ТЕХ.КАРТА4
материал по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: математика
Ф.И.О студента:
Класс, дата:
Ф.И.О. учителя:
Тема: «Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз»
Образовательные ресурсы:
1. Рудницкая, В. Н. Математика : 2 класс : учебник : / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. - 8-е изд. испр. - М. : Вентана-Граф. 2019. - 1271) с. (Российский учебник).
Тип урока: открытие нового знания
Цель: закрепить знания по теме «Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз.
Решаемые учебные задачи:
Образовательная: формировать умение решать расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз;
Развивающая: развивать самостоятельность, умение выбирать главное в изученном материале, сопоставлять, обобщать;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие и ответственность.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать: что такое уменьшение и увеличение величин в несколько раз;
Уметь: решать расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз.
Личностные:
1. применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
2. осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
3. работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
Метапредметные:
•регулятивные ууд:
1. планировать этапы предстоящей работы;
2. находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
•коммуникативные ууд:
1. комментировать процесс вычисления, построения, решения;
2. корректно и аргументировано высказывать своё мнение.
•познавательные ууд:
#1087;роявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
2. представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.
Необходимые материалы и оборудование: презентация, карточки (цель, задачи, тема), конспект, учебник, карточки с заданиями.
№ п\п | Этапы урока | Ход урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. | Мотивационный Время: 30 с. | Здравствуйте, ребята, меня зовут, ….., и сегодня проведу у вас урок математики. Ребята, давайте сделаем рекламу урока. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Ребята, я надеюсь, что сегодня все будут активными и после урока у всех будет отличное настроение. | Приветствуют учителя Отвечают на вопрос учителя: Познавательным, интересным, творческим | |
2. | Актуализация Время: 3 мин. Пишу на доске решение 4*4 40 Пишу решение 3*5=15 т. Решение задач Время: 3 мин. | Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну математики за знаниями. Но для начала давайте проверим, правильно ли мы сидим. Для начала предлагаю решить несколько задач. Сколько лап у 4 гусей? А как мы можем это узнать? Число 2 повторяется 4 раза, значит, сложение можно заменить умножением: 2+2+2+2=2*4=8. Сколько колес у 4 машин? А как вы это определили? Сколько лап у 5 жуков? Почему так решили? (Задачи с выбором ответа.) В 3 двухместных лодках заняли все места туристы. Сколько было туристов? А теперь я предлагаю вам обратить внимание на карточку № 1. Вам нужно решить задачи. Тетрадь стоит 10 рублей, а альбом в 5 раз дороже. Сколько стоит альбом? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Что нам нужно сделать? 10*5=50 р.- стоит альбом. Верно. А кой тип у данной задачи? Увеличение в несколько раз Обратите внимание на вторую задачу. Тетрадь стоит 20 рублей, а альбом в 2 раз меньше. Сколько стоит альбом? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Что нам нужно сделать? 20:2= 10 р.- стоит альбом. Чем похожи данные задачи? Чем различаются? Верно. А кой тип у данной задачи? Уменьшение величин в несколько раз. Почему в первой задаче на вопрос ответили умножением? Во второй делением? | Обращают внимание на учителя Решают задачи Работают с карточкой Да, потому что нам известна стоимость тетрадей и альбома. Умножением. Увеличение величин в несколько раз Да, потому что нам известно, сколько стоит тетрадь и альбом. Сложением. Одинаковый вопрос, разное условие. Уменьшение величин в несколько раз. Потому что в первой задаче «увеличили в несколько раз», а во второй «уменьшили в несколько». | |
3. | Целеполагание Время: 1 мин. | Тема урока «Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз» Какую цель мы можем перед собой поставить? На доске представлены задачи, но они рассыпались, предлагаю собрать задачи. | Тема: «Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз» Цель: закрепить умения решать расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз 1. Вспомнить смысл увеличения и уменьшения величин в несколько раз. 2. Потренироваться в решении задач на увеличение/уменьшение величины в несколько раз 3. Закрепить полученные навыки решения задач на увеличение/уменьшение величины в несколько раз | |
4. | Открытие нового знания Время: 22 мин.
