Урок математики на тему: Единицы времени: год и местяц
план-конспект урока по математике (3 класс)

ИНтересный интерактивный урок с осложнёнными заданиями по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_matematike.pptx1.72 МБ
Файл konspekt_po_matematike.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

12 В 8 раз 7 2 и 6 54 14, 28 Проверь математический диктант

Слайд 3

1. Стоит дом в двенадцать окон, В каждом окне по четыре девицы, У каждой девицы по семь веретен, У каждого веретена разное имя. Год 2. Год за годом, ровным кругом Ходят братья друг за другом. Только я готов ручаться, Что не смогут повстречаться. Месяц

Слайд 4

Оршанская средняя общеобразовательная школа Оршанка 2024 Единицы времени. Год и месяц

Слайд 6

Вращение земли вокруг солнца

Слайд 7

Шумерский календарь Шумерский календарь — один из древнейших среди всех, которые были зафиксированы в письменных источниках . Впервые упомянут в конце XXIV века до нашей эры.

Слайд 8

У древних египтян было солнечное летоисчисление. Новый год начинался девятнадцатого июня. Когда на небе появлялась звезда Сириус. Египтяне определили год как промежуток между солнцестояниями и равен он был 365 дням. Год состоял из 12 месяцев, а месяц был равен 30 дням. Последние пять дней года, не входили ни в один месяц и добавлялись к последнему месяцу года. Солнечный календарь

Слайд 9

Календарь в древней Руси Первый гражданский календарь был выпущен 28 декабря 1708 года и назывался «Календарь, или Месяцеслов христианский»



Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Класс: 3

Время проведения: 45 минут

Тема: Единицы времени: год, месяц

Цель:  формировать знания о новых единицах времени: год, месяц и умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце.

Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания о календаре, видах календарей
  2. Формировать умение пользоваться календарём
  3. Совершать устный и письменные вычислительные навыки
  4. Совершенствовать умение анализировать и решать задачи изученных видов
  5. Формировать знания о новых единицах времени: годе и месяце

Направленные на развитие:

Познавательных УУД:

  1. Развивать умение отвечать на вопросы учителя
  2. Развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения
  3. Развивать умение извлекать информацию из текста

Регулятивных УУД:

  1. Развивать умение формулировать тему и цель урока совместно с учителем
  2. Развивать умение планировать и осуществлять деятельность на уроке с помощью учителя

Коммуникативных УУД:

  1. Развивать умение слушать и понимать речь других
  2. Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме
  3. Развивать умение совместно анализировать ситуацию и приходить к общему выводу

Воспитательные:

  1. воспитывать познавательный интерес и доброжелательное отношение к уроку математики
  2. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать эмоции
  3. Воспитывать любознательность, стремление к познанию нового материала

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
  1. Знают, что такое «год», «месяц»
  2. Умеют пользоваться табелем-календарём.
  3. Умеют: применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь;
  4. Знают, как текстовые задачи арифметическим способом.
  5. Демонстрируют устные и письменные вычеслительные навыки
  1. Метапредметные:

Познавательне:

  1. Умеют отвечать на вопросы учителя
  2. Умеют высказывать и аргументировать свою точку зрения
  3. Умеют извлекать информацию из текста

Регулятивные:

  1. Умеют формулировать тему и цель урока совместно с учителем
  2. Умеют планировать и осуществлять деятельность на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

  1. Умеют слушать и понимать речь других
  2. Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме
  3. Умеют совместно анализировать ситуацию и приходить к общему выводу

Личностные:

  1. Проявляют познавательный интерес и доброжелательное отношение к уроку математики
  2. Умеют высказывать своё отношение, выражать эмоции
  3. Проявляют любознательность, стремление к познанию нового материала

Методы:

Основной метод: Практический

Частные методы:

Словесные: объяснение, беседа

Наглядные методы: показ

Методы контроля: контроль учителя, рефлексия

Методы похвалы: одобрение, поощрение

Литература:

  1. Математика 3 класс. В 2 – х частях. Часть 1. М. И. Моро, Школа России – Москва «Просвещение» 2023 г – с. 98 – 99

Консультация: с методистом – Ивановой Л. А, учителем – Крапивиной Л. Г.

