект «Я декоратор», «Я художник по костюмам», чтобы ощутить себя сопричастным к созданию пьесы, к ее постановке на сцене.

     

    66

    ПРОЩАНИЕ С ДУШАМИ ПРЕДМЕТОВ.

    ОБРАЗЫ ДУШИ СВЕТА, КОШКИ, ПСА

    рассмотреть характеры тех героев, с которыми дети вот-вот расстанутся.

    76-81

    67

    ИТОГ ПЬЕСЫ – ОБРЕТЕНИЕ ИСТИННОГО ЗРЕНИЯ

    помочь учащимся понять саму идею пьесы: не надо ходить за Синей Птицей за тридевять земель; счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь смотреть на мир открытыми глазами, то есть умеешь отличать истинное от поверхностного, искреннее от лживого, если несешь в этот мир добро.

    81-91

    68-69

    КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК

    учить детей элементам драматизации; помочь еще раз переосмыслить характеры героев, идею пьесы в ходе инсценировки эпизодов феерии; развивать воображение, речь учащихся, расширять кругозор.

    70

    ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА

    В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА

    «АРОМАТ СОЛНЦА»

    обнаружить необычный авторский взгляд на мир в стихотворении К. Бальмонта; увидеть общее во взгляде на мир у Бальмонта и Метерлинка; рассмотреть картину Анри Матисса «Красные рыбы», увидеть необычный взгляд художника.

    92-93

    71

    МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ

    ЯПОНСКОГО ПОЭТА КОБАЯСИ ИССЫ

    помочь детям увидеть чуткое, трепетное и бережное отношение японского поэта к природе.

    93-94

    72

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.
    ЧИТАЮ ПЬЕСУ С. МАРШАКА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

    познакомить с пьесой С. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, обнаружить точку зрения автора.

    Глава 8: Вселенная прозы

    73-74

    МИР ГЛАЗАМИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

    (по рассказу А. П. Чехова «Гриша»)

    помочь увидеть мир глазами трехлетнего ребенка, героя рассказа А. П. Чехова «Гриша»; оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.

     

    95-101

    75-76

    МИР ДЕТЕЙ И МИР ВЗРОСЛЫХ В РАССКАЗЕ

    А. П. ЧЕХОВА «БЕЛОЛОБЫЙ»

    учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных текстах точку зрения автора

    102-110

    77

    ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ
    (С. Черный «Дневник фокса Микки»)

    познакомить с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

    110-114

    78

    ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ
    (С. Черный «Дневник фокса Микки»)

    продолжить знакомство с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

    115-119

    79

    ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР

    продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя.

    119-122

    80

     ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР

    продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя.

    123-124

    81

    КУЛЬМИНАЦИЯ ПОВЕСТИ. ЕЕ РАЗВЯЗКА

    восстановить в памяти сведения о составляющих сюжета (завязка, кульминация, развязка), найти эти элементы сюжета в тексте; вернуться к названию главы, подумать, какие же роли сыграл великий актер-автор, трудно ли перевоплотиться в другого человека, в собаку, в волчицу; обсудить вопрос о том, зачем люди ведут дневники, доверяя бумаге свои мысли и чувства, отметить сходство этого жанра с поэзией и драмой; рассмотреть картину Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

    124-132

    82

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. АВТОР – АКТЕР

    развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, помочь учащимся увидеть точку зрения автора.

    83

    СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

    «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ»

    способствовать выработке навыков построения рассуждения.

    Глава 9: Поэт, природа и время.

    84

    НЕОБЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД ПОЭТА НА МИР

    (по стихотворениям А. Вознесенского
    «Жадным взором василиска...»,

    «Поставь в стакан замедленную астру...»,

    «Выгнувши шею назад осторожно...»)

    помочь учащимся увидеть нестандартный, свежий взгляд поэта на окружающий мир; развивать собственные творческие способности.