Объяснение и решение задач Время: 3 мин Правило Время: 30 с. Решение задач: 4 мин Правило: 30 с. Работа с карточкой №2 Время: 3 мин. Объяснение задачи Время: 2 мин. Разбор задачи Время: 2 мин. Физкультминутка Время: 1 мин. Работа в группе. Решение задач Время: 3 мин. Разбор задач Время: 3 мин. | Откройте тетради, отступите 4 клеточки от предыдущей записи вниз и 8 клеточке вправо, запишите сегодняшнее число- 1 января, классная работа Предлагаю прослушать задачу. Задача. В ящике лежат мячики: 4 зелёных, а красных в 2 раза больше, чем зелёных. Сколько в ящике красных мячиков? Что нам известно в данной задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Решение. Красных мячиков в 2 раза больше, чем зелёных. Значит, их 2 раза по столько, сколько зелёных. Чтобы узнать без рисунка, сколько красных мячиков, надо 4 умножить на 2, получится 8. 4*2= 8. Ответ: 8 красных мячиков. Чтобы увеличить число в несколько раз, нужно умножить его на число, соответствующее количеству раз. Предлагаю прослушать 2 задачу. Задача. На столе лежат 10 слив, а яблок - в 5 раз меньше. Сколько яблок? Что нам известно в данной задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Решение. Так как яблок в 5 раз меньше, то на каждое яблоко приходится 5 слив. Нарисуем 10 слив. Под каждыми пятью сливами нарисуем яблоко. Получилось 2 яблока. Чтобы узнать ответ без рисунка, надо 10 разделить на 5, получится 2. 10 : 5 = 2. Ответ: 2 яблока. Отлично. Чтобы уменьшить число в несколько раз, нужно разделить его на число, соответствующее количеству раз. Предлагаю поработать в парах. Какие правила работа в паре вы знаете? Найдите на своих столах карточки под № 2. Вам нужно решить задачи и записать ответ в специально отведенное поле. Время на выполнение 3 мин. Предлагаю проверить. Кто желает записать решение первой задачи? Второй? На столе 4 помидора, а огурцов в 2 раза больше. Сколько огурцов на столе? Что нам известно в данной задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Огурцов на столе в 2 раза больше, чем помидоров. Значит, их 2 раза по столько, сколько зелёных. Чтобы узнать без рисунка, сколько огурцов на столе, надо 4 умножить на 2, получится 8. 4*2=8 о.- на столе Запишем решение. Брат набрал 12 стаканов смородины, а сестра - в 3 раза меньше. Сколько стаканов смородины набрала сестра? Что нам известно в данной задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Чтобы узнать ответ без рисунка, надо 12 разделить на 3, получится 4. 12:3=4 с. - набрала сестра Запишем ответ. Отлично! Как вы считаете, мы вспомнили смысл увеличения и уменьшения величин в несколько раз? Отметим выполнение 1-ой задачи. А сейчас предлагаю отдохнуть. Кто живет у нас в квартире Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) Предлагаю поработать в группах. Какие правила работы в группе вы знаете? Вам нужно решить задачи и подобрать верное решение из представленных на карточке. Время на выполнение 3 мин. 1-3 гр. 1)Цена тетради 3 рубля. Она в 4 раза дешевле блокнота. Какова цена блокнота? Что нам известно в данной задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Цена блокнота в 4 раза больше, чем цена тетрадей. Значит, их 4 раза по столько, сколько и тетрадей. Чтобы узнать без рисунка, какова цена блокнота, надо 3 умножить на 4, получится 12. 3*4=12 р.-цена блокнота. 2) В вазе лежало 10 груш, а яблок в 2 раза меньше. Сколько лежало яблок в вазе? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? 10:2= 5 яб. –лежало в вазе 2-4гр. 1) На тарелке лежало 36 пирожков с мясом, а с яблоками в 6 раз меньше. Сколько пирожков с яблоками лежало на тарелке? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Пирожков с яблоками в 6 раз меньше, чем пирожков с мясом. Чтобы узнать без рисунка, сколько пирожков с яблоками, надо 36 разделить на 6, получится 6. 36:6=6 п. –с яблоками лежало на тарелке. 2) На тарелке лежало 4 сливы, а бананов в 2 раза больше. Сколько лежало бананов на тарелке? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? 4*2=8 б. –лежало на тарелке Как вы считаете, мы потренировались в решении задач на увеличение/уменьшение величины в несколько раз. Отметим выполнение 2-ой задачи. | Подписывают число Внимательно слушают Дают ответы на вопросы Обращают внимание на учителя Внимательно слушают Дают ответы Обращают внимание на учителя Работать слаженно, выслушивать мнение каждого. Работают с карточкой Записывают решение Дают ответы Обращают внимание на учителя Обращают внимание на учителя Повторяют движения за учителем Работать слаженно, выслушивать мнение каждого. Решают задачи. Проверяют задание Отвечают на вопрос учителя | |
5. | Закрепление изученного материала Время: 4 мин. | У вас на столах лежат карточки под №4. Вам нужно решить задачи. Решать будем по вариантам. 1 вариант. 1. В игрушечном магазине на полке стояли 5 игрушечных вертолётов, а самолётов в 2 раза больше. Сколько игрушечных самолётов было в магазине? Решение: 5 ∙ 2 = 10 (с.) Ответ: 10 самолётов. 2. В вазе стоял букет полевых цветов. Там было 9 ромашек, а васильков в 3 раза меньше. Сколько васильков стояло в вазе? Решение: 9 : 3 = 3 (в.) Ответ: 3 василька. 3. На тарелке лежали сливы и персики. Слив было 6, а персиков — на 2 больше. Сколько персиков было? 6+2= 8 (п.) Ответ: 8 персиков. 2 вариант. 1. Малыш и Карлсон ели плюшки. Малыш съел 2 плюшки, а Карлсон – в 3 раза больше. Сколько плюшек съел Карлсон? 2*3=6 п. Ответ: 6 плюшек съел Карлсон. 2. Артему 10 лет, а Глебу в 2 раза меньше. Сколько лет Глебу? 10:2= 5 л. Ответ: 5 лет Глебу 3. На карусели катаются 7 мальчиков, а девочек на 3 меньше. Сколько девочек катается на карусели? 7-3=4 д. Ответ: 4 девочки на карусели. Как вы считаете, мы закрепить полученные навыки решения задач на увеличение/уменьшение величины в несколько раз? Отметим выполнение 3-ей задачи. | Решают задачи по вариантам Отвечают на вопрос учителя | |
6. | Подведение итогов Время 1 мин. | На этом урок подходит к концу. Какая была тема урока? Какую цель мы ставили перед собой? Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли поставленной цели. Как мы достигли цели? | «Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз» закрепить умения решать расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз Через решение задач | |
7. | Рефлексия Время: 1 мин. | Вам нужно выбирать из каждой пары слов, то состояние, которое соответствует Вашему после урока: 1) устал – не устал 2) понял материал – не понял 3) старался – не старался 4)чувствую вдохновение – чувствую подавленность 5) я сегодня успешен – неуспешен. Встали. Подровнялись. Урок окончен. Можете прибирать свои рабочие места. Готовиться к следующему уроку. | Выбирают пары слов из предложенных на слайде | |
Подпись учителя/______________ /Попова Л.Г./
Подпись методиста/______________/ Двойнишникова Т.Н./