Программа кружка по математике "Умники и умницы"
материал по математике
ЦЕЛЬ формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, развитие интереса к творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Еравнинский район РБ
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1-4 КЛАССЫ
Составила Чебунина Н.И.
учитель начальных классов
2024-2025уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс внеурочной деятельности «Умники и умницы», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
ЦЕЛЬ формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, развитие интереса к творческой и исследовательской деятельности учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся
2. Углублять общематематические навыки, развивать логическое мышление, память, внимание младших школьников.
3. Развивать критичность мышления, интуицию, пространственные представления;
4. Формирование у учащихся умение анализировать, синтезировать, сравнивать, проводить аналогии, обобщать.
5. Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний.
6. Воспитывать устойчивый интерес к математике, как к предмету.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Принципы программы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Объём рабочей программы курса составляет 135 часов (1 класс – 33 часа, 2–4 класс – 34 часа в год). Занятия проводятся из расчёта 1 час в неделю.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение задач (занимательных, нестандартных, контекстных, практических и др.);
- участие в математических олимпиадах, турнирах, конкурсах;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа (работа в парах, в группах);
- творческие работы.
Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы».
Личностные
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Содержание занятий направлено на то, чтобы по окончании курса учащиеся осознали степень своего интереса к предмету «математика» и оценили возможности овладения с тем, чтобы к окончанию 4 класса смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших углубленных или обычных занятий по предмету математика.
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Формирование у учащихся умения решать нестандартные математические задачи.
2. Углублять общематематические навыки, развивать логическое мышление, память, внимание младших школьников.
3. Развивать критичность мышления, интуицию, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления;
4. Формирование у учащихся умение анализировать, синтезировать, сравнивать, проводить аналогии, обобщать.
5. Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
6. Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний.
7. Воспитывать устойчивый интерес к математике, как к предмету.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС
История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором, конструктором ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов. Построение простейших геометрических фигур с помощью линейки. Поиск предметов геометрической формы. Решение логических и комбинаторных задач. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Защита от подделок.
2 КЛАСС
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление причинно- следственных связей. Работа над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Что такое «график». Какие бывают графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.
3 КЛАСС
«Удивительный мир чисел». История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Решение математических ребусов. «Мир занимательных задач». Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходи кризис в экономике Роль правительства в экономике; Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
4 КЛАСС
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес–этикет. История профессий. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во занятий |
1 | Математика — это интересно. Математика - царица наук. | 1 |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | 2 |
3 | Путешествие точки | 1 |
4 | Игры с кубиками. Конструктор «Лего» | 2 |
5 | Волшебная линейка | 1 |
6 | Праздник числа 10 | 1 |
7 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 2 |
8 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 2 |
9 | Игры с кубиками | 1 |
10 | Конструкторы | 1 |
11 | Весёлая геометрия | 1 |
12 | Математические игры. Ребусы. | 2 |
13 | Конструктор «Лего» | 1 |
14 | Задачи-смекалки | 1 |
15 | Прятки с фигурами | 1 |
16 | Числовые головоломки | 2 |
17 | Математическая карусель | 1 |
18 | Уголки | 1 |
19 | Какие деньги были раньше. Откуда они взялись. Монеты. Подделка денег. | 1 |
20 | Бюджет семьи. Игра в магазин | 1 |
21 | Игры с кубиками | 1 |
22 | Математическое путешествие | 1 |
23 | Секреты задач | 2 |
24 | Математическая карусель | 1 |
25 | Математические игры | 1 |
26 | КВН | 1 |
итого | 33 |
2 КЛАСС
№ | Тема | Количество занятий |
1 | В царстве смекалки | 1 |
