Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара:  корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к тематическому планированию по литературному чтению

4 класс

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара:  корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.

Цели обучения литературному чтению

  1. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го года обучения

Обучающие должны

Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

Уметь:

  1. Читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
  2. Выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
  3. Находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
  4. Выделять средства художественной  выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
  5. Воспринимать оттенки чувств в  поэтическом произведении;
  6. Практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
  7. Рассказывать о любимом писателе, поэте;
  8. Устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Владеть компетенциями:

  1. коммуникативной;
  2. рефлексивной;
  3. ценностно-ориентированной;
  4. смысло - поисковой;
  5. личностного саморазвития.

Способны решать жизненно-практические задачи:

  1. самостоятельно читать книги;
  2. высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  3. самостоятельно выбирать и определять содержание книги по её элементам;
  4. работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).



Предварительный просмотр:

                                     Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

 ( 4 класс система Л.В.Занкова)

№ п/п

тема

цели и задачи

стр

дата

Глава 1: Народное творчество

1.

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА.

В. И. ДАЛЬ – СОБИРАТЕЛЬ ПОСЛОВИЦ

РУССКОГО НАРОДА

: на примере пословиц и поговорок проследить, какова была зависимость человека от природы, что в понимании человека-земледельца означало время; расширить знания детей о В. Дале – создателе «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»; учить различать пословицы и поговорки.

3–5.

2

ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

расширить представления детей о волшебной сказке; раскрыть законы волшебных сказок, мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов, национальный колорит.

3

СОБИРАТЕЛИ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

«МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ»

дать представление об А. Афанасьеве; расширить представления детей о волшебной сказке на основе текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

: 6–20.

4

ОТРАЖЕНИЕ В СКАЗКЕ

«МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ О МИРЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ

рассмотреть характерные черты волшебной сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек представлял мир как сосуществование противоположностей: свой – чужой, на основе чего выделить черты волшебной сказки.

6-20

5

ПРОНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКРЕТНОГО
ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В СКАЗКЕ

обнаружить приметы истории в тексте волшебной народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

6-20

6

«КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ».
В. М. ВАСНЕЦОВ «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ».

сочинение повествовательного характера

с элементами описания

проанализировать, какими средствами удалось художнику создать контраст волшебного и земного мира; развивать умения писать сочинения по картинам.

7

РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

развивать умения совершенствовать свой текст; исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развивать коммуникативно-речевые умения.

8

«САДКО».

ЧЕРТЫ БЫЛИНЫ И СКАЗКИ В ТЕКСТЕ

обнаружить в былине «Садко» черты собственно былинного жанра и жанра сказки; рассмотреть черты сказки в тексте: существование двух миров – земного и подводного, наличие границы между ними (берег озера), история о златоперой рыбе, женитьба героя, повторы ситуаций (три раза ходил на берег озера).

21-38

9

ПРИМЕТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

В БЫЛИНЕ

выявить приметы конкретного исторического времени в тексте былины; познакомить с репродукцией картины Николая Рериха «Заморские гости», найти сходство со сказочным пейзажем и в то же время отметить историческую достоверность картины; дать представление о явлении Николая Угодника и его помощи.

21-38

10

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ

открыть особенности жанра «былина» (былинный напевный язык, повторы слов – начало строк и повторы внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов).

21-38

11

ЧЕГО В БЫЛИНАХ БОЛЬШЕ:

ПРАВДЫ ИЛИ ВЫМЫСЛА?

(урок-дискуссия)

обобщить знания детей по теме «Былины»; учить рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

12

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. МИР СКАЗКИ

выявить нравственный смысл сказки «Финист – Ясный Сокол»; найти следы древних представлений о мире и человеке

 

Глава 2: Авторская литература

13

ЧЕЛОВЕК – ХОЗЯИН И ТВОРЕЦ ВРЕМЕНИ

обнаружить важную особенность авторской литературы – писатель сам творит календарь, то есть человек уже не раб времени, как это было в фольклоре, а властелин.

40-48

14

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА,
СОЗДАННОГО ДЖ. РОДАРИ В ПОВЕСТИ

«СТАРИННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ПЛАНЕТЫ НОВОГОДНИХ ЕЛОК»

рассмотреть черты художественного мира, созданного Джанни Родари.

