Формирование основ функциональной грамотности младших школьников
статья

Пимкина Татьяна Михайловна

В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ функциональной грамотности младших школьников

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Впервые понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности – важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.

Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. Это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки. Результаты исследований  PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности (т.е. функциональная безграмотность)!

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Проще говоря, смысл функциональной грамотности состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности.

Поэтому перед учителем ставятся новые цели: научить не только грамотно решать учебные задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности;

- технология проектной деятельности;

- обучение на основе «учебных ситуаций»;

- уровневая дифференциация обучения;

- информационные        и коммуникационные технологии;

- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Учителя нашей школы освоили и применяют такие новые технологии, как интерактивная технология модерации и технология педагогических мастерских.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

- групповая форма работы

- игровая форма работы

- творческие задания

- практическая работа

- ролевые и деловые игры

- исследовательская  и проектная деятельность

В  современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1) добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3) оценивать свое знание-незнание;

4) стремиться к саморазвитию.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования, среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников

В материале приведены примеры заданий по развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов...

«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...

Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорост...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий.  К ним можно относиться  по-разному,  суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...

Организация работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.

   Материал содержит текст выступления на региональной научно- практической конференции "Обновленные ФГОС: технологии реализации", в котором представлен опыт работы по форми...

Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"

Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных кон...