Технологическая карта урока математики "Сочетательное свойство умножения" (УМК "Начальная школа XХI века", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока «Сочетательное свойство умножения»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование знаний и умений работы с сочетательным свойством умножения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с сочетательным свойством умножения;

2. Формировать представление о возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений.

Предметные: обучающиеся научатся:

1.     Использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;

2.     Пользовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства умножения;

Развивающие:

1. Развивать мышление, память;

2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать;

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

. Находить значение выражений используя сочетательное свойство умножения;

Воспитательные:

1. Пробудить у обучающихся чувства ответственности и уважения;

2. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

УМК: «Начальная школа XXI века», математика 3 класс, Ч.2 С. С. Минаева

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 31.01.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 3-2

Урок: 3

Время: 09:50-10:30   Кабинет: 202

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 31

Учитель: Селихова Флюра Михайловна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна

Тема урока «Сочетательное свойство умножения»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование знаний и умений работы с сочетательным свойством умножения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с сочетательным свойством умножения;

2. Формировать представление о возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений.

Предметные: обучающиеся научатся:

  1. Использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;
  2. Пользовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства умножения;

Развивающие:

1. Развивать мышление, память;

2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать;

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

. Находить значение выражений используя сочетательное свойство умножения;

Воспитательные:

1. Пробудить у обучающихся чувства ответственности и уважения;

2. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

УМК: «Начальная школа XXI века», математика 3 класс, Ч.2 С. С. Минаева

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

1.Приветсвует обучающихся.

- Здравствуйте! Меня зовут Милена Ивановна, сегодня я проведу у вас урок математики. Присаживайтесь.

2.Эмоциональный настрой на урок.

 Начинается урок,

Вам пойдет он только впрок.

Постарайтесь все понять,

Вывод сделать, рассуждать.

- Прочитаем это хором.

- Чем будет для нас являться этот стих?

- Верно, поэтому начнем работать, скорее. Но я вас хочу предупредить, что за активную работу, вы будете получать звездочки, которые в конце урока у вас будет возможность обменять, на кое-что интересное.

Приветствуют учителя.

Читают хором.

- Девизом урока.

УУКД: Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Демонстрация слайдов  (показ задания)

Беседа ( вопросы детям, оценивание ответа)

Актуализирует знания обучающихся и проводит устный счет.

345+450=    7*9=

8*5=             430+60=

7*3=             532+18=

678+280=     6*6=

- На какие группы мы можем распределить данные примеры?

- Отлично, тогда вот следующие:

6 + 7 + 3=

2 + 13 + 8 + 7=

3+4+6+7=

27+8+3=

83+2+4+7=

Подводит к теме урока.

- Можете ли вы, мне рассказать, как производил счет данных примеров, вот именно по действиям?

- Замечательно, а кто назовет свойство, которое сейчас было описано?

- Какие еще свойства сложения вы знаете, объясните их смысл?

- Хорошо.

- А сложение несколько раз одинаковых слагаемых, это что?

- Как вы думаете, в умножение может быть сочетательное свойство?

Вспоминают учебный материал, выполняя устный счёт.

795  63

40    490

21    550

958  36

- С арифметическим действием сложения и умножение.

16

30

20

38

96

- Сначала мы складывали удобные слагаемые, потом добавляли оставшиеся числа.

- Сочетательное свойство сложения.

- Переместительное -  от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

- Умножение.

- Скорее всего, да.

УУПД:    Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

УУРД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.

Беседа, опрос.

Внешний контроль.

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Верно, кто уже догадался и сможет сказать, какая же тема урока стоит сегодня перед нами?

- Хорошо, теперь поставьте цели урока, для этого используйте основу:

Узнаем …

Научимся…

- Отлично, но ведь теперь нам не хватает плана работы. Как раз на экране он есть, но к сожалению не полный.

1) Вспомним о … свойстве сложения.

2) Попробуем решить … примеры.

3) Зафиксируем … .

4) Узнаем о … свойстве … .

5) Потренируемся в ... сочетательного свойства умножения.

(Сочетательное, затруднения, применение, пробный, умножить).

- Слова, которые внизу экрана, помогут вам при формулировки плана, но нужно будет изменить форму слов.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Хорошо. Есть ли такой пункт, который мы уже выполнили?

- Посмотрите на экран, и попробуйте найти значение выражения 23*30, на это у вас есть 10 сек.

- Если у вас не получилось, ничего страшного, ведь с эти затруднением мы сегодня и разберемся.