40-48

15

ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ВОЗНЕСЕНСКОГО

«КАКОЕ НЕСИММЕТРИЧНОЕ ВРЕМЯ...», «ТИХО-ТИХО...»

выяснить на примере стихотворений Андрея Вознесенского, что в современной литературе восприятие времени особое – личностное, неповторимое.

48-49

16

ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Ф. ТЮТЧЕВА «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»,

Н. МАТВЕЕВОЙ «В ЛОЩИНАХ СНЕГ...»

рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэтов интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

50-51

17

ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ

В СТИХОТВОРЕНИИ Б. ПАСТЕРНАКА

«ОПЯТЬ ВЕСНА»

рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

52-53

18

ЧУДЕСНОЕ ВЕСЕННЕЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

(по стихотворению А. Ахматовой

«Перед весной бывают дни такие...»)

раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя

53-54

19

«ВЕСНА, ВЕСНА...»

(урок выразительного чтения)

воспитывать любовь к поэзии; читая стихи наизусть, подбирать верную интонацию, получать эстетическое удовольствие от чтения и слушания.

20

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

ВРЕМЯ ВО ВЛАСТИ АВТОРА

развить интерес к чтению, на материале прочитанных текстов поразмышлять над проблемой времени в авторской литературе.

Глава 3: Крутим барабан времени

21

ДВА МИРА В РАССКАЗЕ:

мир парикмахерской и мир дачи

учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

56-71

22

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ

учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

56-71

23

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ЕГО ПРОТОТИП

сравнить литературного героя Петьку с его прототипом Иваном Андреевым; познакомить с картиной Владимира Маковского «Свидание», рассмотреть картину М. Добужинского «Окно парикмахерской»; расширять читательский кругозор.

56-71

24

ДВА МИРА ВАНЬКИ ЖУКОВА

увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А. П. Чехова Ваньки живую, страдающую душу; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

71-78

25

ТАКИЕ ПОХОЖИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

сравнить условия жизни Петьки из рассказа Л. Андреева и Ваньки; их характеры, способности и судьбы; отметить, что в судьбе Ваньки тоже было два мира; поразмышлять над картиной Николая Богданова-Бельского «Дети».

71-78

26

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

СУДЬБА ТВОЕГО РОВЕСНИКА, ЖИВШЕГО В ХХ ВЕКЕ.

А. ГАЙДАР «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь, психические процессы детей (внимание, память); воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм.

27

МИР ДРУЗЕЙ

В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА

«ДРАКОНИЛ», «РАЗЛУКА», «ФАНТИКИ», «ДЕВОЧКА»

увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей.

79-84

28

МИР СЕМЬИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА «БРАТЬЯ», «ЛАПТА», «ПЛАЩ», «СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

увидеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта; сопоставить судьбу лирического героя с судьбой Ваньки и Петьки.

79-84

29

ПОЭЗИЯ – МИР ЧУВСТВ,

ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ

(урок выразительного чтения стихов наизусть)

прививать любовь к поэзии; совершенствовать умение выразительно читать стихи наизусть.

Глава 4: Реальные и волшебные миры

30

В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ

ПОВЕСТИ-СКАЗКИ ГОФМАНА

«ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.

86-93

31

ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

97-103

32

 ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

104-107

33

ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный  в народной сказке.

108-130

34

НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.

ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

108-123

35

НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.

ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

124-130

36

РЕШАЮЩИЙ ПОЕДИНОК – КУЛЬМИНАЦИЯ СКАЗКИ

показать особую роль Мари в описываемых событиях, объяснить слова Дроссельмейера о девочке: «Ты... прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным светлым царством. ...Ты одна можешь спасти его (Щелкунчика)»; продолжить сравнение авторской и народной сказки.

131-140

37

ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

141-148

38

ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

149-155

39

ОТЗЫВ О ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ ГОФМАНА

«ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

познакомить детей с одной из форм письменного высказывания о прочитанном произведении – отзывом; научиться писать отзыв.

40

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ

проверить, насколько материал по литературному чтению усвоен каждым учеником.

41

АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; произвести самоанализ и самооценку.

