Программа кружка по математике "Умники и умницы"
материал по математике

Чебунина Надежда Ивановна

ЦЕЛЬ формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, развитие интереса к творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uu.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Еравнинский район РБ

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

1-4 КЛАССЫ

Составила Чебунина Н.И.

учитель начальных классов

2024-2025уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс внеурочной деятельности «Умники и умницы», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

ЦЕЛЬ формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, развитие интереса к творческой и исследовательской деятельности учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся

2. Углублять общематематические навыки, развивать логическое мышление, память, внимание младших школьников.

3. Развивать критичность мышления, интуицию, пространственные представления;

4. Формирование у учащихся умение анализировать, синтезировать, сравнивать, проводить аналогии, обобщать.

5. Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний.

6. Воспитывать устойчивый интерес к математике, как к предмету.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Принципы программы:

-        непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

-        развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-        системность организации учебно-воспитательного процесса;

-        раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Объём рабочей программы курса составляет 135 часов (1 класс – 33 часа, 2–4 класс – 34 часа в год). Занятия проводятся из расчёта 1 час в неделю.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение задач (занимательных, нестандартных, контекстных, практических и др.);

- участие в математических олимпиадах, турнирах, конкурсах;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа (работа в парах, в группах);

- творческие работы.

Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы».

Личностные

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Метапредметные результаты

- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

- Воспроизводить способ решения задачи.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

- Конструировать несложные задачи.

 Содержание занятий направлено на то, чтобы по окончании курса учащиеся осознали степень своего интереса к предмету «математика» и оценили возможности овладения с тем, чтобы к окончанию 4 класса смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших углубленных или обычных занятий по предмету математика.

Принципы реализации программы:

Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

Коллективизм;

Креативность (творчество);

Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  

Научность;

Сознательность и активность учащихся;

Наглядность.

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.

Методы:

Взаимодействие;

Поощрение;

Наблюдение;

Коллективная работа;

 Игра.

Приемы: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.        Формирование у учащихся умения решать нестандартные математические задачи.

2.        Углублять общематематические навыки, развивать логическое мышление, память, внимание младших школьников.

3.        Развивать критичность мышления, интуицию, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления;

 

4.        Формирование у учащихся умение анализировать, синтезировать, сравнивать, проводить аналогии, обобщать.

5.        Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.

6.        Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний.

7.        Воспитывать устойчивый интерес к математике, как к предмету.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 КЛАСС

История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором, конструктором ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов. Построение простейших геометрических фигур с помощью линейки. Поиск предметов геометрической формы. Решение логических и комбинаторных задач. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны.  Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Защита от подделок.

2 КЛАСС

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление причинно- следственных связей. Работа над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Что такое «график». Какие бывают графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.

3 КЛАСС

«Удивительный мир чисел». История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Решение математических ребусов. «Мир занимательных задач». Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходи кризис в экономике Роль правительства в экономике; Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.

4 КЛАСС

 Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес–этикет. История профессий. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

Тема

Кол-во занятий

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка

2

3

Путешествие точки

1

4

Игры с кубиками. Конструктор «Лего»

2

5

Волшебная линейка

1

6

Праздник числа 10

1

7

Конструирование многоугольников из деталей танграма

2

8

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

2

9

Игры с кубиками

1

10

Конструкторы

1

11

Весёлая геометрия

1

12

Математические игры. Ребусы.

2

13

Конструктор «Лего»

1

14

Задачи-смекалки

1

15

Прятки с фигурами

1

16

Числовые головоломки

2

17

Математическая карусель

1

18

Уголки

1

19

Какие деньги были раньше. Откуда они взялись. Монеты. Подделка денег.

1

20

Бюджет семьи. Игра в магазин

1

21

Игры с кубиками

1

22

Математическое путешествие

1

23

Секреты задач

2

24

Математическая карусель

1

25

Математические игры

1

26

КВН

1

итого

33

2 КЛАСС

Тема

Количество занятий

1

В царстве смекалки

1

2

Крестики-нолики

1

3

Математические игры

2

4

Прятки с фигурами

1

5

Секреты задач

1

6

«Спичечный»  конструктор

2

7

Геометрический калейдоскоп

2

8

Числовые головоломки

2

9

Геометрия вокруг нас

1

10

Путешествие точки

1

11

Логика и конструирование.

