«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
учебно-методический материал (3 класс)

Татьяна Михайловна Зыбина

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко. Как считает Н.Н. Сметанникова, которая является президентом русской ассоциации чтения:

Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

 

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

-Пространственное восприятие

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог   получает в результате функционально развитую личность.

Покажу Вам на примере:

1. Название  ситуационной задачи (тема):  Может ли обыкновенный еж стать домашним питомцем?

2. Класс:  3

3. Продукт деятельности детей: Памятка для тех, кто решит содержать ежа в домашних условиях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл функциональная грамотность29.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»

          Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко. Как считает Н.Н. Сметанникова, которая является президентом русской ассоциации чтения:

Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

-Пространственное восприятие

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог   получает в результате функционально развитую личность.

Покажу Вам на примере:

1. Название  ситуационной задачи (тема):  Может ли обыкновенный еж стать домашним питомцем?

2. Класс:  3

3. Продукт деятельности детей: Памятка для тех, кто решит содержать ежа в домашних условиях.


ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

п/п

Содержание заданий (для учащихся)

Виды задач (таксономия Б.Блума)

Формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

Обыкновенный еж

 Еж — хищное ночное животное небольших размеров (длина тела 20—30 см, масса — 700—800 г) с коротким хвостом (длина — 3 см). Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах, но проникает также в тайгу и степь. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках и даже в хлебных полях, граничащих с лесом. Днем он прячется под кучей хвороста и листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3 км. В темноте он находит пищу при помощи тонкого обоняния. Пищей ежу служат жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, полевки, землеройки, а также ягоды, желуди, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других деревьев.

        В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами. Иглы ежа — это видоизмененные волосы, расположенные только на спине: мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. При встрече с лесными зверями (волком, куницей, лисой), еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так, во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица.

        Весной (в апреле) у ежихи появляются 5—7 слепых с мягкими белесыми иголками ежат, которых она выкармливает молоком. Через 1,5—2 месяца ежата покидают гнездо, но самостоятельную жизнь начинают лишь поздно осенью. К зиме (в октябре) ежи жиреют и впадают в. глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Просыпается еж только с прекращением заморозков.

            Значение ежа нельзя оценить однозначно. Он может быть и полезным, и вредным. Он приносит вред, поедая полезных насекомых (шмелей, пчел, жужелиц и т. п.), насекомоядных зверьков (землероек, кротов), птенцов и яйца птиц, гнездящихся на земле. В то же время еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусеницы и куколки пилильщиков, совки, долгоносики, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

     Обыкновенный ёж занесен в Красную книгу.

1.

Задание1

Работайте с текстом по плану.

План:

1.Прочитайте внимательно текст.

2. Объясните его название.

3.Выделите непонятные слова.

4.Воспользуйтесь справочной литературой и дайте толкование данных слов.

1 группа – 1 абзац.

2 группа- 2 абзац.

 3 группа- 3 абзац.

4 группа-4 абзац.

5.Приготовьте говорящего для совместного обсуждения толкования непонятных слов

 

Ознакомление

Индивидуальная работа

Работа в группах.

Знать:

о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе.

Уметь:

 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

 группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;

 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

 использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

 соблюдать правила нравственного поведения на природе;

безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

Личностные: --формировать готовность обучающихся к саморазвитию;

-формироватьмотивации к познанию и обучению;

ценностные установки и социально значимые качества личности;

- активное участие в социально значимой деятельности;

формировать первоначальные представления о научной картине мира;

формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Универсальные учебные познавательные действия:

1)базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные УУД:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

2.

Задание 2

Работайте по алгоритму:

1.Заполните таблицу, опираясь на содержание текста

Характеристика внешнего вида ежа

Места обитания ежа

Чем питается

еж

Образ жизни ежа

Враги ежа

2.Используя данные таблицы, составьте и изобразите графически цепь питания

3.Подготовьтесь к коллективному обсуждению

4.Используя последний абзац, сформулируйте проблему для коллективного обсуждению

Понимание

Работа в парах

3

Задание 3.

При подготовке к коллективному обсуждению проблемы, работайте по плану:

1.Проанализируйте причины занесения ежа в Красную книгу, используя дополнительную литературу. 

2.Оцените значимость  обыкновенного ежа для сохранения экологического равновесия.

3.Сформулируйте условия, при которых ежи не будут вымирать

4.Придумайте агитационный плакат, призывающий к сохранению численности ежей

5.Подготовьтесь к коллективному обсуждению

Применение

Работа в группах

4

Задание 4.

Сегодня многие любители животных в качестве домашнего друга заводят не кошку или собаку и даже не хомячков, а самых настоящих представителей дикой фауны: тигрят, лисиц и даже крокодилов.

1.Обсудите в группе,  может ли обыкновенный ёж стать домашним питомцем?

2.Докажите ваше мнение, опираясь на текст и выводы, полученные при выполнении предыдущих заданий.

3.Составьте памятку для тех, кто решит содержать ежа в домашних условиях.

4.Представьте результаты свой работы

Анализ

Синтез

Работа в группе

5

Задание 5.

Оцените составленные памятки по следующим критериям:

1.Понятность формулировок

2.Аргументированность выбора рекомендаций

3.Соответствие результата работы поставленным целям и задачам

Оценка

Работа в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Формирование основ функциональной грамотности младших школьников

В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....

«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»

Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий.  К ним можно относиться  по-разному,  суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...

Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"

Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных кон...