Формулируют тему и цели урока.

- «Сочетательное свойство умножения»

Узнаем о сочетательном свойстве умножения.

Научимся применять его для решения заданий.

 

1)Вспомним о сочетательном свойстве сложения.

2) Попробуем решить пробные примеры.

3) Зафиксируем затруднение.

4) Узнаем о сочетательном свойстве умножения.

5) Потренируемся в применении сочетательного свойства умножения.

- Да, 1ый.

Затрудняются так быстро дать ответ.

УУРД: составление плана действий; принимать себя не осуждая.

УУПД:

Работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

Воспринимать и формулировать цели и задачи.

УУПД:   выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи;

Учебная презентация

«Открытие» детьми нового знания

 (9 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Наглядный

презентация

Словесный:объяснение

Упражнение (решение задачи)

Открытие детьми нового знания.

- А сейчас мы с вами обратимся к учебнику на странице 32.

- Внимательно прочитаем задачу, которая нам дается.

- Проанализируем ее, что нам известно?

- Что нам неизвестно?

- Верно, давайте рассмотрим решение Ани. Прочитайте ее решение, и попробуйте его объяснить.

- Верно, давайте вслух решим эту задачу, а точнее заполним пустые окошечки.

- Хорошо, теперь также проанализируем решение Кати.

-А теперь посчитаем также вслух ее вариант решения.

- Есть ли разница в их вариантах решения?

- А повлияло это на ответ?

- Обратите внимание, что после действий записано одно выражение, при помощи которого можно найти ответ к задаче. Но, кто может сказать, в чем разница в выражении у Ани и у Кати?

- Можем ли мы, сказать что чьё-то решение неверное, и почему?

- Тогда какой из этого, можно сделать вывод?

- Отлично, сейчас вы сами себя вывели на сочетательное свойство умножения. Пожалуйста откройте свои тетради. Запишите дату (31 января) и тему: «Сочетательное свойство умножения».

И запишите формулу, из учебника в жёлтой рамочке.

- Прочитаем правило вслух.

- Прочитаем 3 раза хором наше новое правило.

- Отлично!

Открывают учебники.

Один ученик читает задачу.

- Что в школьную столовую привезли 4 ящика бутылок с соком. Что  в каждом ящике 5 рядов по 6 бутылок в ряду.

- Сколько всего бутылок с соком.

- Аня сначала посчитала сколько бутылок в одном ящике. Потом она это количество умножила на количество ящиков.

1) 6*5=30 (бут.)

2) 30*4=120 (бут.)

- Она сначала посчитала сколько всего рядов в 4ёх ящиках, и потом умножило количество бутылок в ряду на сколько всего рядов.

1) 5*4=20 (рядов)

2) 6*20=120 (бут.)

- Да

- Нет, они получились одинаковыми.

- Аня в скобки взяла свое первое действие, где 6*5, а за скобками оставила 4.

А Катя в скобки взяла 5*4, оставив 6 перед скобками.

- Нет, оба решение верны. Потому что мы пришли к одному результату.

- Что в произведение трёх чисел, можно группировать по разному, и от этого результат не изменится.

Открывают тетради и записывают.

Для любых чисел a, b и c

(a*b)*c=a*(b*c)

Можно сначала перемножить  a и b, потом их произведение на с. Но можно и по другому, от этого результат не изменится

Читают хором.

УУПД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

УУПД:

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

Учебная презентация

Учебник

Рабочая тетрадь

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте все со своих мест, задвиньте стулья и приготовьтесь.  Повторяем движения по видео.

Повторяют движение за видео.

Видеофрагмент

Первичное закрепление (6 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Практический: задания

Закрепление с детьми полученных знаний.

- Вспомним выражение, значение которого быстро нам не удалось найти.

- Что мы можем с ним сделать, чтобы применить на выражение сочетательное свойство умножения?

- Верно, какое число мы можем разделить на два числа?

- Почему именно его?

- Отлично, то есть по какому признаку вы разложили 30?

- Я буду записывать решение на доске, а вы параллельно со мной в тетрадях.

- 23 умножить на 3 сколько будет?

- И 69 умножить на 10?

- Вот заметили, как на самом деле быстро можно найти верное значение на подобного вида выражения.

- Теперь давайте в разделе «вопросы и задания» прочитаем первый пункт.

- Поработаем с задачей, что нам известно?

- А найти что необходимо?

- При решении этой задачи будем применять новые знания. Есть кто хочет попробовать у доски?

- Что мы составим для решения этой задачи?

