Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
статья по математике

Ягодина Екатерина Николаевна

Выступление на тему математической грамотности, как компонента функциональной грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности» Составитель:учитель начальных классов Ягодина Екатерина Николаевна

Слайд 2

Математическая грамотность – один из компонентов функциональной грамотности .

Слайд 3

Для обучающегося начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное.

Слайд 4

Математическая грамотность трактуется как: Понимание необходимости математических знаний. Потребность и умение применения этих знаний. Способность различать, сравнивать, классифицировать математические объекты. Умение говорить на языке математики. Совокупность умений.

Слайд 5

Успешен тот ученик, который может сложить в единую цепочку все эти операции.

Слайд 6

Конечной целью должны стать компетенции младшего школьника.

Слайд 7

Младшие школьники не умеют говорить на языке математики!

Слайд 8

Что необходимо сделать сегодня, чтобы стать успешным завтра? Математику нужно трогать ! Математику нужно проживать! Математика – это реальная жизнь! Играйте в математические игры! Подключайте родителей ! Используйте образовательные цифровые платформы!

Слайд 10

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах  жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

(СЛАЙД 2) Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.  

(СЛАЙД 3)  Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будут нужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас.

(СЛАЙД 4) Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

  • понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;  (Т.е. ребёнок должен знать, зачем нужна математика? Как я могу использовать математические знания для конкретных жизненных задач?).

  • Потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу).

  • Способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (как меняется стоимость, если цена увеличивается), сравнивать, классифицировать.

  • Умение говорить на языке математики, умение перевести текст задачи на язык математики. Умение увидеть отношения и зависимости в этой задаче.

  • Совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.

(СЛАЙД 5)  Успешен тот ученик, который может сложить в единую цепочку все эти операции, т.е. тот, кто владеет математической грамотностью.

 Согласитесь, урок математики чаще всего нацелен на нарешивание типовых задач, чем на развитие мышления. Нам часто кажется, чем больше ребёнок прорешает подобных задач, тем больше гарантия тому, что он научится выполнять это действие. Но стоит дать ребёнку какую-то нетиповую задачу в непривычной формулировке, он начинает испытывать затруднения.

 (СЛАЙД 6)  Конечной целью должны стать  компетенции младшего школьника, та самая функциональная грамотность.

(СЛАЙД 7) Ещё одна проблема – младшие школьники не умеют говорить на языке математики, то есть не могут перевести на язык математики, смоделировать, спрогнозировать, выдвинуть математическую гипотезу. Всё это для детей является сложным, становится преградой к изучению начального курса математики.

(СЛАЙД 8)  Что необходимо сделать сегодня, чтобы стать успешным завтра?

  1. Математику нужно трогать! Ребёнок через собственную деятельность должен познавать математику. Младший школьный возраст – это абсолютная сенсорика. Потрогали, поиграли, подвигали, пощупали, разложили, на пальчиках показали и тогда в голове  что-то отложится.
  2. Математику нужно проживать. Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Там, где можно разыграть сюжет задачи, необходимо это делать. Объяснять математические понятия с помощью предметных действий. Если изучаем четырехугольник, взять веревку. Сколько человек нужно, чтобы построить четырехугольник, используя только одну руку, а не две? Почему 4, а не 3, а не 5? Какие есть свойства четырехугольника?
  3. Математика – это реальная жизнь!  Необходимо показать детям то, как математика  используется в реальной жизни. Одно дело измерить отрезок или построить. Это то, что остаётся в тетради. Попробуем  измерить конкретный предмет из жизни. Сравнить по длине пенал и карандаш. Узнать что длиннее, на сколько. Или учебник и обложка. Поэтому нужно стараться переводить сюжеты на реальные жизненные ситуации. Это помогает детям понимать математику и осознавать, что математика – это и есть реальная жизнь.
  4. Играйте в математические игры.

     Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни.

     Можно прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.

5. Подключайте родителей

Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии.

 6. Используйте образовательные цифровые платформы.

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, на Учи. Ру.  в предмете математика, раздел «Лаборатория»

В Яндекс.Учебнике, в разделе «Работа с информацией»

(СЛАЙД 9)  Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т. д.)

(СЛАЙД 10) Систематическое использование на уроках математики  специальных задач и заданий,  формирует и развивает функциональную грамотность  младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»

Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....

«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...

«Математическая грамотность младших школьников, как компонент функциональной грамотности»

Проект"Математическая грамотность младших школьников, как компонент функциональной грамотности"...