2

12

Математическое путешествие

1

13

«Новогодний серпантин»

1

14

Головоломки

1

15

Секреты задач

2

16

Интеллектуальная разминка

2

17

Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле

1

18

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира.

1

19

Что такое «график». Какие бывают графики. Графики «доходов» и «расходов».

1

20

Решение логических и комбинаторых задач.

2

21

Мир занимательных задач

2

22

Математические фокусы

1

23

Математическая эстафета

1

24

Ребусы. Кроссворды

2

итого

34

3 КЛАСС

Тема

Количество занятий

1

Математическая карусель.

1

2

Секреты задач.

1

3

Числовые головоломки.

1

4

В царстве смекалки

1

5

Геометрия вокруг нас.

2

6

Плоские и кривые поверхности.

1

7

Тайны окружности.

1

8

Путешествие жука по геометрическим фигурам.

1

9

Математические фокусы

2

10

Математические игры

1

11

Математический лабиринт

1

12

Мир занимательных задач

2

13

Геометрический калейдоскоп

2

14

Интеллектуальная разминка

1

15

Нестандартные задачи

3

16

Контекстные задачи

3

17

Ребусы. Кроссворды

2

18

Что такое экономическое развитие.

1

19

Понятие        «кризиса».        Почему        происходит        кризис        в

экономике.

1

20

Роль правительства в экономике.

1

21

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Функции сберегательной книжки, карточки

1

22

Что такое «налоги». Виды налогов.

1

23

Торговля между странами.

1

24

Числовые головоломки

2

ИТОГО

34

4 КЛАСС

Тема

Количество занятий

1

Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

2

Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

2

3

Числовые головоломки.        Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

2

4

Секреты задач        Задачи в стихах повышенной сложности:

«Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

2

5

«Спичечный» конструктор        Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

2

6

Выбери маршрут        Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту.

Определяем расстояния между городами и селами.

1

7

Блиц-турнир по решению задач        Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

2

8

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

2

9

Какие слова спрятаны в таблице?        Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.

1

10

Контекстные задачи

3

11

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и

тех, кто всегда говорит правду.

2

12

Математические фокусы        «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда?

Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14

+ 15 + 16 и др.

1

13

Наглядная        геометрия.        Задачи        на        разрезание        и перекраивание.        Разбиение        объекта         на        части        и

составление модели.

2

14

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде

таблиц, диаграмм, графиков.

2

15

Интеллектуальная разминка        Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

16

Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие.

1

17

Как разумно делать покупки.

1

18

Кто такие мошенники.

1

19

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

1

20

Реклама и качество товара.

1

21

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику.

1

22

Торговля        между        странами.        Ввоз        и        вывоз        товаров. Таможня.

1

Итого

34

Дидактический материал к занятиям

 1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

2. Презентации уроков по разделам.

3. Таблицы, макеты.

4. Интернет- ресурсы:

1. www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений

2. www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. www.mathgia.ru – Открытый банк заданий по математике

4. www.uroki.net – бесплатная методическая помощь учителю математики

5. www.math-on-line.cov – занимательная математика школьникам

14. www.presentaci.ru  

1.        http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные

проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2.        http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международ- ного математического конкурса «Кенгуру».

3.        http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4.        http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5.        http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

1.        http://matematika.advandcash.biz –Е.Е. Игнатьев «В царстве смекалки».

2.        http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу математики «УМНИКИ И УМНИЦЫ»для 1 класса

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на  основе...

Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы". 1 класс 2015 г

Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы" 1 класс 2015 г...

Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"

Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"...

Календарно-тематическое планирование кружка по математике «Умники и умницы", 2 класс

В материале представлено календарно- тематическое планирование коужка по математике на 2 класс....

Программа кружка по математике "Умники и умницы"

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форморганизации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.Математика – это интересно. (9 часов)Интересные приемы устного счѐта. Пи...