Интегрированный урок математики изобразительное искусство
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Инегрированный урок математики и изобразительного искусства по теме "Квадрат , орнамент в квадрате" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematika_izo.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок

«Лучшее интегрированное учебное занятие в начальной школе»

Интегрированный урок

 математика/изобразительное искусство

Тема: Квадрат, изображение узора в квадрате  цветными мелками.

                                                                     Жукова Елена Николаевна

                                                                      Учитель начальных классов

                                                                 Муниципальное казенное

  Общеобразовательное учреждение

                                                                         «Средняя общеобразовательная

                                                                     школа №12 г. Нижнеудинск»        

                                                                                 2024 год

Предмет:

Математика / Изобразительное искусство

Актуальность

Интегрированное обучение в начальной школе, позволяет создать условия  для формирования   творческой активности учеников. Интегрированные уроки способствуют развитию речи учащихся,   умению  сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают излишнее перенапряжение, перегрузку учащихся.  Способствуют развитию  разносторонней, гармонической и интеллектуально развитой личности.

Цель:

Познакомить с квадратом как  с ещё одним видом  прямоугольника, сформировать представление о геометрической фигуре - квадрат  и его свойствах, научить работать графическими материалами.

Задачи:

повышение познавательной активности обучения,

применение знаний и умений на практике.

Умение выделять существенные признаки квадрата

Планируемые результаты:

-  Сформировать навык определения геометрических фигур по сторонам и углам;

- Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника;

- Научить находить периметр квадрата

- Научиться применять на практике полученные знания

- Научиться выполнять узор в квадрате

Формируемые УУД:

Личностные: Умение провести самооценку своей деятельности. Осознавать роль учения в своей жизни.

Метапредметные: познавательные:  применять полученные знания и  сопоставлять их с новыми : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные  на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;

- регулятивные: уметь планировать свою деятельность; ставить цели и задачи на уроке ; высказывать своё мнение;

- коммуникативные: уметь строить высказывания; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить компромисс, уметь договариваться; аргументировать свою точку зрения.

Предметные: Систематизировать знания о свойствах квадрата

Возраст / класс

8-9 лет, 2 класс

Используемое оборудование:

Презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, рабочее место учителя с ПК, интерактивная доска

Технологии

ИКТ, здоровье сберегающие, критическое мышление

Методы, приемы, формы обучения

словесный, наглядный, практический, исследовательский,

проблемно-поисковый

работа в паре, индивидуальная,  фронтальная

Литература, ресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/10/22/zagadki-o-geometricheskih-figurah - Загадки о геометрических фигурах

https://ru.wikipedia.org/wiki -Черный квадрат

https://celes.club/pictures/46537-risunki-suhoj-pastelju-na-chernoj-bumage.html  - Узоры на черном фоне

Подготовительная работа

1. Анализ и сопоставление календарно-тематических планов предметов, для выявления  тем, близких  по содержанию.

2. Постановка целей, задач.

3. Сбор  материала и его деление на основной и вспомогательный

4. Разработка сценария  занятия.

                                                    Сценарий занятия

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1Мотивация, самоопределение в деятельности

2

Эмоционально настраивает детей на урок.

Сегодня у нас необычный урок в нем спрятались целых два предмета математика и изобразительное искусство.  Чтобы он у нас прошел замечательно, возьмите своего соседа по парте за руку, посмотрите ему прямо в глаза, улыбнитесь и скажите: « Желаю тебе сегодня на уроке…»

Эмоционально настраиваются на урок

2. Этап актуализации знаний и фиксирование инд. Затруднения в пробном учебном действии

5

Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока, мы должны отгадать загадки:

Дверь стены и книжный шкаф

Даже книжка на руках,

И окно, и подоконник,

Это все … (прямоугольник)

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Скажите,  о чем пойдет речь на нашем уроке?

Совершенно верно о геометрических фигурах

Какие задачи мы должны поставить на уроке?

  1. Научиться различать геометрические фигуры прямоугольник и квадрат
  2. Научиться  строить квадрат и находить его периметр
  3. Формировать умение работать с графическими материалами.

