Презентация к мастер-классу "Нестандартные подходы обучения решению математических задач"
презентация к уроку по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Заерко Татьяна Николаевна

Данная презентация используется при проведении мастер-класса "Нестандартные подходы обучения решению математических задач" для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nestandartnye_zadachi.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заерко Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Митрофановская СОШ Кантемировского района Воронежской области МАСТЕР-КЛАСС « Нестандартные подходы обучения решению математических задач»

Слайд 2

Возможные психологические причины слабое понимание грамматических конструкций; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного и логического мышления; низкий уровень развития интеллекта.

Слайд 3

Возможные педагогические причины фрагментарное восприятие задачи; слабая ориентировка в решении задачи; нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче; затруднение в выделении величин и числовых данных; затруднение в нахождении неизвестного компонента в задаче; затруднение в нахождении результата в задаче.

Слайд 4

Таблица результатов № 1, 2 9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ); 7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя; 6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Слайд 5

Таблица результатов № 3 10 - 11 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ); 7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя; 6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Слайд 6

Диагностика затруднений у учащихся Задачи диагностики: выявить умения выделять части задач; выявить умения выбора арифметического действия по ключевым словам к задачам ; выявить умения решения простых задач .

Слайд 7

Справочные материалы Инструкция «Работай по плану» Прочитай задачу. Составь и запиши условие к задаче. Выдели главный вопрос задачи. Запиши решение задачи. Запиши ответ задачи.

Слайд 8

Справочные материалы Памятка по составлению краткой (текстовой) записи задачи. Выдели ключевые слова. Подумай, как выпишешь ключевые слова: словом, заглавной буквой, числами I , II , III . Выдели вопрос задачи знаками ? На? Во? Подумай, как записать вопрос: словом, знаком ? на <,> ? Можно ли задачу изобразить в виде схемы? Запиши условие задачи.

Слайд 9

Справочные материалы Инструкция к решению задачи

Слайд 10

Справочные материалы Памятка «Ответь на вопросы» Какой главный вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы на него ответить? Что надо сделать с данными числами? Что известно? Что неизвестно? Найди неизвестное. Напиши ответ.

Слайд 11

Карточка-опора Больше на … + Больше в … х Меньше на … - Меньше в … : Больше (меньше) на … - Больше (меньше) в … : Стало всего … + Осталось … -

Слайд 12

Карточка-опора

Слайд 13

Алгоритм работы по решению типовых задач 1. Осознанное чтение 2. Беседа по условию 3. Краткая запись 4. Анализ и синтез в поиске решения задачи 5. Решение задачи 6. Проверка решения Работа над задачей после её решения

Слайд 14

Составление граф-схемы Было Продали Осталось Цена Кол-во Было – Решил = Осталось 10 - 7 = 3

Слайд 15

Краткая запись задачи

Слайд 16

Опорные таблицы

Слайд 17

Разноуровневые тесты

Слайд 18

Конструктор задач Ключевые вопросы к задаче. ? на? во?

Слайд 19

Конструктор задач Пример конструирования задачи « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».

Слайд 20

Конструктор задач Задачу конструктором можно выложить так: Выводы 1.В задаче считаны и выделены ключевые слова и вопросы к ней. 2.Составлено условие задачи. 3.Смысл задачи понятен, решение будет выполнено.

Слайд 21

Дополнительные задания: наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия; измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием; разбить составную задачу на простые задачи; найдите на странице учебника задачу к данной модели; составьте задачу по заданной модели; найти ошибки в модели задачи и др…

Слайд 22

Наращивание данных к задаче Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче. « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?». на третьей полке… на четвёртой полке.. на? ? во?

Слайд 23

«… рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их» (Л. Ш. Левенберг )

Слайд 24

Задачи без вопросов Задача . Однажды утром садовник, выйдя на крыльцо, увидел, что на одной яблоне висят 40 яблок, а на другой – 20 яблок и пять мальчиков, причём видно, что каждый съел по 6 яблок. Сосед не стал бранить мальчиков, а взял ручку, бумагу и что-то подсчитал. 6 × 5 (40 + 20) : 6 (40 + 20) - 6 × 5 40 + 20 40 – 20 20 + 40 + 5 6 × 5 + 20 40 : 20 (40 + 20) : 5 (40 + 20) : (6 × 5) 20 + 5 6 × 5 + 20 + 40 (20 + 40): 5

Слайд 25

Задачи с неопределённым условием Купили альбом, карандаши и краски. За всё уплатили 76 рублей. Альбом стоил 28 рублей, карандаши ¼. Сколько стоили краски? 76 - 28- 28 : 4 = 76 – 28 - (76 - 28) : 4 = 76 – 28 – 76 : 4 = Два велосипедиста выехали одновременно из одного города. Скорость первого 15 км/ч, а второго 19 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Слайд 26

Сколько взрослых выступало на сцене, если их было на 32 больше, чем детей. В саду росло 15 яблонь, 12 слив, а груш в 2 раза больше, чем слив. Сколько груш в саду? Собрали 3 ведра смородины и 10 кг клубники. Сколько всего ягод собрали? В автобусе ехало 37 человек. Сколько человек осталось, когда на остановке вышли 40?

Слайд 27

Работа над задачей после её решения Введение новых данных. Изменение вопроса. Изменение условия. Изменение условия и вопроса. Составление обратных задач. Составление аналогичных задач. Сопоставление задач

Слайд 28

Составление задач 1. По краткой записи, схеме, чертежу 2. По числовому выражению (12 + 8) : 4 3. По словесному выражению: Стоимость : Количество = Цена 4. По вопросу в 1-3 действия (наращивая данные) 5. По плану решения 6. По плану и действиям

Слайд 29

Восстановление задачи по плану и действиям 1) Сколько пассажиров в 3-х автобусах? 24 × 3=72 (п.) 2) Сколько из них детей? 72 : 4 = 18 (чел.) 3) Сколько мужчин и женщин? 72 – 18 = 54 (чел.) 4) Сколько мужчин и женщин отдельно? 54 : 2 = 27 (чел.) «В трёх автобусах ехало по 24 пассажира в каждом. ¼ часть всех пассажиров были дети, а остальные – мужчины и женщины, причём мужчин было столько же, сколько женщин. Сколько отдельно мужчин и женщин ехали в автобусе?»

Слайд 30

Э. В. Ильенков (советский философ) «Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь. А именно: чтобы ребенок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельности суждения»

Слайд 31

Какие задачи решаем мы?

Слайд 33

Открытые задачи На день рождения к Лике пришли15 гостей. Четырнадцать из них учатся в 3-м классе, а 7-девочки. Сколько среди гостей девочек-третьеклассниц? Какие из чисел 132, 815, 26000, 551, 1000 делятся на 5? Подберите такие трехзначные числа, которые бы делились на 5, но не делились на 2. Дано выражение 42+61+28+39+31+19 какими способами можно скомбинировать числа, для удобного вычисления? Приведите все возможные комбинации.

Слайд 34

Притча о гальке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные подходы к решению текстовых задач. Выступление на МО.

Краткий обзор подходов к решению простых и составных  задач в начальной школе....

"Подход к решению текстовых задач в начальной школе" Мастер-класс.

Мастер-класс для учитетей  по теме "Подход к решению задач в начальной школе". Решение текстовых задач -  актуальная проблема  для группы учащихся.Статья сопровождается презентацией опы...

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...

МАСТЕР-КЛАСС «Нестандартные подходы обучения решению математических задач»

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средств...

Доклад по математике для начальной школы: "Теория и практика обучения младших школьнимков решению математических задач"

Доклад по математике на тему: "Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач" для начальной школы....

«Обучение решению математических ребусов», презентация

Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.Решению ребусов детей нужно учить. Чтобы расшифровать ребус ребята должны ...