Сценарий проведения игры " Математический биатлон"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Сценарий проведения игры "Математический биатлон" в 4 классе. На занятии дети решают задачи рахных типов и закрепляют умение складывать и вычитать дроби и именованные числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biatlon.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БИАТЛОН

(игра- соревнование)

Цели и задачи:

  • развивать  интерес к изучению математики;
  • способствовать развитию логического мышления учащихся, умения решать задачи разных типов , развивать вычислительные навыки.
  • совершенствовать умения рационально планировать свою деятельность;
  • воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи;

  1. Вступление.

Дети исполняют песню на мотив песни из «Красной Шапочки»

Если долго, долго, долго,

Если долго и упорно,

Ежедневно и задорно

Математику учить,

Сколько ты всего узнаешь,

Тайн, загадок разгадаешь,

Образованнее станешь,

Только, только не ленись.

Припев:

А-а, наши правила учи ты,
А-а наши формулы зубри ты,
А-а, не ленись, всё повторяй,

А-а, наши правила учи ты,
А-а наши формулы зубри ты,
А-а, ничего не забывай.

Ученики читают стихотворения:

Математика повсюду 
Глазом только поведешь,

И примеров сразу уйму, 
Ты вокруг себя найдешь. 

Каждый день, вставая бодро, 
Начинаешь уж решать.

Идти тихо или быстро, 
Чтобы в класс не опоздать. 

Вот строительство большое

Прежде, чем его начать, 
Нужно все еще подробно

Начертить и рассчитать, 

А иначе рамы будут с перекосом, 
Потолок провалится. 
А кому, друзья, скажите.

Это может нравиться?

С тех пор, как существует мирозданье,  

Такого нет,  кто б не нуждался в знанье.  

Какой мы не возьмем язык и век -  

Всегда стремился к знанью человек…  

  1. Введение в тему игры.

Ведущий : «Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль-один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники. . И хотя математика по- прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка. Сегодня мы постараемся соединить серьезное с шуточным, учебу с развлечением.

Ребята, кто знает, что такое биатлон?

Слово «биатлон» происходит от латинского bis — «дважды» и древнегреческого attlon (ἆθλον) — «состязание, игры, борьба».

Биатлон — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжные гонки со стрельбой из винтовки.

Основные правила биатлона:

Лыжная часть. Спортсмены перемещаются на лыжах по трассе, при этом используют классический стиль или коньковый стиль в зависимости от типа гонки. Лыжные дистанции могут варьироваться от нескольких километров до более длительных маршрутов.

Стрельба. В ходе гонок биатлонисты обязаны совершать остановки на стрельбище. Существуют два основных вида стрельбы: стоя и лёжа.

Штрафные круги. За каждое непопадание в мишень спортсмен обязан пройти штрафной круг или спортсмен получает штрафное время, которое добавляется к общему времени.

  1. Распределение в команды.

Итак, мы сегодня поиграем в математический биатлон. Мы соединим гонки и решение задач. Гонки тоже не простые, а соревнование в умении быстро решать примеры.

Очки считать будет справедливое жюри.( представляем жюри 4 человека) .

Дети выбирают из коробки, в которой жетоны четырех цветов, себе 1 жетон . Таким образом распределяются в команды. Нас будет 4 команды по 5 человек.

Каждая команда в течении 1 минуты посоветуется и  придумает себе название. (Дети придумывают и говорят название команд)

На столе у каждой команды есть полоска бумаги. В течение 1 минуты напишите на ней   одно главное качество команды, которое будет вам помогать победить. (Записывают и прикрепляют к доске, напр : ум, дружба и т.д.)

Что ж, начнем и пусть …… нам помогают!

  1. Игровая часть.

1 конкурс: «Спринт» . На доске изображение мишени. По кругу расположены примеры (сложение и вычитание смешанных чисел) . Игроки как в эстафете, по очереди выходят и решают. За решением примеров следят 2 судей. За каждый нерешенный пример команда получает штрафной пример. Побеждает команда, которая решит быстрее всего, при этом время конкурса не должно  превышать  7 минут. Победившая команда зарабатывает 20 очков.

2 конкурс: «Индивидуальная гонка». На каждом столе лежат разрезанные карточки с задачами. Участники команды по сигналу решают задачи устно , на обратной стороне карточки  пишут ответ и приносят его на стол жюри. За каждую правильно решенную задачу команда получает 10 баллов. За неверно решенную- минус 8  баллов. Длительность  - не более 10 минут. Если команда решила все задачи, то жюри может добавить баллы

3 конкурс: «Эстафета» Аналогично первому, но примеры записаны на ленте ( сложение и вычитание смешанных чисел)

4 конкурс : «Гонка преследования (пасьют)»

Члены команды «стреляют по мишеням» - то есть решают задачи(группой), всего 5 задач, пишут ответ на листе и приносят жюри . Каждая верно решенная задача закрывает 1 отверстие на мишени.  . За неверно решенную задачу команда получает штрафную задачу.

Первой начинает команда, победившая в предыдущем конкурсе. Через 20 секунд остальные.