2 | Крестики-нолики | 1 |
3 | Математические игры | 2 |
4 | Прятки с фигурами | 1 |
5 | Секреты задач | 1 |
6 | «Спичечный» конструктор | 2 |
7 | Геометрический калейдоскоп | 2 |
8 | Числовые головоломки | 2 |
9 | Геометрия вокруг нас | 1 |
10 | Путешествие точки | 1 |
11 | Логика и конструирование. | 2 |
12 | Математическое путешествие | 1 |
13 | «Новогодний серпантин» | 1 |
14 | Головоломки | 1 |
15 | Секреты задач | 2 |
16 | Интеллектуальная разминка | 2 |
17 | Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле | 1 |
18 | История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. | 1 |
19 | Что такое «график». Какие бывают графики. Графики «доходов» и «расходов». | 1 |
20 | Решение логических и комбинаторых задач. | 2 |
21 | Мир занимательных задач | 2 |
22 | Математические фокусы | 1 |
23 | Математическая эстафета | 1 |
24 | Ребусы. Кроссворды | 2 |
итого | 34 | |
3 КЛАСС | ||
№ | Тема | Количество занятий |
1 | Математическая карусель. | 1 |
2 | Секреты задач. | 1 |
3 | Числовые головоломки. | 1 |
4 | В царстве смекалки | 1 |
5 | Геометрия вокруг нас. | 2 |
6 | Плоские и кривые поверхности. | 1 |
7 | Тайны окружности. | 1 |
8 | Путешествие жука по геометрическим фигурам. | 1 |
9 | Математические фокусы | 2 |
10 | Математические игры | 1 |
11 | Математический лабиринт | 1 |
12 | Мир занимательных задач | 2 |
13 | Геометрический калейдоскоп | 2 |
14 | Интеллектуальная разминка | 1 |
15 | Нестандартные задачи | 3 |
16 | Контекстные задачи | 3 |
17 | Ребусы. Кроссворды | 2 |
18 | Что такое экономическое развитие. | 1 |
19 | Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. | 1 |
20 | Роль правительства в экономике. | 1 |
21 | Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Функции сберегательной книжки, карточки | 1 |
22 | Что такое «налоги». Виды налогов. | 1 |
23 | Торговля между странами. | 1 |
24 | Числовые головоломки | 2 |
ИТОГО | 34 | |
4 КЛАСС | ||
№ | Тема | Количество занятий |
1 | Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 2 |
2 | Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 2 |
3 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | 2 |
4 | Секреты задач Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | 2 |
5 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 2 |
6 | Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и селами. | 1 |
7 | Блиц-турнир по решению задач Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | 2 |
8 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 2 |
9 | Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. | 1 |
10 | Контекстные задачи | 3 |
11 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 2 |
12 | Математические фокусы «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | 1 |
13 | Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 2 |
14 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 2 |
15 | Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 |
16 | Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 |
17 | Как разумно делать покупки. | 1 |
18 | Кто такие мошенники. | 1 |
19 | Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». | 1 |
20 | Реклама и качество товара. | 1 |
21 | Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. | 1 |
22 | Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. | 1 |
Итого | 34 | |
Дидактический материал к занятиям
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
2. Презентации уроков по разделам.
3. Таблицы, макеты.
4. Интернет- ресурсы:
1. www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений
2. www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. www.mathgia.ru – Открытый банк заданий по математике
4. www.uroki.net – бесплатная методическая помощь учителю математики
5. www.math-on-line.cov – занимательная математика школьникам
14. www.presentaci.ru
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные
проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международ- ного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
1. http://matematika.advandcash.biz –Е.Е. Игнатьев «В царстве смекалки».
2. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу математики «УМНИКИ И УМНИЦЫ»для 1 класса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...

Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы". 1 класс 2015 г
Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы" 1 класс 2015 г...

Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"
Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"...

Календарно-тематическое планирование кружка по математике «Умники и умницы", 2 класс
В материале представлено календарно- тематическое планирование коужка по математике на 2 класс....

Программа кружка по математике "Умники и умницы"
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форморганизации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.Математика – это интересно. (9 часов)Интересные приемы устного счѐта. Пи...
