Дополнительная программа " Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2 класс)

Дополнительная     общеобразовательная      общеразвивающая      программа «Занимательная математика» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika-2.docx265.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Принята на заседании

методического совета

«28» апреля 2023г.

Протокол №4

Утверждена приказом

№447 от «31» августа 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

                                    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Л.А.Максимова,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2023г.

Пояснительная записка

Дополнительная     общеобразовательная      общеразвивающая      программа

«Занимательная математика» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:

-  Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;

- Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;

- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);

- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31.10.2021 № 468-п;

- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы, что соответствует базовому уровню.

Направленность программы

«Занимательная математика» – общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.

Актуальность программы

Данная программа даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности учащихся, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Программа педагогически целесообразна, так как предоставляет учащимся условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, познавательной активности школьников, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, создает условия для реализации индивидуальных и коллективных проектов и исследовательских работ младшими школьниками.

Новизна программы

Новизна Программы заключается в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру Программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить ответ. При обучении по Программе учитываются возрастные особенности младших школьников. В процессе реализации Программы предусматривается организация подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между обучающимися (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: формирование логического мышления посредством расширения математического кругозора и освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики.
  • Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • Способствовать        формированию познавательных универсальных        учебных действий.
  • Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • Способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения.
  • Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Адресат программы

Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы

«Занимательная математика», составляет 7-11 лет.

Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей младших школьников: активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности. Задания курса подобраны в соответствии с этапами развития творческого мышления.

Творческие задания, рассчитанные на детей младшего школьного возраста, связаны с развитием логического мышления. В этот возрастной период важно

сформировать у детей следующие умения: предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений; устанавливать логику причинно-следственных отношений; уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений; понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии); использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ и т.д.). Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов и инсценирования. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Программа «Занимательная математика» построена таким образом, что учащиеся в игровой и интерактивной форме могут ознакомиться со многими вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о специфике данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим, образным мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Условия реализации программы

Для реализации программы формируется группа от 7 до 30 человек. Возраст 7- 11 лет.

Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий при проведении теоретических занятий.

Программа реализуется с использованием современных педагогических технологий: игровая технология, ИКТ-технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Вышеперечисленные технологии позволяют самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или в сотрудничестве друг с другом, с учителем.

Игровая технология (Э.Г. Чурилова, Ю.В. Геронимус) интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игры ориентированы на процесс постижения смысла деятельности. В результате использования игровой технологии повышается темп работы на занятиях, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи в какой-либо игровой ситуации, развивать в ребенке коммуникацию, прививать контроль над своим поведением. Учащиеся индивидуально или в группах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую работу на заданную тему, что делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (Ч.Темпл, Д Стил, К. Меридит) способствует развитию логического мышления. Используемые для реализации программы приемы ТРКМЧП: составление кластера, приём «Знаю - Хочу узнать-Узнал»: таблица «Плюс - минус - интересно», пометки на полях, написание синквейна, составление кластера, учебный мозговой штурм, верные – неверные утверждения и другие.

ИКТ-технологии (Г.К. Селевко) позволяют развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества, как сообразительность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться.

В качестве ведущих методов обучения также используются проблемные, исследовательские, эвристические методы.

Программа предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: теоретические и практические занятия, интерактивные игры, тематические праздники, конкурсы, игры, викторины, олимпиады, организация самостоятельной практико-ориентированной исследовательской деятельности.

Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, так как только в процессе самостоятельной работы учащиеся способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, определиться с планом по преодолению и коррекции проблем. Самостоятельная деятельность учащихся организована через взаимодействие в малых группах, олимпиады, интерактивные викторины и проекты, мастерские и лаборатории. Продукты самостоятельной деятельности предъявляются через участие в олимпиадах и сетевых проектах платформы «Учи.ру», в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех», в дистанционных конкурсах

«Вот задачка», «Познание и творчество», экскурсии, квесты. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения. Также при организации самостоятельной деятельности активно используется взаимообучение – обучение с позиции «равный – равному» (опыт шефской деятельности, разновозрастных групп).

Сроки реализации программы

Срок реализации программы        -1 год, 34 часа

Режим занятий

занятия походят 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Формы занятий

Формы организации образовательной деятельности: групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально- групповые на практических занятиях. Состав группы от 07 до 30 человек.

