Развитие креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС НОО
статья по математике (2 класс)

Егоркина Галина Федоровна

В статье рассматриваются методы и приёмы развития креативного мышления и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики в условиях внедрения ФГОС НОО. Приводятся примеры заданий творческого характера для развития, которые использует учитель на уроках для развития креативного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области”

Развитие  креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС НОО

                                                                Из опыта работы

                                                                         учителя начальных классов

                                                                         Егоркиной Галины Фёдоровны

                                                                         

                                                             2014

Развитие  креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС НОО

          Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Толстой                                  

                                                   

      «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.  Ведь именно креативность,  способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Креативность (от англ.-  создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

    Концепция креативности как феномена творчества была введена в науку Дж. Гилфордом -  американским психологом, первым взявшимся за объективное исследование. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах.

   Основные критерии таковы:

1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей. 

2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность  - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям,  восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
5. Способность к разработке гипотезы -  смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Удовлетворенность  -  итог проявления креативности .- логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

    Американский психолог Поль Торранс — автор наиболее широко применяющегося теста на определение креативности. Он же  придумал первые тесты на креативность и разработал все основные составляющие креативности

Его определение креативности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

     С 2021 года одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности является работа по формированию функциональной грамотности. Согласно письму Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 №03-1526 рекомендовано проведение организационно-методической работы по включению учебно-дидактических материалов по развитию функциональной грамотности в основные образовательные программы общеобразовательных учреждений .

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни».

    Согласно «Дорожной карте» Белгородской области по формированию и оценке функциональной грамотности с 2021 года развитию креативного мышления как составной части функциональной грамотности придаётся особое значение.

   Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, превышающие его возможности, и всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активность, самостоятельность и – как высший уровень – креативное творческое мышление. 

    Поставив целью развитие креативных, творческих способностей детей, можно выделить ряд задач:

 - поддерживать и развивать интерес к предмету;

- формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция,    дедукция и т.д.;

- прививать навыки исследовательской работы;  

- развивать логическое мышление, пространственное воображение;

 - учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

- показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;

-  учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

   Развитие креативного мышления на уроках математики осуществляется через:

- разрешение проблемных ситуаций;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов, вывод;

- решение творческих задач;

- применение исследовательского  и проектного методов.

   Развитию креативного мышления способствуют проблемные ситуации с применением следующих методических приемов:

- обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;

-знакомство с различными точками зрения по одной проблеме,

- предложение учащимся заданий по  поиску интересных   интеллектуальных задач;

- обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

    При  создании проблемных ситуаций учитель:

 подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

излагает различные точки зрения на один и то же вопрос;

побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит проблемные задачи (например: с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)

Приведу пример создания проблемной ситуации с “затруднением” на уроке математики во 2 классе.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 программа

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 программа

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

– Что вы замечаете?

Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

(Предъявление двух противоречивых фактов – создание проблемной ситуации “с удивлением”).

– Почему получились разные ответы?

– Сравните выражения – чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?

В основе проблемных ситуаций с “затруднением” лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

    Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.

Приведу примеры таких заданий, которые  предлагаю учащимся на уроках математики:        

  1. Внимательно рассмотри рисунок. Из каких геометрических фигур состоит машина? Зарисуй их и подпиши.

  1. Найди закономерность и допиши числовой ряд на два значения

10, 11,13,16,20,25…, …

  1. Реши задачу. У Пети было 7 тетрадей, он отдал Маше 3 тетради. У кого из ребят тетрадей больше?

Упражнения на операцию классификация:

1.Подумай и распредели предложенные числа на две группы

1, 11, 6, 9, 3, 9, 45, 2, 3, 66, 18, 5

2.Раздели выражения на три группы. Дай название каждой группе.

16+12  30-16  36-18   36-14   26-18   96-16   16+26

Какое выражение лишнее?

Упражнения на операцию обобщение:

1.Выбери из предложенных слов одно, объединяющее остальные: треугольник, квадрат, фигуры, прямоугольник, овал, ромб.

2.Объедини числа в одну общую группу и назови её:

24, 36, 80, 2, 18, 34, 10, 48

3.Дай общее название: килограмм, грамм, литр, тонна;  миллиметр, сантиметр, дециметр, километр, метр.

   Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности.  При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.

    В своей работе часто использую различные творческие задачи. Задачи с несформулированным вопросом (в этих задачах не сформулирован вопрос, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений). Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Решение выполняется после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). Например:

 1 Машенька собрала вчера 32 гриба, а сегодня на 4 больше.

 Выберите вопросы которые можно поставить к этому условию, чтобы получилась задача:

 а) Сколько грибов нашла Машенька вчера?

 б) Сколько грибов нашла она сегодня?

в) Какие грибы собирала девочка?

г) Сколько грибов собрала Маша за два дня?

Задачи с лишними данными (в этих задачах присутствуют дополнительныененужные данные; обучающиеся должны выделить те данные, которые необходимыдля решения, и исключить лишние, ненужные). Например:

1. Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?

2. На первой полке лежало 30 книг, на второй 10 книг, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг лежало на третьей полке?

Задачи с недостающими данными (в этих задачах отсутствуют некоторые данные для ответа на поставленный вопрос; для решения необходимо добавить необходимыезначения). Например:

1. В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячейбыло в детском саду?

2. Линейка стоит 20 руб, а карандаш дешевле. Сколько стоит карандаш? Сколькостоит карандаш и линейка вместе?

3. Петя поймал 12 рыбок утром и несколько вечером. Половину всей рыбы он пожарил, а из оставшейся сварил уху. Сколько рыбок израсходовал Петя на уху?

 Задачи с ошибочным вопросом ( в вопросе просят узнать то, что известно, длярешения задачи требуется изменить вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное)

1. На ветке сидело 7 синичек. Одна улетела. Сколько синичек улетело?

2. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

3. Грузовик ехал в деревню. По дороге встретил 4 легковые машины. Сколько

автобусов ехало в деревню?

Задачи с нереальным условием ( в задаче нереальное условие, которое в жизни невыполнимо, поэтому нет смысла ее решать ).

1. Мама купила 5 пачек соли. Две пачки съели за обедом и одну за ужином. Сколько пачек соли осталось?

2. На груше выросло пять яблок, а на ѐлке - только два. Сколько всего яблок выросло?

3. Периметр прямоугольника 8см, а сумма двух его сторон 6 см. Найдите длину стороны.

Задачи на сообразительность (на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность; не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами)

1. В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков?

2. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа? Что легче – 1 кг ваты или1 кг пуха?

3. На дорожке сидели 5 воробьев, к ним прилетели еще 6 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке?

4. Один мальчик шел - пятак нашел. Двое пойдут - сколько найдут?

Задачи – шутки:

Сколько лет бабушке?

Вова пришѐл к своему приятелю Сереже.

-Что же ты не был у нас вчера? - спросил Сережа. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.

-Я не знал, - ответил Вова. – А, кстати, сколько лет твоей бабушке?

Сережа ответил замысловато:

-Моя бабушка говорит, что в еѐ жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день еѐ рождения. Вчера она праздновала этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази, сколько лет моей бабушке.

-Попробуйте и вы ответить на этот вопрос, да скажите, кстати, какого числа и в каком месяце происходил разговор между приятелями.

  Развитие креативности, умения самостоятельно конструировать свои знания лежит и в основе метода проектов. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие креативного мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

   Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность,  творчество, результативность.

В начальных классах по учебнику математике по УМК “Школа России” есть проекты, которые дети выполняют самостоятельно. Проекты выполняются по полугодиям.

Проекты в 1 классе по темам:

1).  «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)

2).  «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

Проекты во 2 классе по темам:

1).  « Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

2).  « Оригами».

Проекты в 3 классе по темам:

1).  «Математические сказки».

2). «Задачи – расчёты».

Проекты в 4 классе по темам:

1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Креативное мышление повышает эффективность освоения материала за счёт вариативности средств представления информации, решает проблемы разноуровневого подхода к обучению учащихся, а также способствует развитию умения работать в группах, выбирать и отстаивать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в 1 классе.

Повышение качества усвоения заний учащихся- одна из важнейших задач. В решении этого вопроса важное значение отвожу развитию творческих способностей школьников. Именно в первые годы обучения у них акт...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»

Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...