42

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

С. АКСАКОВ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

исследовать особенности волшебного мира, созданного Сергеем Аксаковым; выяснить, какое из произведений (Аксакова или Гофмана) ближе к народной сказке.

43

РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ

(по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул...», Д. Самойлова «Красная осень»)

развить мысль о том, что поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира; помочь детям увидеть в пейзаже красивое и страшное, умиротворенное и пугающее.

156-158

44

 ВОДА И КАМЕНЬ, ЗЕМЛЯ  И НЕБО,  

ЛЕД И ПЛАМЕНЬ...

(урок-праздник поэзии)

На уроке звучит выразительное чтение стихов М. Волошина, Д. Самойлова наизусть. В качестве подготовки к этому уроку можно предложить детям найти и выучить такое стихотворение, где поэт передал особое состояние природы. Урок станет настоящим праздником в том случае, если прозвучат не только те стихи, которые есть на страницах учебника, но и те произведения, которые выберут из сборников поэзии сами дети.

Глава 5: Авторская поэзия

45

Виды рифмы.

Особенности рифмовки в стихотворениях

В. Маяковского «Тучкины штучки»,

А. Пушкина «Зимняя дорога»

познакомить с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной.

159-163

46

Виды рифмы. ОСОБЕННОСТИ РИФМОВКИ

В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. Белого «Весна»,

Ф. ТЮТЧЕВА «КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ...»,

С. МАРШАКА «КАК ПОРАБОТАЛА ЗИМА!..»

познакомить со стихами, где сочетаются три вида рифмы; осознать содержательность этого приема.

 

163-164

47

ТРИ ВИДА РИФМЫ – ТРИ РАЗНЫХ ОБРАЗА

познакомить с онегинской строфой: рассмотреть виды рифм в ней, их сочетание и содержательность.

165

48-49

ТАЙНЫ ПОЭЗИИ. В МАСТЕРСКОЙ А. ФЕТА 

(стихотворение «Это утро...»)

И МАСТЕРСКОЙ В. ХЛЕБНИКОВА

(стихотворение «Заклятие смехом»)

формировать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом восприятии мира; обнаружить содержательность повторов в стихотворении А. Фета; выявить поэтические открытия В. Хлебникова; рассмотреть картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»; познакомить с картиной Василия Кандинского «Два овала».

166-169

50

АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ

на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков.

169-172

51

АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ

 на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков; познакомиться с ксилографией японского художника Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».

169-172

52

Наедине с книгой.

«Союз любимцев вечных муз»

(урок-концерт)

развивать навык выразительного чтения; обзорно познакомить с поэтами-классиками и поэтами серебряного века.

Глава 6: Планета поэзии

53

ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ГИМН

познакомиться с новым жанром – гимном, сравнив античный гимн, посвященный Природе, и Государственный гимн России; рассмотреть два полотна – болгарскую икону «Святой Димитрий» и картину Петрова-Водкина «Купание красного коня».

4-6

54

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.

7-11

55

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.

7-11

56

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЙ
В. БЕРЕСТОВА «ПРОГУЛКИ С ЧУКОВСКИМ»,
«СИРОТСКАЯ ЗИМА», «В ЭВАКУАЦИИ»,

«А КАК МЫ ФРОНТУ ПОМОГАЛИ?», «МИР»

познакомиться с блоком стихотворений В. Берестова, воссоздать эпоху военного детства лирического героя; показать его судьбу на фоне крупных исторических событий; рассмотреть картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919 год. Тревога», «Селедка».

12-18

57

ПОЭЗИЯ И ИСТОРИЯ

(урок выразительного чтения стихотворений)

воспитывать любовь к поэзии; учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.

58

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. ЛИРИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ

познакомить с лирикой периода Великой Отечественной войны (стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», других поэтов); помочь учащимся проникнуться настроением военной поэзии, увидеть великую трагедию народа и его несгибаемую силу, веру в победу.

Глава 7: Мир драмы

59

ЧТО ТАКОЕ ПЬЕСА

(на примере феерии М. Метерлинка

«Синяя Птица»)

познакомить с новым жанром литературы – пьесой; рассмотреть ее структуру; учить читать  пьесу по ролям.