Дети слушают, отгадывают загадки и определяют тему урока

Дети ставят задачи

3.Этап выявления причины и места затруднения

3

Пред вами на столах лежит геометрическая фигура, назовите её? Что вы знаете о прямоугольниках?

А теперь возьмите модель прямого угла и проверьте, действительно ли вы правы, что у прямоугольника все углы прямые?

Называют отличительные признаки прямоугольника

Проверяют,  действительно ли все углы прямые

4Построение проекта выхода из затруднения

5

А теперь  попробуйте прямоугольник превратить в квадрат, что вы для этого должны знать и помнить?

Возьмите линейку, измерьте меньшую сторону прямоугольника и проведите прямую линию так, чтобы получился квадрат

Проговаривают отличительные признаки квадрата

Работают с линейкой,  измеряют и с помощью ножниц вырезают квадрат

5. Реализация построенного проекта

7

 Возьмите линейку и еще раз измерьте все стороны.

А теперь возьмите модель прямого угла и проверьте, действительно ли вы правы, что у квадрата все углы прямые?

Прочитаем вывод в учебнике. А теперь попробуйте найти периметр этого квадрата

Перед вами цепочка чисел, решите её,  и вы узнаете, чему будет равна сторона квадрата, который вы должны построить у себя в тетрадь:

32+8-20+2-12- 6= ?

Совершенно верно, сторона квадрата, равна 4 см.

А теперь ваша задача построить квадрат со стороной 4 см и найти его периметр.

Измеряют стороны и еще раз проговаривают вывод. Работают с моделью прямого угла

 Находят периметр

Решают цепочку

Строят квадрат, находят его периметр в тетради

Физ.минутка

2

По тропинке доброты весело шагаем

И про добрые дела мы не забываем

Всем всегда поможем дружно,

Потому что это нужно

Добрым быть веселее

Улыбнись нам поскорей

Мы в ладоши хлопаем раз, два, три

Наши добрые дела посмотри

Выполняют движения

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

2

Напомните мне признаки квадрата?

А где нам в жизни встречаются квадраты? Где мы их можем увидеть?

Учащиеся  проговаривают признаки квадрата. Отвечают: стол, стул, часы, платок

7. Включение в систему знаний

5

А вот знаменитый художник Казимир Малевич даже нарисовал знаменитую картину» Черный квадрат»

Посмотрите на слайд. Оказывается можно просто нарисовать. Художник первым придумал закрасить полотно в один цвет и продавать его как картину

Слушают и рассматривают картину

8. Этап  практической работы

10

А мы сегодня с вами тоже будем художниками, но рисовать мы будем не красками и карандашами, а цветными мелками. Некоторые художники любят рисовать на черном фоне и у них получаются замечательные картины, узоры, и многие люди любят черную одежду с рисунком. А прежде чем перенести рисунок на ткань его рисуют на бумаге

И мы сегодня с вами будем рисовать тоже на черном фоне.

Я раздам вам черные квадраты, а вы попробуйте придумать свой узор

Слушают, рассматривают рисунки

Рисуют мелками свой узор

9. Выставка работ

3

Кто справится,  может выйти к доске и прикрепить свой квадрат с полученным узором.

Выходят и  делают выставку

10. Рефлексия

2

Давайте подведем итог нашего сегодняшнего необычного урока

Закончите фразу:

Сегодня на уроке я узнал….

Мне было интересно…..

За что ты можешь себя похвалить?

Кому ты хочешь сказать слова благодарности за урок?

Проводят анализ своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"

Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Технологическая карта к интегрированному уроку технологии - изобразительного искусства на тему: «Деревенский двор»

Технологическая картаинтегрированного урока по технологии и изобразительного искусства и с применением ИКТ. Класс: __2__.УМК«Перспективная начальная школа» Тема урока: Домашние жи...

Интегрированный урок (чтение, изобразительное искусство) 2 класс

Интегрированный урок (чтение, изобразительное искусство) 2 класс. Тема: Ю. Яковлев «Белые журавлики». Пятно, ритм пятен....

Интегрированный урок: чтение – изобразительное искусство. 4 класс.

Интегрированный урок: чтение – изобразительное искусство. 4 класс. Тема: М.Гумилёвская. В краю оленеводов. Труд в искусстве народов нашей страны....