- Хорошо, напиши, как ты думаешь оно должно выглядеть?

- А почему именно так ты решил/а поставить скобки?

- Молодец, до решай пожалуйста эту задачу и запиши полный ответ, а остальные в своих тетрадях.

- Теперь у доски я бы хотела видеть троих учеников.

- Найдите значение выражений, используя сочетательное свойство умножения.

(23*5)*2=

(3*9)*3=

(20*6)*5=

- Сравните какие ответы получились у вас в тетрадях и на доске. Появились ли у вас какие-то вопросы или другие варианты решения?

- Верно, ты умница! Даже у сочетательного свойства могут быть такие варианты, которые для кого-то будут быстрее и удобнее в решении.

23*30

- Разбить какое-то число на два числа, чтобы получить три множителя и что-то взять в скобки.

- 30

- Потому что, если 3 умножить на 10, то мы получим 30. А с 23 так не получается.

- На удобные множители.

Следят за действиями учителя, записывают в тетрадь.

- 69

- 690

- Что в одной упаковке 5 конвертов, что на один конверт надо 2 марки и что всего 7 упаковок с конвертами.

- Сколько потребуется марок.

Желающий выходит к доске.

- Выражение.

7*(5*2)

- Мне кажется, что так удобнее, сразу видно что 5 на 2 будет 10.

- 7*(5*2)=70

Ответ: 70 марок потребуется.

Выходят желающие.

- 23*(5*2)=23*10=230

- (3*3)*9=9*9=81

- (6*5)*20=30*20=600

- Да, последнее выражение можно было посчитать как: (20*5)*6=100*6=600

УУПД:     анализировать и осознавать информацию

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей.

Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

Учебная презентация

Учебник,  Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Упражнение

Самоконтроль

Г

Взаимоконтроль

Ф

Демонстрация слайда

( показ эталона ответа)

Самоконтроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Посмотрите на 33 страницу учебника, на доске написаны номера, которые вам подготовлены для самостоятельного решения. Выполняйте эти упражнения в тетради.

- По готовности сигнализируйте мне, посмотрев на меня и показав большой палец вверх.

- Для проверки, поменяйтесь тетрадями в парах и сравните с эталоном на доске.

- Если ваш сосед по парте выполнил правильно хлопните 3 раза. Если допустил ошибку, то один раз.

- Спасибо, за помощь в проверке, многие из вас уже отлично умеют применять новые знания, это хорошо!

Самостоятельно работают в тетрадях.

Упражнение: 81 (а,б,в)/по рядам

Эталон:

А) =7*(20*5)=7*100=700

Б)=9*(50*2)=9*100=900

В)=3*(4*25)=3*100=300

УУПД:            смысловое чтение и осознание информации

УУРД: способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий

УУРД:

Контроль и оценка результатов действий

Учебная презентация, учебник,  Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Демонстрация слайдов (показ задания)

Внешний контроль

Организует работу с учебником.

- Сейчас мы поработаем с учебником, а именно с №82 – а,в,д.

- Три человека выходят к доске и без комментариев выполняют задание. Остальные в тетрадях.

- 3 ряд 2 парта, 1 вариант объясни решение под А)

- Отлично! 1 ряд 4 парта 2 вариант, под буквой В)

- Молодец! 2 ряд 1 парта 1 вариант, под буквой Д)

- Вы все больше молодцы! У кого что-то получилось не так, то хлопните один раз.

Организует связь между прошлыми темами.

- Кто мне напомнит переместительное свойство умножения?

- Теперь прочитаем №83 – 1)

- Кто сам попробует объяснить как в учебнике пришли к выражению 9*(4*25)

- Молодец! А в итоге переместительным свойством воспользовались?

- Кто дорешает до конца?

- Верно, молодцы! Прочитайте №83 – 2).

- Какие еще подобные выражения вы можете назвать?

- Замечательно! Сейчас мы поработаем над №84 – б). Перед вами задача, необходимо ее прочитать и заполнить карточки, которые у вас на столе. Ответы на вопросы должны быть полные, и вы готовы будете ответить на мои вопросы. На задание у вас 5 минут, выполняем в группах.

- Время вышло, сдаём карточки мне на стол.

- Какой момент у вас вызвал затруднение?

- А составленная схема, помогла вам разобрать в решении и как?

- Хорошо, мы посмотрим ваши работы, и поймем кто хорошо поработал. А теперь перед нами последнее упражнение на сегодня, это №85 – а). Хоть выражение в нем кажется большим, но оценивания вашу работу на сегодняшнем уроке, я могу сказать, что вы справитесь с ним хорошо. Работайте в тетрадях и в парах. Это задание требует внимания, чья пара закончит подходите ко мне с одной тетрадью.