20-22

60

ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ И ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ

М. МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА»

обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции.

22-37

61

В «ЧУЖОМ» МИРЕ СТРАНЫ ВОСПОМИНАНИЙ

увидеть сходство феерии с народной волшебной сказкой; обсудить вопрос о том, почему дети не нашли Птицу счастья в Стране Воспоминаний.

38-48

62

В «ЧУЖОМ» МИРЕ ЦАРИЦЫ НОЧИ

подвести детей к пониманию  логики этого действия пьесы, то есть подвести к ответу на  вопрос: почему дети не поймали Синюю Птицу во Дворце Ночи?

48-56

63

ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИННОГО СМЫСЛА ВЕЩЕЙ.

ЕЩЕ ОДИН ШАГ К ПОЗНАНИЮ ИДЕИ ПЬЕСЫ

выявить и обсудить идею автора об истинном зрении, об умении смотреть и видеть, различать истинную сущность вещей.

57-68

64

В ЦАРСТВЕ БУДУЩЕГО

выяснить, могут ли герои найти Птицу счастья в Будущем, могут ли принести ее в Настоящее и почему.

68-75

65

 Я РАБОТАЮ В ТЕАТРЕ

защитить свой проект «Я декоратор», «Я художник по костюмам», чтобы ощутить себя сопричастным к созданию пьесы, к ее постановке на сцене.

 

66

ПРОЩАНИЕ С ДУШАМИ ПРЕДМЕТОВ.

ОБРАЗЫ ДУШИ СВЕТА, КОШКИ, ПСА

рассмотреть характеры тех героев, с которыми дети вот-вот расстанутся.

76-81

67

ИТОГ ПЬЕСЫ – ОБРЕТЕНИЕ ИСТИННОГО ЗРЕНИЯ

помочь учащимся понять саму идею пьесы: не надо ходить за Синей Птицей за тридевять земель; счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь смотреть на мир открытыми глазами, то есть умеешь отличать истинное от поверхностного, искреннее от лживого, если несешь в этот мир добро.

81-91

68-69

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК

учить детей элементам драматизации; помочь еще раз переосмыслить характеры героев, идею пьесы в ходе инсценировки эпизодов феерии; развивать воображение, речь учащихся, расширять кругозор.

70

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА

В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА

«АРОМАТ СОЛНЦА»

обнаружить необычный авторский взгляд на мир в стихотворении К. Бальмонта; увидеть общее во взгляде на мир у Бальмонта и Метерлинка; рассмотреть картину Анри Матисса «Красные рыбы», увидеть необычный взгляд художника.

92-93

71

МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ

ЯПОНСКОГО ПОЭТА КОБАЯСИ ИССЫ

помочь детям увидеть чуткое, трепетное и бережное отношение японского поэта к природе.

93-94

72

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.
ЧИТАЮ ПЬЕСУ С. МАРШАКА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

познакомить с пьесой С. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, обнаружить точку зрения автора.

Глава 8: Вселенная прозы

73-74

МИР ГЛАЗАМИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

(по рассказу А. П. Чехова «Гриша»)

помочь увидеть мир глазами трехлетнего ребенка, героя рассказа А. П. Чехова «Гриша»; оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.

 

95-101

75-76

МИР ДЕТЕЙ И МИР ВЗРОСЛЫХ В РАССКАЗЕ

А. П. ЧЕХОВА «БЕЛОЛОБЫЙ»

учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных текстах точку зрения автора

102-110

77

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ
(С. Черный «Дневник фокса Микки»)

познакомить с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

110-114

78

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ
(С. Черный «Дневник фокса Микки»)

продолжить знакомство с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

115-119

79

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР

продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя.

119-122

80

 ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР

продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя.

123-124

81

КУЛЬМИНАЦИЯ ПОВЕСТИ. ЕЕ РАЗВЯЗКА

восстановить в памяти сведения о составляющих сюжета (завязка, кульминация, развязка), найти эти элементы сюжета в тексте; вернуться к названию главы, подумать, какие же роли сыграл великий актер-автор, трудно ли перевоплотиться в другого человека, в собаку, в волчицу; обсудить вопрос о том, зачем люди ведут дневники, доверяя бумаге свои мысли и чувства, отметить сходство этого жанра с поэзией и драмой; рассмотреть картину Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

124-132

82

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. АВТОР – АКТЕР

развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, помочь учащимся увидеть точку зрения автора.