Во время второго и четвертого  можно провести игру со зрителями. За каждую правильно решенную задачу можно получить жетон, соответствующий 5 баллам и отдать его команде , за которую болеет зритель.

1. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже 8 яблок или 4 груши? (Равно)

2. Летели утки: одна впереди и 2 позади; 1 позади и 2 впереди; одна между двумя в 3 ряда. Сколько всего уток летело? (5)

3. Сколько зайцев и уток убил охотник, если в корзине, куда он их сложил, насчитывается 10 голов и 28 ног? (4 зайца и 6 уток)

4. Раздели 100 на половину. (200)

5. В семье у каждого из 6 братьев по сестре. Сколько детей в семье?  (7)

6. Три числа сначала сложили, потом перемножили. Получили одинаковый результат. Какие эти числа? (1 + 2+ 3 = 1·2·3)

По окончании жюри подводит итоги, в это время проводится игра со зрителями

«Блиц- турнир со зрителями»  

1.Результат сложения двух величин.

1) Произведение;  2) сумма; 3) частное; 4) разность.

2. Арифметическое действие, обратное умножению.

1) сложение;  2) вычитание; 3) деление;  4) степень.

3. Натуральное число, которое делится только на себя и на единицу, называется?

1) простое; 2) сложное; 3) лишнее; 4) составное.

4. Число, имеющее больше двух делителей, называется?

1) простое; 2) сложное; 3) лишнее; 4) составное.

5. Результат вычитания.

1) произведение;  2) сумма; 3) частное; 4) разность.

6. Если числитель больше знаменателя, то дробь?

1) красивая; 2) страшная; 3) правильная; 4) неправильная.

7. То число, из которого вычитают, называют?

1) первое слагаемое;  2) вычитаемое;  3) делимое;  4) уменьшаемое.

8. То, что у дроби вверху, называют?

1) показателем; 2) целой частью; 3) знаменателем; 4) числителем.

9. Дробная черта заменяет действие:

1) вычитание; 2) размножение; 3) сокращение; 4) деление.

10. «От перемены мест слагаемых, сумма не изменяется» - так звучит закон?

1) сохранения; 2) тяжести; 3) переместительный;  4) распределительный.

11. Из двух чисел на числовой прямой больше то, которое?

1) выше; 2) правее; 3) левее; 4) красивее.

12. Противоположные числа – это числа, отличающиеся?

1) знаком; 2) весом; 3) видом; 4) размером.

13. 1 литр – это единица?

1) массы; 2) длины; 3) объёма; 4) площади.

14. 1% - это?

1) 100; 2) 1/100 часть; 3) ½ часть; 4) 1/5.

Или вспомнить пословицы и фразеологизмы с числами.

  1. Подведение итогов.

Ведущий :

Давайте вспомним, какие качества каждая команда выбрала для себя. Как считаете, какое качество самое важное в командной игре?  

Жюри объявляет победителей.

 Ведущий : И для того, чтобы поддержать проигравшие команды и вспомнить, что у нас сегодня серьезное и шутливое настроение, девочки споют вам частушки.

Мы с подружками втроём

Вам частушки пропоём.

Раз, два, три, четыре, пять,

Так с чего же нам начать?

Математика – наука

Замечательная штука.

Будем, будем изучать

Математику на 5!

Математику учить,

Что под  бурей в море плыть.

Коль не знаешь, как грести,

То тебе не вылезти!

Скорость лошадей узнали

И в ответе написали:

«Мчится лошадь без кареты

В тысячу раз быстрей ракеты».

Мы таблицы умноженья

Взяли и попрятали.

Дайте нам для ускоренья

Микрокалькуляторы.

Начертили мы квадрат:

Угол здесь, прямую так.

За ответ поставят мне

Три в журнале, два в уме.

Я с отличником дружу,

Помогать ему хожу.

Тихо рядом посижу,

А потом пример спишу.

Это что же, в самом деле,

Получилось – стыд и срам:

Землекопа вдруг в задаче

Разделили пополам.

Рассчитали путь движенья

Курам всем на удивленье,

Время с метрами сложили –

Килограммы получили.

Мы частушки вам пропели

хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для проверки знаний «Орфографический биатлон».

На уроке русского языка  я предлагаю сыграть в игру «Орфографический  биатлон». Суть игры заключается в том, что на доске, поделенной на части (у меня их 6) надписывается условными знаками н...

Сценарий конкурса "Математический базар"

Математический конкурс для 4 класса...

Спортивный праздник "Олимпийский биатлон"

Спортивный праздник для обучающихся 1-4 классов....

Конспект урока "Математический биатлон"

Конспект урока "Математический биатлон"разработан и проведён для учащихся 4 класса....

Игра "Математический биатлон"

Эта игра была проведена на занятии в профильном летнем лагере для учащихся 4 классов.Цель:  развитие познавательной активности учащихся.Задачи:- способствовать прочному усвоению учащимися уч...

Задачи к игре "Математический биатлон"

Карточки -задачи к игре "Математический биатлон"...