Дидактические средства обучения: учебник по математике, тетрадь, ручка, карточки

 

План урока

  1. Организованное начало.
  1. Приветствие
  2. Проверка рабочего места
  3. Настрой на работу
  4. Оформление тетради
  1. Актуализация знаний

2.1 Математический диктант

3. формулирование темы и постановка цели урока

4. Открытие новых знаний

4.1 Решение задания №1

4.2 Знакомство с календарём

5. Первичное закрепление

5.1 Работа с заданием №2

5.2 Работа по карточкам №1

Физкультминутка

6. Закрепление ранее изученного

6.1 Решение задания №3

6.2 Работа по карточкам задание №2

6.3 Работа по карточкам задание №3

7. Подведение итогов

8. Рефлексия

9. Домашнее задание

10. Организационное завершение

Ход урока

  1. Организационное начало
  1. Приветствие

У: Здравствуйте, меня зовут Евгения Ивановна и сегодня я проведу у вас урок математики.

Д: Здравствуйте

1.2 Проверка рабочего места

У: Проверьте, всё ли у вас готово к занятию. На ваших столах должны быть учебники, тетради, пенал, дневник, а так же рабочие листы. Если у вас всё готово – присаживайтесь

Д: Садятся

  1. Настрой на работу

У: Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

  Приготовьте ваши руки!

  Разомните пальчики.

Д: Разминают руки

  1. Оформление тетради

У: Ребята, запишите число, классная работа

  1. Актуализация знаний

2.1 Математический диктант

У: Ребята, а сейчас мы с вами проведём небольшой математический диктант, слушаем внимательно. Ответы записываем в строчку через запятую

1. Какое число больше 7 на 5 раз? (12)

2. Во сколько раз 32 больше 4? (в 8 раз)

3. Делимое 42, делитель неизвестен, частное 6. Чему равен делитель? (7)

4. Число 12 представь в виде двух чётных множителей. (2 и 6)

У: Что значит чётное число?

Д: Целое число, которое делится на 2 без остатка

У: Верно, продолжим

5. Какое число надо разделить на 6, чтобы получить 9? (54)

6.Запиши двузначное число, в котором число единиц в 4 раза больше числа десятков? (14, 28)

У: Итак, ребята, давайте поменяемся тетрадями и проверим, верно ли вы его выполнили.

(Учитель по очереди разворачивает на доске карточки с ответами)

У: Поменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите те у кого одна ошибка, две ошибки, три и более ошибок. Замечательно.

  1. Формулирование темы и постановка цели на урок

У: Ребята,  для того, чтобы отгадать тему нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам отгадать две загадки.

Стоит дом в двенадцать окон, В каждом окне по четыре девицы, У каждой девицы по семь веретен, У каждого веретена разное имя.

Д: Год

У: Год за годом, ровным кругом Ходят братья друг за другом. Только я готов ручаться, Что не смогут повстречаться. 

Д: Месяц

У: Верно, ребята, о чём же мы будем сегодня говорить на уроке?

Д: О месяце и годе

У: А единицей какой величины является год и месяц?

Д: Единицей времени

У: Именно, тема нашего занятия: единицы времени год и месяц. А какую же цель мы можем поставить на это занятие?

Д: Узнать новые единицы времени: год и месяц

У: Молодцы.

  1. Открытие новых знаний
  1. Решение задания №1

У: Ребята, давайте посмотрим на упражнение №1. Рассмотрите табель-календарь. Ребята, где вы видели подобные календари?

Д: В магазине, дома, в офисе

У: Верно. И так, какое же будет наше первое задание? Кто готов прочитать?

Д: Сколько месяцев в году? Назови их по порядку. Сколько недель и дней в каждом месяце?

У: Ребята, сколько месяцев в году?

Д: 12

У: Давайте назовём их по порядку, начиная с первого.