Планируемые результаты

Результатом освоения общеразвивающей программы «Занимательная математика» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

  • умения        складывать        и        вычитать        в        пределах        100        таблица        умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание        чисел        от        1        до        1000,        чисел-великанов        (миллион        и        др.),        их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Периодичность        оценки        результатов        и        способы        определения        их результативности

Виды контроля:

  • входной контроль: сентябрь, викторина;
  • текущий контроль: в течение всего учебного года; творческие работы, тесты, решение практических задач;
  • промежуточный контроль: январь, тест;
  • итоговый контроль: май, защита проекта.

Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой;
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков
  • программным требованиям;
  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
  • качество выполнения практического задания.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности;
  • культура поведения;
  • творческое отношение к выполнению практического задания.

Система оценивания личностных результатов

Результаты воспитания:

  • наблюдение;
  • беседа;
  •         освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе; решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх, и конкурсах.

Система оценивания метапредметных результатов

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов детей предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план 1-го года обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Педагогическое наблюдение

2.

Математика – это интересно

2.1.

Из истории математики

4

2

2

Математическая игра

2.2.

Цифры и операции над ними

4

2

2

Решение практических

задач

2.3.

Кто нам в школе помогает чертить и писать

2

1

1

Составление задач

3.

Геометрическая мозаика

3.1.

Путешествие в страну Геометрия

3

1

2

Решение практических

задач

3.2.

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

3

1

2

Решение практических

задач

3.3.

Геометрические фигуры. Их преображение

5

2

3

Творческая работа

4.

Мир занимательных задач

4.1.

Игры с числами

3

1

2

Тестирование

4.2.

Логический конструктор

4

1

3

Решение практических

задач

4.3.

Проектная деятельность. Выпуск газеты

«Математический калейдоскоп»

3

1

2

Защита проекта

4.4.

Математический праздник

2

2

Викторина

Итого

34

13

21

Календарный учебный график

N

п/п

Число

/ Месяц

Время проведени я занятия

Форма занятия

Кол- во часо

в

Тема занятия

Место проведени я

Форма контроля

1.Вводное занятие

1.

05.09

11.40-12.15

группова я

1

Вводное занятие

Уч. кабинет

Педагогическ

ое наблюдение

2.Математика-это интересно

2.1.

12.09

19.09

26.09

03.10

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

группо вая

4

Из истории математики

Уч. кабинет

Тестирование

2.2.

10.10

17.10

24.10

07.11

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

группо вая

4

Цифры и операции над ними

Уч. кабинет

Практикум

2.3

  14.11

21.11

11.40-12.15

группо вая

2

Кто нам в школе помогает

чертить и

Уч. кабинет

Тестирование

11.40-12.15

писать.

3. Геометрическая мозаика

3.1.

28.11

05.12

12.12

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

группов ая

3

Путешествие в страну.Геометрия

Уч. кабинет

Практикум

3.2

19.12

26.12.

09.01

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

группов ая

3

Решение задач на развитие смекалки и

сообразительности

Уч. кабинет

Практическая работа

16.01

11.40-12.15

3.3

23.01

30.01

05.02

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

группов ая

5

Геометрические фигуры. Их преображение.

Уч. кабинет

Творческая работа

13.02

11.40-12.15

4. Мир занимательных задач

27.02

11.40-12.15

4.1

05.03

12.03

11.40-12.15

11.40-12.15

группова я

3

Игры с числами

Уч. кабинет

Тестирование

4.2.

19.03

02.04

09.04

16.04

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

группова я

4

Логический конструктор

Уч. кабинет

Практикум

Проектн

ая

деятельн

ость.

4.3.

23.04

30.04

07.05

11.40-12.15

11.40-12.15

11.40-12.15

группова я

3

Выпуск газеты

«Матема

тически

Уч. кабинет

Защита проекта

й

калейдос

коп»

4.4.

14.05

21.05

11.40-12.15

11.40-12.15

Группова

2

Математ

ический

Уч.кабинет

Викторина

я

праздни к

Содержание учебного (тематического) плана 1-го                                                    года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Математика – царица наук: обсуждение значения математики в жизни людей и общества. Просмотр видеофильма «Математика как наука».

Раздел 2. Математика – это интересно

Тема 2.1. Из истории математики

Теория. Из истории цифр: правила счета и запись чисел у древних людей.Вклад Архимеда в развитие математики. История возникновения знаков «+»,

«-», «=». Линейке 220 лет. Презентации: «Как люди научились считать и записывать числа», «Знакомьтесь: Архимед!», «Математические знаки».

Практика.        Игры        «Сколько»,        «Поставь        числа».        Приемы        измерения длины, игра «Математический поезд».

Тема 2.2. Цифры и операции над ними

Теория. Загадочная цифра 0. История цифр от 1 до 10. Презентации:

«От 1 до 10», «Праздник числа».

Практика. Игры «Число и цифру знаю я», «Занимайка». Математические загадки и                  ребусы.

Тема 2.3. Кто нам в школе помогает чертить и писать

Теория. О предметах, помогающих учиться        в        школе.        Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик».

Практика. Составление сказочных задач о школьных принадлежностях.

Раздел 3. Геометрическая мозаика

Тема 3.1. Путешествие в страну Геометрия

Теория. Геометрия – математическая наука. Презентация «Геометрия вокруг нас». Просмотр мультфильма «В стране Геометрия».

Практика. Решение геометрических задач.

Тема 3.2. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

Практика. Решение геометрических задач, формирующих наблюдательность.

Тема 3.3. Геометрические фигуры. Их преображение

Теория. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник, их свойства. Презентация «Наглядная геометрия». Танграм – древняя китайская головоломка.

Практика. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Спичечный конструктор: веселые палочки для составления геометрических фигур. Игры- головоломки:

«Танграм», «Пифагор».

Раздел 4. Мир занимательных задач

Тема 4.1. Игры с числами

Теория. Логические задачки.

Практика. Задачи-шутки и задачи в стихах: решение задач, требующих применения сообразительности и умения проводить в уме несложные рассуждения. Игра-презентация «Рыбалка с Леопольдом».

Тема 4.2. Логический конструктор

Теория. Знакомство с числовыми головоломками. Судоку.

Практика. Решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда судоку.

Тема 4.3. Проектная деятельность. Выпуск газеты «Математический калейдоскоп»

Теория. Создание проекта «Газета «Математический калейдоскоп».

Практика. Самостоятельный поиск информации, оформление проекта, изготовление математической газеты «Математический калейдоскоп».

Тема 4.4. Математический праздник.

Практика. Математические развлечения. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Викторина.

Учебный (тематический) план 2-го года обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Педагогическое наблюдение

2.

Математика – это интересно

2.1.

Математическое путешествие

4

1

3

Викторина

2.2.

Секреты задач

3

1

2

Решение практических

задач

2.3.

«Часы нас будят по утрам…»

1

1

Практическая работа

3.

Геометрическая мозаика

3.1.

Геометрический калейдоскоп

5

1

4

Тестирование

3.2.

Геометрия вокруг нас

3

1

2

Решение практических

задач

3.3.

Путешествие точки

2

1

1

Практическая работа

3.4.

Тайны окружности

2

1

1

Практическая работа

4.

Мир занимательных задач

4.1.

Интеллектуальная разминка

6

1

5

Решение практических

задач

4.2.

Мир занимательных задач

3

1

2

Решение практических

задач

4.3.

Проектная деятельность.

Выпуск газеты «Веселый счет»

3

1

2

Защита проекта

4.4.

Математический праздник

1

1

Викторина

Итого

34

10

24

Календарный учебный график

N

п/п

Число

/ Месяц

Время проведени я занятия

Форма занятия

Кол- во часо

в

Тема занятия

Место проведени я

Форма контроля

1.Вводное занятие

1.

08.09

17.00-17.35

группова я

1

Вводное занятие

Уч. кабинет

Педагогическ

ое наблюдение

2.Математика-это интересно

15.09

17.00-17.35

2.1.

22.09

29.09

17.00-17.35

17.00-17.35

группо

вая

4

Математическо

е путешествие

Уч. кабинет

Викторина

06.10

17.00-17.35

2.2.

13.10

20.10

27.10

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группо вая

3

Секреты задач

Уч. кабинет

Решение практических задач

2.3

10.11

17.00-17.35

группо вая

1

«Часы нас

будят по утрам…»

Уч. кабинет

Практическая работа

3. Геометрическая мозаика

17.11

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

24.11

3.1.

01.12

08.12

группов ая

5

Геометрически й калейдоскоп

Уч. кабинет

Тестирование

15.12

3.2

22.12

29.12

12.01

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группов ая

3

Геометрия вокруг нас

Уч. кабинет

Практическая работа

3.3

19.01

17.00-17.35

группов

2

Путешествие

Уч. кабинет

Практическая

26.01

17.00-17.35

ая

точки

работа

3.4.

02.02

09.02

17.00-17.35

17.00-17.35

группов ая

2

Тайны окружности

Уч. кабинет

Практическая работа

4. Мир занимательных задач

16.02

17.00-17.35

02.03

17.00-17.35

4.1

09.03

16.03

23.03

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группова я

6

Интеллектуаль ная разминка

Уч. кабинет

Решение практических задач

06.04

17.00-17.35

4.2.

13.04

20.04

27.04

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группова я

3

Мир занимательных задач

Уч. кабинет

Решение практических задач

Проектна

я

4.3.

04.05

11.05

18.05

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группова я

3

деятельно сть.

Выпуск газеты

«Веселый

Уч. кабинет

Защита проекта

счет»

4.4.

25.05

17.00-17.35

группова я

1

Математ ический праздник

Уч.кабинет

Викторина

Содержание учебного (тематического) плана 2-го года

обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Математикавокруг нас.

Раздел 2. Математика – это интересно

Тема 2.1. Математическое путешествие

Теория. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел.

Практика. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид:

«Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)», «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание      до      100». Игра «Говорящая      таблица      умножения».      Игра

«Математическое         домино».         Математические пирамиды: «Умножение»,

«Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Тема 2.2. Секреты задач

Теория. Способы решения нестандартных задач.

Практика. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Задачи с лишними, недостающими либо некорректными данными.

Тема 2.3. «Часы нас будят по утрам…».

Практика. Определение времени по часам с точностью до минут. Конструктор

«Часы» из электронного учебного пособия «Математика иконструирование».

Раздел 3. Геометрическая мозаика

Тема 3.1. Геометрический калейдоскоп.

Теория. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.

Практика. Закономерности в геометрических узорах. Игра «Крестики- нолики». Игры-головоломки конструктора «Танграм». Игра «Волшебная палочка». Игра

«Лучший лодочник». Спичечный конструктор: построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

Тема 3.2. Геометрия вокруг нас.

Теория. Геометрия вокруг нас. Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.

Практика. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Тема 3.3. Путешествие точки.

Теория. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Практика. Построение различных геометрических фигур по образцу. Самостоятельное построение геометрической фигуры, описание шагов построения.

Тема 3.4. Тайны окружности

Теория. Окружность. Центр окружности. Радиус окружности.

Практика. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Раздел 4. Мир занимательных задач

Тема 4.1. Интеллектуальная разминка

Теория. Интеллектуальная разминка. Способы решения ребусов и кроссвордов.

Практика. Заполнение числового кроссворда (судоку). Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Конструктор

«Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,

«Чья сумма больше?»

Тема 4.2. Мир занимательных задач

Теория.        Задачи        и        задания,        допускающие        нестандартные        решения. Обратные задачи.

Практика. Решение задач, имеющих несколько решений, нестандартныхзадач. Задача «о волке, козе и капусте».

Тема 4.3. Проектная деятельность. Выпуск газеты «Веселый счет».

Теория. Создание проекта «Газета «Веселый счет».

Практика. Самостоятельный поиск информации, оформление проекта, изготовление математической газеты «Веселый счет». Оформление проекта в виде презентации.

Тема 4.4. Математический праздник.

Практика. Математические развлечения. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Викторина.

Учебный (тематический) план 3-го года обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Педагогическое наблюдение

2.

Математика – это интересно

2.1.

Математические игры

4

1

3

Викторина

2.2.

Секреты чисел

2

1

1

Решение практических

задач

2.3.

Выбери маршрут

2

1

1

Практическая работа

2.4.

Мы едем, едем, едем

3

1

2

Составление практических

задач

3.

Геометрическая мозаика

3.1.

Измерение геометрических величин

2

1

1

Практическая работа

3.2.

Таинственный многоугольник

2

1

1

Практическая работа

3.3.

Занимательное моделирование

3

1

2

Практическая работа

4.

Мир занимательных задач

4.1.

Математический лабиринт

8

8

Решение практических

задач

4.2.

От секунды до столетия

2

1

1

Практическая работа

4.3.

Это было в старину

2

1

1

Практическая работа

4.4.

Энциклопедия математических развлечений

2

2

Защита проекта

4.5.

Математический праздник

1

1

Викторина

Итого

34

10

24

Календарный учебный график

N

п/п

Число

/ Месяц

Время проведени я занятия

Форма занятия

Кол- во часо

в

Тема занятия

Место проведени я

Форма контроля

1.Вводное занятие

1.

06.09

17.00-17.35

группова я

1

Вводное занятие

Уч. кабинет

Педагогическ

ое наблюдение

2.Математика-это интересно

2.1.

13.09

20.09

27.09

04.10

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группо вая

4

Математически е игры

Уч. кабинет

Викторина

2.2.

11.10

18.10

17.00-17.35

17.00-17.35

группо

вая

2

Секреты чисел

Уч. кабинет

Практикум

2.3

25.10

08.11

17.00-17.35

17.00-17.35

группо

вая

2

Выбери

маршрут

Уч. кабинет

Практическая

работа

2.4.

15.11

22.11

29.11

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группо вая

3

Мы едем, едем, едем

Уч.кабинет

Практикум

3. Геометрическая мозаика

3.1.

06.12

13.12

17.00-17.35

17.00-17.35

группов ая

2

Измерение геометрических величин

Уч. кабинет

Практическая работа

3.2

20.12

27.12

17.00-17.35

17.00-17.35

группов ая

2

Таинственный многоуголник

Уч. кабинет

Практическая работа

3.3

10.01

17.01

24.01.

17.00-17.35

17.00-17.35

17.00-17.35

группов ая

3

Занимательное моделирование

Уч. кабинет

Практическая работа

4. Мир занимательных задач

31.01

17.00-17.35

07.02

17.00-17.35

14.02

17.00-17.35

4.1

21.02

28.02

17.00-17.35

17.00-17.35

группова я

8

Математический лабиринт

Уч. кабинет

Практическая работа

07.03

17.00-17.35

14.03

17.00-17.35

21.03

17.00-17.35

4.2.

04.04

11.04

17.00-17.35

17.00-17.35

группова я

2

От секунды до столетия

Уч. кабинет

Практикум

4.3.

18.04

25.04

17.00-17.35

17.00-17.35

группова я

2

Это было в старину

Уч. кабинет

Практическая работа

4.4.

16.05

23.05

17.00-17.35

17.00-17.35

группова я

2

Энциклопедия математически х развлечений

Уч. кбинет

Защита проекта

4.6.

30.05

17.00-17.35

группова я

1

Математически й праздник

Уч.кабинет

викторина

Содержание учебного (тематического) плана 3-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Математика –гимнастика ума.

Раздел 2. Математика – это интересноТема 2.1. Математические игры.

Теория. Числа от 1 до 1000. Секреты сложения (вычитания) и умножения(деления) в пределах 1000.

Практика. Математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,

«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). «Спичечный» конструктор: перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Тема 2.2. Секреты чисел.

Теория. Числовой палиндром – число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Практика. Числовые головоломки: запись чисел 24, 30 и др. тремя одинаковыми цифрами.

Тема 2.3. Выбери маршрут.

Теория. Единицы измерения длины: метр, километр.

Практика. Практическая работа: составление карты путешествия. Проложить маршрут, измерить расстояние. Например, «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Тема 2.4. Мы едем, едем, едем

Теория. Задачи на скорость, время, расстояние.

Практика. Решение задач на скорость, время, расстояние. Составлениезадач с использованием историй из собственной жизни учащихся.

Раздел 3. Геометрическая мозаикаТема 3.1. Геометрические измерения

Теория. Периметр, площадь, объем.

Практика. Решение задач на вычисление периметра, площади и объемафигур.

Тема 3.2. Таинственный многоугольник

Теория. Виды многоугольников и способы их построения.

Практика. Построение многоугольников с помощью циркуля и линейки.

Тема 3.3. Занимательное моделирование

Теория. Виды объемных фигур.

Практика. Создание простых объемных фигур из разверток: призма шестиугольная, призма треугольная, куб, параллелепипед.

Раздел 4. Мир занимательных задач Тема 4.1. Математический лабиринт

Практика. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и

др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство. Задачи в стихах. Решение нестандартных задач (на «отношения»). Задачи-шутки. Задачи- смекалки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число: поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Тема 4.2. От секунды до столетия

Теория. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, месяц,год, век.

Практика. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Тема 4.3. Это было в старину

Теория. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.

Практика. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины».

Тема 4.4. Энциклопедия математических развлечений

Практика. Проектная работа. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (Интернет, детские познавательные журналы, книги и др.). Оформление проекта в виде презентации.

Тема 4.5. Математический праздник Практика. Математические развлечения.

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

Учебный (тематический) план 4-го года обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Педагогическое наблюдение

2.

Математика – это интересно

2.1.

Волшебный круг. Дроби

2

1

1

Решение тестов

2.2.

Игры с числами

3

3

Решение практических

задач

2.3.

Путешествие в древний Рим

3

1

2

Творческая работа

3.

Геометрическая мозаика

3.1.

Магические и волшебные квадраты

2

2

Тестирование

3.2.

Задачи на построение

3

1

2

Решение практических

задач

3.3.

Занимательное моделирование

3

3

Практическая работа

3.4.

Путешествие по числовому лучу. Координатная плоскость

3

1

2

Решение задач

3.5.

Геометрический калейдоскоп

3

3

Решение задач

4.

Мир занимательных задач

4.1.

Логический конструктор

3

3

Решение логических задач

4.2.

Секреты задач

5

5

Решение практических

задач

4.3.

Проектная деятельность

«Газета эрудитов»

3

1

2

Защита проекта

Итого

34

6

28

Календарный учебный график

N

п/п

Число

/ Месяц

Время проведени я занятия

Форма занятия

Кол- во часо

в

Тема занятия

Место проведени я

Форма контроля

1.Вводное занятие

1.

05.09

11.10-12.05

группова

я

1

Вводное занятие

Уч. кабинет

2.Математика-это интересно

2.1.

12.09

19.09

11.10-12.05

11.10-12.05

группо

вая

2

Волшебный

круг. Дроби

Уч. кабинет

Тестирование

2.2.

26.09

03.10

10.10

11.10-12.05

11.10-12.05

11.10-12.05

группо вая

3

Игры с числами

Уч. кабинет

Практикум

2.3

17.10

24.10

07.11

11.10-12.05

11.10-12.05

11.10-12.05

группо вая

3

Путешествие в древний Рим

Уч. кабинет

Творческая работа

3. Геометрическая мозаика

3.1.

14.11

21.11

11.10-12.05

11.10-12.05

группов ая

2

Магические и волшебные квадраты

Уч. кабинет

Тестирование

3.2

28.11

05.12

12.12

11.10-12.05

11.10-12.05

11.10-12.05

группов ая

3

Задачи на построение

Уч. кабинет

Практическая работа

3.3

19.12

26.12

09.01

11.10-12.05

11.10-12.05

11.10-12.05

группов ая

3

Занимательное моделирование

Уч. кабинет

Практическая работа

3.4.

16.01

23.01

30.01

11.1012.05

11.10.-12.05

11.10.-12.05

группов ая

3

Путешествие по числовому лучу.

Координатная плоскость.

Уч. кабинет

Тестирование

3.5

06.02

13.02

11.10-12.05

11.10-12.05

группов

ая

3

Геометрически й калейдоскоп

Уч. кабинет

Тестирование

20.02

11.10-12.05

4. Мир занимательных задач

4.1

27.02

06.03

13.03

11.10-12.05

11.10-12.05

11.10-12.05

группова я

3

Логический конструктор

Уч. кабинет

Тестирование

20.03

11.10-12.05

03.04

11.10-12.05

группова

4.2.

10.04

11.10-12.05

я

5

Секреты задач

Уч. кабинет

Практикум

17.04

11.10-12.05

24.04

11.10-12.05

4.3.

15.05

22.05

29.05

11.10-12.05

11.10-12.05

11.10-12.05

группова я

3

Проектная деятельность

«Газета эрудитов»

Уч. кабинет

Защита проекта

Содержание учебного (тематического) плана 4-го года

обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Математическая разминка: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др.

Раздел 2. Математика – это интересно Тема 2.1. Волшебный круг

Теория. Дроби. Правила сравнения дробей. Деление заданной фигуры на равные части.

Практика. Математические игры с дробными числами.

Тема 2.2. Игры с числами

Практика. Математические игры: «Отгадай задуманное число», «У кого какая цифра». Решение математических загадок, числовых головоломок, требующих от учащихся логических рассуждений. Математические игры:

«Веселый счёт», «Не подведи друга», «Счастливый случай». Решение примеров в несколько действий. Математические игры: «Знай свой разряд», «Числа- великаны».

Тема 2.3. Путешествие в Древний Рим

Теория. Римские цифры. Как читать римские цифры.

Практика. Решение примеров с использованием римских цифр.

Раздел 3. Геометрическая мозаика

Тема 3.1. Магические и волшебные квадраты

Практика. Решение задач на заполнение магических квадратов. Игры- головоломки «Танграм», «Пифагор».

Тема 3.2. Задачи на построение

Теория. Способы изображения объемных тел на плоскости.

Практика. Построение с помощью чертежных инструментов различных фигур и объемных тел на плоскости.

Тема 3.3. Занимательное моделирование

Практика. Моделирование из проволоки. Создание объемных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная

пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Составление (вычерчивание) геометрического орнамента. Игры с геометрическим материалом.

Тема 3.4. Путешествие по числовому лучу

Теория. Прямая, точка, луч, числовой луч. Координатная плоскость.

Координаты точки на плоскости.

Практика. Игра «Путешествие по числовому лучу». Игра «Морской бой».

Тема 3.5. Геометрический калейдоскоп

Практика.        Решение        задач,        формирующих        геометрическую наблюдательность. Решение задач, требующих применения сообразительности умения проводить в уме несложные рассуждения.

Логические игры.

Раздел 4. Мир занимательных задач Тема 4.1. Логический конструктор

Практика. Решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 4.2. Секреты задач

Практика. Решение задач со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными. Решение обратных задач, используя круговую форму. Познавательная игра «Где твоя пара?» Задачи-тесты: решение задач на быстроту реакции. Решение задач на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Блиц - турнир по решению задач.

Тема 4.3. Проектная деятельность «Газета эрудитов».

Теория. Создание проекта «Газета эрудитов».

Практика. Самостоятельный поиск информации, оформление проекта, изготовление математической газеты «Газета эрудитов». Оформление проекта в виде презентации.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы и методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы и приемы

  • словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  • наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;
  • аудио-        и        визуальные (сочетание        словесных        и        наглядных методов);
  • практические: упражнения;
  • метод игры;
  • методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.

Дидактическое обеспечение

  • наглядно-дидактические пособия;
  • карточки-задания        и        другой        раздаточный        материал,        необходимый        для выполнения практических работ и проведения практических занятий;
  • перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).

Техническое обеспечение

Для успешной реализации Программы необходимо материально- техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер и мультимедийный проектор. Интерактивный каталог учебных материалов (слайд-презентации, аудиокниги, ридеры, фильмотека, медиатека, интернет-ресурсы). Виртуальные математические игры «Математический калейдоскоп», «Магия пирамиды», «Вертолёт Математик»,

«Мобильный быстрый расчёт»;

Список литературы для уащихся:

  1. Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2018
  2. Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2017
  3. Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2019
  4. Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000
  5. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2017
  6. Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.

– М.: Творческий центр, 2019

Список литературы для учителя:

  1. Логика.        Учимся        самостоятельно        думать,        сравнивать,        рассуждать.        М.: ЭКСМО, 2019
  2. Свечников А. А., Сорокин П. И. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977
  3. Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2019
  4. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2019
  5. Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2019
  6. Энциклопедический        словарь        юного        математика/        А.        П.        Савин.        —        М.: Педагогика-Пресс, 2019

Электронные ресурсы:

  1. Большая       детская       энциклопедия       для       детей.       [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all- ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. Почему       и       потому.       Детская       энциклопедия.        [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  5. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика»

Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» для 3 класса на 2015-2016 учебный год...

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика»

Описываемая дополнительная общеобразовательная программа интересна тем, что совмещает в себе несколько важных направлений, одновременно необходимых сегодняшнему школьнику. Это знакомство с историей ра...

Программа. Дополнительное образование. "Занимательная математика".

Программа. Дополнительное образование. "Занимательная математика"....

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика"

Рабочая программа дополнительного образования по математике...

дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика»

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания....