Устная работа на уроках математики в начальной школе
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Для уроков математики устный счёт 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tane.docx921.59 КБ

Предварительный просмотр:

Устная работа на уроках математики в начальной школе

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение. Особое место занимают среди видов данной работы устные упражнения- «устный счёт».

Опытный педагог О.П. Зайцева «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».

На каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения устных упражнений, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Это и воспитательная роль. Устные упражнения дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.

Данный этап помогает учителю переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, , он повышает интеллект учеников.

Целями данного этапа урока:

  1. развитие вычислительных навыков;
  2. развитие математической культуры, речи;
  1. умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Задачи:

  1. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
  2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
  3. Повышение познавательного интереса.

Учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными.
  • Тексты упражнений, чертежей и записей, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.
  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений:

1 класс:

Работа с числовым рядом.

  1. Математический диктант.
  2. Состав числа.
  3. Лесенка.
  4. Сравнение.
  5. Задачи в стихах.
  6. Занимательные задачи.
  7. Математические игры.
  8. Тесты

При составлении заданий к устному счёту, необходимо учитывать особенности восприятия каждого ребёнка.

Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит научить учащихся учиться.

Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов. Дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.

Математические игры.

Игра «День, ночь». Учитель говорит «Ночь», дети закрывают глаза, далее вопрос учителя «сумма чисел 7 и 2», затем слово «День», дети открывают глаза и говорят результат. Вопросы для игры связаны с действиями сложения и вычитания и компонентами при сложении и вычитании, сравнение:

- к 5 прибавить 4;

- 6 увеличить на 2;

- сумма чисел 3 и 4;

- разность чисел 9 и 4;

- от 8 отнять 2;

- 6 уменьшить на 6;

- на сколько 7 больше 3 и т.д.

Игра с мячом. Кидая мяч ученику, учитель предлагает вопрос, ученик при ответе возвращает мяч учителю. В игре используется индивидуальный подход к каждому учащемуся. Например, тема «Состав чисел»: учитель, кидая мяч ученику « 8 – это 3 и …» с ответом ученика «6», мяч возвращается к учителю.

Работа с геометрическим материалом.

;file=


Игровая карточка-раскраска.

Вычисли и узнай, что сказал жучок. Придумай ему имя.

4 + 2 = ........ 7 – 5 =….. 10 – 7 =……

10 - 9 = ....... 8 – 8 =….. 9 – 4 =……

6 + 3 = ........ 4 + 4 =….. 5 – 1 = ……

8 - 4 = ........ 3 + 2 = …. 4 + 3 = ……

3 - 3 = ......... 8 + 2 = ….

5 + 5 = ........

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

р

М

З

в

ю

П

У

в

И

Т

Задачи в стихах:
1)Ёжик по грибы пошёл,
10 рыжиков нашёл.
8 положил корзинку,
Остальные же - на спинку.
«Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?» 10—8=2
2)3 ромашки – желтоглазки,
2 весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? 3+2=5
3)Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят.
6 – уплыли далеко,
2 – нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
4)Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3-х окуней,
Рыбак Евсей – 4-х карасей,
А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 3+4+2=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет на уроках математики в начальной школе

Устный счет на уроках математики в начальной школе...

Мастер - класс "Устный счет на уроках математики в начальной школе"

Классификация упражнений для устного счета по форме их восприяти. Условия продуктивного использования устного счета на уроках математики....

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Учителю ...

Статья. Значение и виды устного счёта на уроках математики в начальной школе

В статье приведены примеры, как разнообразить устный счёт на уроках математики в начальной школе....

Доклад " Устный счет на уроках математики в начальной школе"

Доклад " Устный счет на уроках математики в начальной школе"...