Д: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

У: Сколько же недель в каждом месяце? Посмотрите по нашему календарику. Каждая неделя идёт сверху вниз

Д: 4 недели

У: Верно. А сколько же дней в каждом месяце?
Д: 30-31 день, кроме февраля, там 28

У: Ребята, но есть исключение, когда в феврале 29 дней, кто скажет, как называется такой год?
Д: Високосный

У: Всё именно так, этот год високосный. Он получается из-за того, что земля делает полный оборот вокруг солнца не ровно за 365 дней, а за 365 дней, 5 часов, 48 минут и 56 секунд. Именно из-за этого зазора было принято каждые 4 года добавлять по одному дню в году. Ребята, что же нам надо сделать вторым заданием?

Д: В каком месяце твой день рождения? Сколько в этом месяце дней? Назови месяцы, в которых столько же дней

У: Кто готов ответить?
Д: Отвечают

У: Замечательно. Ребята, третьим заданием нам надо назвать сколько весенних и летних месяцев в году. Сколько же месяцев весной и как они называются?
Д: 3 месяца. Март, апрель, май

У: Ребята, а какая это часть от всего года? Если в году у нас 12 месяцев, а весна составляет 3 месяца

Д: Одна четвёртая

У: Как мы это определили?
Д: 12:3=4

У: Верно, а сколько месяцев летом?
Д: Три месяца. Июнь, июль, август

У: Именно так. Ребята, а сколько же дней в неделе? Давайте их назовём

Д: Всего 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение

У: Замечательно. Как вы думаете для чего люди вообще придумали календарь?

Д: Для удобства

У: Верно, а вообще первые календари появились около 6 тысяч лет назад. Наблюдая за движением небесных светил, люди заметили цикличность их поведения и стали подсчитывать благоприятное время для сева и уборки урожая.

4.2 Знакомство с календарями

Первый в истории календарь создали древние шумеры. Год по шумерскому календарю состоял из 10 месяцев продолжительностью 29 и 30 дней, и раз в 30 лет добавлялся одиннадцатый месяц из 11 дней для устранения неточностей. Календарь был основан на фазах луны, поэтому он называется лунным.

Астрономы Древнего Египта создали другой (солнечный) календарь. Египетская система была основана на смене сезонов. Год в Египте начинался с появления на небе звезды Сириус, за этим следовал разлив Нила. Календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, в конце года прибавлялось пять дней, во время которых проводили праздники в честь богов.

В России в 1700 году Пётр I издал указ, приводящий российский календарь в соответствие с европейским. Новый год стал праздноваться 1-го января. Следующая «календарная» реформа в России произошла в 1918-м году: даты сместились на 2 недели вперёд, объявив 1-е февраля 14-м.

  1. Первичное закрепление

5.1 Работа с заданием №2

У: Ребята, давайте посмотрим на задание №2 под номером 1, прочитайте

Д: В году три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь, узнай по календарю сколько дней длится осень. Сколько недель она длится. Давайте посмотрим на наш календарь. Сколько дней в сентябре, в октябре, в ноябре?

Д: В сентябре – 30 дней, в октябре – 31 день, в ноябре – 31 день

У: Как мы можем определить, сколько дней длится осень?

Д: Сложив все дни каждого осеннего месяца

У: …, запиши решение

Д: 30+31+30= 91 день

У: А как мы можем определить сколько недель длится осень?

Д: 91:7 = 13

У: А почему именно 7?

Д: Потому что в неделе 7 дней, а всего дней 91

У: А теперь я предлагаю вам сделать те же вычисления но уже с весной, летом и зимой.

1 ряд – пишет сколько весенних недель и дней

  1. ряд – пишет сколько летних дней и недель
  2. ряд – пишет сколько зимних дней и недель

Д: Пишут

У: А теперь я предлагаю выйти по представителю от каждого ряда и решить нам эти задачи на доске

5.2  Работа по карточкам задание №1

У: Ребята, давайте отложим в сторону наш учебник и посмотрим на карточки, которые я вам раздала. Какое же там первое задание?