     

    133-136

    85

    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

    В СТИХОТВОРЕНИЯХ Н. АСЕЕВА «ИЮНЬ»,

    К. НЕКРАСОВОЙ «ВЕСНА»

    продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир: показать, что в восприятии поэта переплетаются вечный мир Природы и быстро меняющийся мир создаваемых человеком предметов.

    136-137

    86

    ПРИРОДА, УВИДЕННАЯ ГЛАЗАМИ

    ПОЭТА, ХУДОЖНИКА (по стихотворению

    Н. Заболоцкого «Весна в лесу»,

    по картинам О. Ренуара, К. Моне)

    работая с поэтическим текстом Николая Заболоцкого, помочь детям увидеть два образа весенней природы; посмотреть на мир глазами художников-импрессионистов.

    138-140

    87

    ПОЭТ И ПРИРОДА

    (выразительное чтение стихотворений)

    (урок-устный журнал)

    учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.

     

    88-89

    ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ

    Ф. ТЮТЧЕВА «В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА…»,

    В СКАЗКЕ С. КОЗЛОВА «ЕСЛИ МЕНЯ СОВСЕМ НЕТ

    помочь учащимся обнаружить идею, мысль, которая связывает стихотворение Ф. Тютчева и сказку С. Козлова: мысль об одиночестве, о недолговечности всего живого на земле.

     

    140-144

    90

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
    «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ

    поразмышлять и осмыслить философские и эстетические проблемы произведения; на основе анализа литературного произведения способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки; развивать читательский интерес.

    Глава 10: Перекресток.

    91

    СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ

    (По рассказу А. Куприна «Слон»)

    помочь учащимся увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

    146-159

    92

    СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ

    (По рассказу А. Куприна «Слон»

    и стихотворению М. Карема «Ослик»)

    увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

    146-159

    93-94

    СТРОИМ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ

    (по стихотворениям А. Фета «Воздушный

    город», Б. Заходера «Воздушные замки»)

    показать (на примере стихов Фета, Заходера и живописи Чюрлёниса, Петрова-Водкина), что настоящие художники и поэты видят мир необычно, по-особенному; обсудить, отличается ли воздушный город Фета от воздушных замков Заходера.

    159-162

    95

    ОТКРЫВАЕМ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ

    СЕКРЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ Ю. МОРИЦ

    «БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ»

    развить мысль о том, что поэт способен разглядеть все чудеса окружающего нас мира, и не просто о них рассказать, но выразить их в необычном художественном образе.

    162-163

    96

    КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КАКОЙ ОН?

    (Ф. Искандер «Рассказ о море»)

    увидеть духовную красоту героев рассказа.

    164-170

    97

    ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА II ПОЛУГОДИЕ

    выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика.

    98

    АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ

    выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; провести самоанализ и самооценку.

    99

    МИР АВТОРСКОЙ СКАЗКИ С. КОЗЛОВА

    «ТЕПЛЫМ ТИХИМ УТРОМ ПОСРЕДИ ЗИМЫ»

    выявить философский смысл сказки С. Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

    170-173

    100

    СЛОЖНЫЙ ОТВЕТ НА ПРОСТОЙ ВОПРОС

    (В. Маяковский «А вы могли бы?»)

    наполнить конкретным смыслом выражение «художник видит мир не так, как все мы»; показать, какие яркие образы создали поэт В. Маяковский и художник М. Шагал.

    174

    101

    НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. К. ПАУСТОВСКИЙ

    «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

    раскрыть значение духовной красоты человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке.

    102

    ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ

    развивать интерес учащихся к книге и к чтению; формировать читательские умение, традиции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

    Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

    Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

    Рабочая программа по математике для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

    Рабочая программа по математике для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиям...

    Рабочая программа по письму для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

    Рабочая программа по письму для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГ...

    Рабочая программа по литературному языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова

    Рабочая программа + тематическое планирование для второго класса с учётом требований ФГОС...