Желающие работают у доски.

Работа в тетрадях.

А) 14*30=14*(3*10)=(14*3)*10=72*10=720

В) 16*40=16*(4*10)=(16*4)*10=64*10=640

Д) 18*50=18*(5*10)=(18*5)*10=90*10=900

-  Мы разложили 30, на 3 и 10. Использую сочетательное свойство умножения берем в скобки 14 и 3, умножив получаем 72, потом умножили еще на 10. Ответ 720.

-  Мы разложили 40, на 4 и 10. Использую сочетательное свойство умножения берем в скобки 16 и 4, умножив получаем 64, потом умножили еще на 10. Ответ 640.

-  Мы разложили 50, на 5  и 10. Использую сочетательное свойство умножения берем в скобки 18 и 5, умножив получаем 90, потом умножили еще на 10. Ответ 900.

-  От перестановки мест множителей произведение не меняется.

Один ученик читает вслух.

- Сначала в скобки взяли первые два множителя 4 и 9. Используя переместительное свойство пришли к (9*4)*25. Но для стало тяжело посчитать 36 на 25. Поэтому сгруппировали по другому: 9*(4*25)

- Да.

- 4*25=100. И 9*100=900

Читают про себя.

- 2*50; 5*20;

Работают в группах на карточках.

- Составление схемы.

- Да, так как все стало наглядно видно, какое количество листов в одной пачке.

Работают в парах над заданием из учебника.

УУРД:          корректировать свои учебные действия

УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

самостоятелно создавать схемы, таблицы для представления информации.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

Учебная презентация,  Рабочая тетрадь

Учебная презентация, учебник, раздаточный материал.

Учебник, рабочая тетрадь.

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Внешний контроль

- Давайте подведем итоги. Какая тема сегодня была нами изучена?

- И какие цели?

- Расскажите мне свойство.

- Посмотрите на план, все ли пункты мы выполнили?

- Есть ли те, кто может сказать, что он получи новые знания, которые будет применять дальше?

- По вашей работе на уроке, я смело могу сказать, что вы отлично сегодня поработали. На экране домашнее задание, записывайте его в дневник. И те, кто получал сегодня бонусы, посчитайте сколько их у вас и подходите ко мне.

- Всем спасибо за урок, мне безумно понравилось с вами работать, до свидания!

- «Сочетательное свойство умножения»

-  Узнаем о сочетательном свойстве умножения.

Научимся применять его для решения заданий.

-  Для любых чисел a, b и c

(a*b)*c=a*(b*c)

можно сначала перемножить  a и b, потом их произведение на с. Но можно и по другому, от этого результат не изменится

- Да.

Оценивают свою деятельность и поднимают руки.

Записывают домашнее задание: №83 - 2); №84 – а); №85 – б).

 Считают собранные бонусы и обменивают их на оценку.

УУРД:

Оценивать свою работу

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

оценивать свой вклад в общий результат

Учебная презентация


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по программе УМК «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок математика

Совершенствовать вычислительные навыки в решении задач и примеров: поиск ситуации, используя разные способы вычисления, с             опорой...

Технологическая карта урока математики «Многоквартирный дом» (УМК «Школа 21 века», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения выполнять вычисления с использованием действия умножения.Задачи урокаДидактические:Научить решать задачи;Научить использовать действие умножение в ...

Технологическая карта урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс "Числовое выражение со скобками".

Технологическая карта и презентация урока по математике по теме "Числовое выражение со скобками".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся с порядком вы...

Технологическая карта урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс "Многоугольники".

Технологическая карта и презентация к уроку по математики по теме "Многоугольники".Цель урока: знакомство учащихся с геометрической фигурой - многоугольник.Дидактические:1) Познакомить ...

Технологическая карта урока математики “Свойства сложения ” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о свойстве сложения.Дидактические:     1.  Обобщение и систематизация знаний о  свойствах сложения.     2. Ус...

Технологическая карта урока математики "Сложение чисел" (УМК "Школа XXI века", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение изученного способа действия сложения чисел.Задачи урока:Дидактические:1)    обобщить и систематизировать знания ...

Технологическая карта урока по математике, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Путешествие"

Цель урока: обобщение и структурирование сведений о длине и времени.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить понятия: длина, ширина, час, продолжительность, минута;2. Научить: решать задачи на нах...