Д: Определите название месяца по порядковому номеру:  II,  IV, VII,  IX, XII

У: Давайте вспомним, что же это за символы?

Д: Римские цифры

У: Что они обозначают?

Д: Цифры: 2, 4, 7, 9, 12

У: Запишите их в тетрадь и через тире напишите ответ

Д: Записывают

У: А теперь давайте подумаем, какие же это номера месяцев?

Д: февраль, апрель, июль, сентябрь и декабрь

У: Всё верно. Напишите напротив ваших чисел ещё тире и припишите значение каждого месяца

Д: Пишут

У: Теперь вам нужно уже наоборот написать порядковый номер месяцев мая, июля и ноября. Точно так же, сначала запишем греческими цифрами, а потом римскими

Д: май – 5 – V

Июль – 7 – VII

Ноябрь – 11 – XI

У: Молодцы, быстро справляетесь.

Физкультминутка

Класс наш прыгает опять —

Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.)

А потом у нас прогулка,

Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.)

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)

  1. Закрепление ранее изученного

6.1 Решение задания №3

У: Давайте же прочитаем задание номер 3 на странице 99

Д: Назови время, которое показывают часы, используя слова «четверть», и «половина»

У: Давайте же вспомним, четверть это какая доля от числа? А половина?

Д: Четверть – это ¼, а половина – это ½

У: Молодцы. Давайте же посмотрим на часы, которые показаны на странице 99.

Д: на первых часах показана четверь дня, на второй показано без четверти час, а на третьей половина первого.

У: Верно. А как вы это определили?

Д: Если в 1 часе 60 минут, то четверть 60:4=15 минут. Точно так же и с половиной, но 60 нужно разделить на 2 и получится 30 минут

У: Ребята, а как же нам посчитать время без 15?

Д: надо из 60 минут вычесть 45, ведь минутная стрелка показывает на 45 минут и получится 15.

У: Замечательно

У: Переходим к следующему заданию

6.2 Работа по карточкам задание №2

У: Прочитайте задание под буквой а

Д: Ира родилась 17 апреля 2006 года, а Даша – 19 июня того же года. Кто из них старше и на сколько? Выразите ответ в месяцах и днях

У: В каком же году родилась Даша?

Д: 2006

У: Ребята, а какой из этих месяцев стоит раньше?
Д: апрель

У: Значит кто старше?

Д: Ира

У: Давайте посчитаем на сколько же дней она старше Даши. С какого же дня нам надо начинать считать?

Д: с 17 апреля и по 23 июля

У: Верно, считаем про себя и записываем в тетрадь полным ответом.

Д: Записывают

У: Сколько же дней получилось?

Д: 63 дней

У: Давайте попробуем получить из этого числа недели. В неделе у нас 7 дней, что нужно сделать, чтобы получить недели?

Д: Разделить 63 на 7

У: И какой будет ответ?

Д: 9 недель

У: И какой же ответ у нас получился?

Д:  Ира старше Даши на 9 недель

У: Запишите.

Д: Записывают

У: Давайте посмотрим на задание под буквой б. прочитайте

Д: Сева родился 14 мая 2009 года, а Гена на 2 года, 3 месяца и 8 дней младше Севы. Когда день рождения Севы?

У: Что нам нужно сделать, чтобы узнать, когда день рождения Севы?
Д: Прибавить к дню рождения Гены все числа

У: Хорошо, запишите. Первым действием мы прибавим что?
Д: Год. 2009 + 2 = 2011г

У: Дальше прибавляем, что?

Д: Месяц.

У: В каком месяце родился Сева?

Д: 5 месяц

У: Значит к 5 мы прибавляем 3 и у нас получится…

Д: 8 месяц и это август

У: Наконец прибавим дни

Д: 14 + 8 = 22

У: Какого же числа день рождения Гены?

Д: 22 августа 2011 года

У: Молодцы. Записываем

Д: Пишут

У: Давайте посмотрим на задание под буквой в. Прочитайте

Д: Олег старше Марины на 4 года и два дня. Марина родилась 1 января 2008 года. Когда родился Олег?