83

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ»

способствовать выработке навыков построения рассуждения.

Глава 9: Поэт, природа и время.

84

НЕОБЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД ПОЭТА НА МИР

(по стихотворениям А. Вознесенского
«Жадным взором василиска...»,

«Поставь в стакан замедленную астру...»,

«Выгнувши шею назад осторожно...»)

помочь учащимся увидеть нестандартный, свежий взгляд поэта на окружающий мир; развивать собственные творческие способности.

 

133-136

85

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

В СТИХОТВОРЕНИЯХ Н. АСЕЕВА «ИЮНЬ»,

К. НЕКРАСОВОЙ «ВЕСНА»

продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир: показать, что в восприятии поэта переплетаются вечный мир Природы и быстро меняющийся мир создаваемых человеком предметов.

136-137

86

ПРИРОДА, УВИДЕННАЯ ГЛАЗАМИ

ПОЭТА, ХУДОЖНИКА (по стихотворению

Н. Заболоцкого «Весна в лесу»,

по картинам О. Ренуара, К. Моне)

работая с поэтическим текстом Николая Заболоцкого, помочь детям увидеть два образа весенней природы; посмотреть на мир глазами художников-импрессионистов.

138-140

87

ПОЭТ И ПРИРОДА

(выразительное чтение стихотворений)

(урок-устный журнал)

учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.

 

88-89

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ

Ф. ТЮТЧЕВА «В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА…»,

В СКАЗКЕ С. КОЗЛОВА «ЕСЛИ МЕНЯ СОВСЕМ НЕТ

помочь учащимся обнаружить идею, мысль, которая связывает стихотворение Ф. Тютчева и сказку С. Козлова: мысль об одиночестве, о недолговечности всего живого на земле.

 

140-144

90

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ

поразмышлять и осмыслить философские и эстетические проблемы произведения; на основе анализа литературного произведения способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки; развивать читательский интерес.

Глава 10: Перекресток.

91

СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ

(По рассказу А. Куприна «Слон»)

помочь учащимся увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

146-159

92

СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ

(По рассказу А. Куприна «Слон»

и стихотворению М. Карема «Ослик»)

увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

146-159

93-94

СТРОИМ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ

(по стихотворениям А. Фета «Воздушный

город», Б. Заходера «Воздушные замки»)

показать (на примере стихов Фета, Заходера и живописи Чюрлёниса, Петрова-Водкина), что настоящие художники и поэты видят мир необычно, по-особенному; обсудить, отличается ли воздушный город Фета от воздушных замков Заходера.

159-162

95

ОТКРЫВАЕМ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ

СЕКРЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ Ю. МОРИЦ

«БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ»

развить мысль о том, что поэт способен разглядеть все чудеса окружающего нас мира, и не просто о них рассказать, но выразить их в необычном художественном образе.

162-163

96

КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КАКОЙ ОН?

(Ф. Искандер «Рассказ о море»)

увидеть духовную красоту героев рассказа.

164-170

97

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА II ПОЛУГОДИЕ

выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика.

98

АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ

выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; провести самоанализ и самооценку.

99

МИР АВТОРСКОЙ СКАЗКИ С. КОЗЛОВА

«ТЕПЛЫМ ТИХИМ УТРОМ ПОСРЕДИ ЗИМЫ»

выявить философский смысл сказки С. Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

170-173

100

СЛОЖНЫЙ ОТВЕТ НА ПРОСТОЙ ВОПРОС

(В. Маяковский «А вы могли бы?»)

наполнить конкретным смыслом выражение «художник видит мир не так, как все мы»; показать, какие яркие образы создали поэт В. Маяковский и художник М. Шагал.

174

101

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. К. ПАУСТОВСКИЙ

«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

раскрыть значение духовной красоты человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке.

102

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ

развивать интерес учащихся к книге и к чтению; формировать читательские умение, традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данная рабочая программа   составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа  предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта н...

Рабочая программа по математике 4 класс по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального ...