Главные вкладки

    Программа дополнительного образования "Занимательная математика" 3 класс
    рабочая программа по математике (3 класс) по теме

    Лукьянова Лариса Васильевна

    Внеурочная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanim_matem.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    « Садовая средняя общеобразовательная школа»

    Занимательная математика

    Программа дополнительного образования детей 9-10 лет

    Срок реализации 1 год

                                                                                    Разработали Лукьянова Л.В.

                                                                                                   

    Введение.

    Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

    • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
    • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
    • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
    • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

     (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

    Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

              Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

    Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

    Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

    Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

    Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

    Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

    Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

    Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

    Цель и задачи программы

    Цель:

    Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

    Задачи:

    • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
    • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
    • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
    • повышение математической культуры ученика;
    • воспитание настойчивости, инициативы;
    • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

    Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

    Принципы программы:

    • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

    • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

    • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

    • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

    • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

    • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

    Предполагаемые результаты.

    Занятия в кружке должны помочь учащимся:

    • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    • формировать творческое мышление;
    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
    • успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

    Основные виды деятельности учащихся:

    • решение занимательных задач
    • оформление математических газет
    • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
    • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
    • проектная деятельность
    • самостоятельная работа
    • работа в парах, в группах
    • творческие работы
    • экскурсия

    Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать:

    Основной программный материал курса математики в начальных классах

    Учащиеся должны уметь:

    Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

    Виды контроля знаний

    В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

    • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
    • Выпуск математических газет

    Календарно – тематическое планирование

    № п/п

    Тема занятия

    Кол час

    Виды деятельности

    1

    Что дала математика людям? Зачем её изучать?

    1

    решение задач и ребусов

    2

    Старинные системы записи чисел.

    1

    решение задач и ребусов

    3

    Иероглифическая система древних египтян.

    1

    решение задач и ребусов

    4

    Римские цифры.

    1

    решение задач и ребусов

    5

    Как читать римские цифры?

    1

    решение задач и ребусов

    6

    Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

    1

    составление математических ребус конкурс на лучший математический ребус

    7

    Пифагор и его школа.

    1

    работа с информацией презентации, викторина

    8

    Бесконечный ряд загадок.

    1

    конкурс на лучшую загадку

    9

    Архимед.

    1

    работа с информацией презентац

    10

    Умножение.

    1

    решение задач и ребусов

    11

    Конкурс знатоков.

    1

    решение нестандартных заданий

    12

    Деление.

    1

    решение задач и ребусов

    13

    Делится или не делится.

    1

    решение задач и ребусов

    14

    Решение логических задач.

    1

    схематическое изображение задач

    15

    Проектная деятельность «Газета любознательных»

    1

    конкурс на лучшую математическую газету

    16

    Математический КВН.

    1

    работа в группах

    17

    Старинные меры длины.

    1

    работа с информацией презентации

    18

    Задачи – смекалки.

    1

    решение задач и ребусов в парах

    19

    Решение олимпиадных задач.

    1

    решение заданий повышенной трудности

    20

    Экскурсия в компьютерный класс.

    1

    экскурсия, конкурс рисунков

    21

    Компьютерные математические игры

    1

    решение задач и ребусов

    22

    Время. Часы.

    1

    работа с информацией презентац

    23

    Математические фокусы

    1

    решение задач и ребусов

    24

    Интеллектуальный марафон

    1

    работа в группах        

    25

    Открытие нуля.

    1

    исследов. работа «Почему так?»

    26

    Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру».

    1

    решение нестандартных заданий

    27

    Денежные знаки.

    1

    работа с информацией презентац

    28

    Решение задач повышенной трудности.

    1

    схематическое изображение задач

    29

    КВМ «Царица наук»

    1

    работа в группах

    30

    Задачи с многовариантными решениями.

    1

    решение заданий повышенной трудности

    31

    Решение задач повышенной трудности.

    1

    решение заданий повышенной трудности

    32

    Игра «Смекай, решай, отгадывай».

    1

    работа в группах        

    33

    Час занимательной математики.

    1

    работа в группах        

    34

    Круглый стол «Подведём итоги».

    1

    кол-я раб. по сост. отчета

    Всего:

     34

    Список литературы

    1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
    2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
    3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
    4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
    5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
    6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
    7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
    8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
    9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
    10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
    11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

    12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

    Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

    ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

    В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

    Задания для дополнительной работы на уроках русского языка и дополнительных занятиях. 4 Класс

     Предлагаемые упражнения  помогут учащимся  развивать орфографические, лексические, грамматические навыки. Задания можно выполнять в разном объёме, но обязательно надо учить дете...

    Памятки математика3 класс

    Материал содержит памятки по математике для 3 класса...

    Рабочая программа дополнительного образования 3 класс (углубление) немецкий

    Данная рабочая программа представляет собой курс немецкого языка в 3 классе по УМК "Мозаик"....

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

    Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...