У: Что для этого нужно сделать?

Д: Вычитать из даты рождения Марины дату рождения Олега

У: начнём с года. Сколько нам надо отнять лет из даты рождения Марины?

Д: 4 года. 2008 – 4 = 2004

У: Что же получится?

Д: 2004 год

Д: вычитать дни

У: Сколько дней нам надо вычесть из даты рождения Марины?

Д: 2 дня

У: Какой же день получится?

Д: 30 декабря

У: Ребята, а изменится ли год?

Д: Да

У: А почему?

Д: Потому что 1 января – это начало нового года, а раз Олег старше на два дня, то он родился в декабре прошлого года.

У: Всё верно, когда же день рождения Олега?

Д: 30 декабря 2003 года

У: Записывайте

Д: Записывают

6.3 Работа по карточкам задание №3

У: Ребята, посмотрите на задание № 3 на рабочих листах. Прочитайте под буквой а

Д: Папа поедет в командировку 11 января. Командировка продлится 9 дней. Какого числа и в какой день недели папа вернётся домой, если на дорогу он потратит 2 дня?

У: Вновь обратимся к нашему календарю. Как мы можем узнать, когда вернётся папа?

Д: Посчитав по календарю. И получится 22 января

У: А каким образом мы ещё можем узнать дату?

Д: К 11 прибавить 9 и прибавить 2, получится 22.

У: А какой это день недели? Посмотрите по календарю

Д: Пятница

У: Верно, запишите решение в тетрадь.

Д: Записывают

У: Прочитайте задание под буквой б

Д: Отпуск мамы начинается 26 сентября, а заканчивается 10 октября. Сколько дней отдыхает мама? (14 дней). В какой день недели мама выйдет на работу? (понедельник)

У: Каким образом мы можем решить данную задачу?

Д: Посчитав по календарю и получить 14 дней

У: А ещё?

Д: не знаем

У: Давайте подумаем, сколько дней остаётся в сентябре до конца месяца?

Д: 4 дня

У: Что же нам надо сделать дальше?

Д: 10 + 4 = 14 дней

У: Ребята, посмотрите по календарю, 10 октября – это какой день недели?

Д: Воскресение

У: Верно, молодцы. Запишите получившийся ответ

Д: Записывают

  1. Подведение итогов

У: Ребята, что мы с вами сегодня изучали?

Д: Время измерения: год и месяц

У: Сколько же дней в году?

Д: 365 дней

У: А в месяце?

Д: 30-31, в феврале 28

У: Как мы называем особенный год, когда в феврале 29 дней?

Д: Високосный

У: А что ещё мы делали на уроке?

Д: Решали задачи со днями рождения.

  1. Рефлексия

У: Ребята, в конце ваших раздаточных листов есть небольшая бальная шкала. Там написано я, мы, дело. Вам нужно оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

Д: Пишут

  1. Домашнее задание

У: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Страница 99 № 4, 5, 7.

В задании 4 вам надо решить задачу, найти длину ленты в дециметрах и выразить её в метрах. В задании 5 надо решить задачу и найти на сколько же недель попугаю хватит корма, если в неделю он ест по 3 пачки и в задании номер 7 надо решить примеры.

Д: Записывают

  1. Организационное завершение

У: На этом наш урок подходит к концу, спасибо вам за активную работу, вы все очень хорошо поработали, всем спасибо. До свидания.

Д: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

Конспект урока математики по теме: "Единица времени - неделя." 3 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен с использованием проблемно - диалогической технологии, с использованием фронтальной и парной форм работы....

Урок математики на тему "Единицы времени - минута"

Цели урока: познакомить с единицами измерения времени -  минутой;учить узнавать время по часам;показать важность ориентирования во времени как одном  из средств самоконтроля;развивать логиче...

Урок математики по теме: "Единицы времени"

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, смены времен года. Появились первые единицы времени: сутки и год....

Урок математики по теме: «Единицы времени. Календарь и часы».

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов....

Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...