Дифференцированный подход при обучении решения простых задач
статья по математике
Дифференцированный подход в обучении решению простых задач важен для эффективного усвоения материала всеми учениками. Он предполагает адаптацию учебного процесса к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход при обучении решения простых задач
Существенной задачей, поставленной обществом перед школой на современном этапе является развитие личности учащихся через процесс обучения конкретным образовательным дисциплинам. Решение этой задачи предполагает формирование у учащихся умения правильно и рационально использовать полученные знания и развития способности самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.
В числе ключевых и актуальных проблем по прежнему остаётся необходимость всемерного повышения результативности урока, достижения высоких уровней его отдачи - сильного и благотворного образовательного, воспитательного и развивающего воздействия на каждого из учеников младших классов. В наши дни как никогда возрастает роль творческого начала в работе учителя.
Учителя всё чаще обращаются к творческим видам работы, подчиняют их развитию познавательных способностей детей, добиваются такого построения знаний, при котором становится возможным следить продвижением каждого ученика реализовать дифференцированный подход в обучении. Очень важно, не во всех случаях построить занятия так, чтобы учащиеся смогли на каждом уроке почувствовать, увидеть, убедиться в своём продвижении в усвоении учебного материала.
Важное место в курсе математики начальных классов отводится решению простых задач, которые являются фундаментальным умением, основой основ.
В современной школе методику обучения младших школьников решению задач рассматривают с точки зрения двух принципиально отличающихся друг от друга подходов.
Первый подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определённых видов. Второй ставит цель – научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей.
Простые задачи можно разделить на три группы в зависимости от понятий, которые формируются при их решении:
I. На конкретный смысл каждого из арифметических действий.
- Нахождение суммы двух чисел.
- Нахождение остатка.
- Нахождение суммы одинаковых слагаемых.
- Деление на равные части.
- Деление по содержанию.
II. На установление связи между компонентами и результатом арифметических действий.
- Нахождение I слагаемого по известной сумме и II слагаемому.
- Нахождение II слагаемого по известной сумме и I слагаемому.
- Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
- Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
- Нахождение I множителя по произведению и II множителю.
- Нахождение II множителя по произведению и I множителю.
- Нахождение делителя по известным делимому и частному.
- Нахождение делимого по известным делителю и частному.
III. На разностное отношение.
- Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (больше).
- Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел(меньше).
- Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
- Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
- Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
- Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
Простая задача является одним из основных средств формированию различных математических понятий, таких как: смысл арифметических действий, закрепление вычислительных навыков, табличных случаев сложения и вычитания, умножения и деления, как связующая звено между теоретическими и практическим обучением.
Простые задачи должны включаться письменные самостоятельные работы с составными, для того чтобы учащиеся научились после первого же чтения различать простую от составной задачи. В связи с этим важное значение приобретает глубокая и разносторонняя дифференциация обучения. Одним из путей её осуществления связан с уровневой дифференциацией требований. Это означает, что осваивая общий курс один ученик в своих результатах ограничивается уровнем обязательной подготовки, другой в соответствии со своими склонностями и способностями, достигает более высоких результатов.
Дифференцированный подход в обучении решению простых задач критически важен для эффективного усвоения материала всеми учениками. Он предполагает адаптацию учебного процесса к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребёнка. На начальном этапе, учащимся с различным уровнем подготовки предлагаются задачи разной сложности. Более способные ученики получают задания, требующие расширения знаний и применения нестандартных подходов, в то время как ученики, испытывающие трудности, работают с упрощёнными вариантами и дополнительными подсказками.
Важным элементом является варьирование темпа обучения. Ученикам, быстро осваивающим материал, предоставляется возможность двигаться вперёд, в то время как нуждающимся в дополнительном времени предоставляется больше практики и индивидуальная поддержка.
Эффективность дифференцированного подхода обеспечивается использованием различных методов и приемов, таких как групповая работа, индивидуальные консультации и применение интерактивных технологий. Постоянный мониторинг прогресса каждого ученика позволяет своевременно корректировать обучение и обеспечивать достижение поставленных целей.
Систематическое, умелое применение дифференцированных заданий трёх уровней является средством формирование умения решать простые задачи.
Практическая значимость определяется тем, что разработанная система дифференцированных заданий, могут применяться в процессе практической работа учителя.
В результате проведённой работы выявлено и получены следующие выводы:
- Дифференцированные задания не должны обязательно применяться на каждом уроке, их применение зависит от темы, цели урока, состава учащихся.
- Деление класса на группы условно, оно не должно носить постоянный характер и предполагает движение учащихся с одной группы на другую.
- Применение системы трёх уровней целесообразно во время самостоятельной работы учащихся.
- Проведена классификация простых задач на четыре арифметических действий.
Итак, в практике доказан эффективность разработанной системы дифференцированных заданий при обучении решении простых задач. Использование системы дифференцированных заданий, учитывающей разные уровни детей, может стать средством формирования умения решать простые задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа со слабоуспеающими и часто болеющими учащимися по обучению решению простых задач на движение в 4 классе 7 вида.
Для детей с задержкой в психическом развитии решение задач вызыает самые большие трудности ( из-за плохой техники чтения, ребята не могут понять содержание задачи, не задумываясь оперируют числа...

Статья "Использование опорных схем при обучении решению простых задач в первом классе"
Схемы задач для работы над задачей в первом классе...

Статья "Использование опорных схем при обучении решению простых задач в первом классе"
Схемы задач для работы над задачей в первом классе...

Статья "Использование опорных схем при обучении решению простых задач в первом классе"
Схемы простых задач...

Выступление на городском семинаре "Деятельностный подход в обучении решения задач на движение"
Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении. Показать на конкретных примерах, как учителя могут использовать деятельностный подход при обучении решения задач на движение....

МАСТЕР-КЛАСС «Нестандартные подходы обучения решению математических задач»
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средств...
Решение простых задач - основа успешного усвоения способов решения составных задач.
Материал для учителя....
- Мне нравится (1)
