Организация работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.
статья (3 класс)

Кудрявцева Лариса Алексеевна

     Материал содержит текст выступления на региональной научно- практической конференции "Обновленные ФГОС: технологии реализации", в котором представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.

Образование – то, что остается после того,

когда забывается все, чему учили.

        А. Эйнштейн

В обновлённых ФГОС НОО закреплено обеспечение возможности формирования функциональной грамотности обучающихся.

     Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

     Основные направления формирования функциональной грамотности:

1.Математическая грамотность;

2.Читательская грамотность;

3.Естественнонаучная грамотность;

4.Финансовая грамотность

6.Глобальные компетенции;

6.Креативное мышление.

     В начальной школе реализуются данные направления через работу учителя в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности. Поэтому у меня возникла потребность в рамках внеурочной деятельности организовать кружок по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем». Занятия проводятся с использованием Тренажера М.В. Буряк, С.А. Шейкиной.

     Рассмотрим примеры организации работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.

     Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

     Одним из примеров по формированию математической грамотности на уроках математики в 3 классе могут быть задачи, например:

          «От Москвы до Ставрополя поезд идет 28 ч, а самолет тратит в 14 раз меньше времени, чем поезд. Сколько часов экономит самолет для пассажира?»

     После разбора условия задачи, детям задается вопрос «Что значит, сколько часов экономит самолет?». Экономия – это выгода. Значит, в задаче нужно узнать, на каком виде транспорта выгоднее добираться пассажиру. Как по - другому можно задать вопрос? – «На сколько меньше часов затратит пассажир при перелете на самолете?» Можно обсудить с детьми, на чем еще может сэкономить пассажир, выбирая способ передвижения. Например, на стоимости билета на разных видах транспорта.

     Подобные задачи есть в учебнике, учитель должен увидеть в них связь с реальной жизнью.

     Примером из Тренажера может быть задача на планирование семейного бюджета, которое начинается с подсчета доходов и определения обязательных расходов.

     Следующим направлением является читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     Важной составляющей формирования читательской грамотности, на мой взгляд, являются уроки русского языка  по обучения связной письменной речи в начальной школе.

     Еще до введения понятия функциональной грамотности я начала использовать в своей работе методику обучения связной письменной речи Щеголевой Галины Сергеевны. Эта методика остается современна и востребована и с введением обновленных ФГОС, так как закладывает основу работы с текстом при самостоятельном написании сочинений и изложений на второй ступени обучения.

     Помимо предметных задач уроков развития речи по данной методике, создание письменных текстов, у детей формируется навык соблюдения социальных норм и правил, не исключая основ экологической культуры и ориентации в нравственном содержании поступков людей.

     Пример из Тренажера: после знакомства с текстом про свечи детям предлагается заполнить кластер, записав виды свечей по назначению.

     Следующее направление развития функциональной грамотности - естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность  интересоваться естественно - научными идеями.                     Прежде всего, естественнонаучная грамотность в начальной школе формируется на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы «Наше питание» в 3 классе ребятам предлагается изучить упаковки от различных продуктов, чтобы узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в разных продуктах, и заполнить таблицу. Анализируем данные таблицы, выбирая продукты, в которых содержится большее количество тех или иных питательных веществ.

     Продолжаем рассмотрение темы во внеурочной деятельности на занятии «Полезный кальций». Изучаем информацию о суточной потребности кальция в разном возрасте. Заполняем таблицу, анализируем и приходим к выводу о возрастных потребностях кальция у человека.

     В каждой школе проводятся тренировочные эвакуации, инструктажи на случай возникновения ЧС, в том числе по пожарной безопасности. У ребят возник вопрос: «Зачем при эвакуации необходимо закрывать окна и двери?». Объяснить это мы смогли на практическом занятии при проведении опыта со свечой: накрыли зажженную свечу банкой, пламя погасло.

    Читаем в Тренажере вывод: «Это происходит потому, что попавший в банку кислород выгорает, а значит, процесс горения заканчивается, так как он возможен только при наличии кислорода».

     Таким образом, дети понимают, что при пожарной тревоге закрывают окна и двери в помещении во избежание распространения огня.

     Следующее направление - финансовая грамотность – она включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков …. Материал по этой теме можно найти в учебниках по математике и окружающему миру при  знакомстве с монетами, решении задач о покупке товаров, изучая раздел «Чему учит экономика?».

          Недавно у ребят возникла необходимость пользоваться безналичной формой расчета пластиковой картой системы Глолайм при покупке буфетной продукции в школе. На практике дети вырабатывают навык обращения с этим видом расчета, а именно: обращаться с картой, рассчитывать сумму покупки, остаток, рационально использовать денежные средства.

     Глобальная компетентность — это  многогранная цель обучения на протяжении  всей жизни. Формирование глобальной компетентности начинается в начальной школе и проходит через урочную и внеурочную деятельность. Например, через участие в конкурсах и мероприятиях:

- акция «Письма солдатам»;

- «Дорожный калейдоскоп»;

- классный час «Конвенция по правам ребенка»;

- конкурс проектов «Мы - будущее России!: проект «Волшебные крышечки»;

- конкурсы «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Сын России»;

- Урок «Я – россиянин» ко Дню народного единства и многие другие.

     Креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. По версии PISA, креативное мышление - это способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

     Это направление раскрывается через участие класса в олимпиадах, творческих конкурсах и проектах, выступлениях класса. Также, дети готовят творческие подарки к календарным  праздникам.

     В своем выступлении я упомянула об использовании опыта передовых педагогов, учебников, дополнительной литературы, а также обязательно использую для подготовки электронные ресурсы интерактивной образовательной онлайн – платформа Учи.ру». Еще в 1 классе ребята зарегистрированы на этой платформе.  

     Активно использую раздел «Мои задания», «Олимпиады», «Литературный кружок».

     В разделе Портфолио доступны  сертификаты и дипломы по результатам участия детей в олимпиадах, образовательных марафонах.

     Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...

«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»

Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...

Формирование основ функциональной грамотности младших школьников

В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....

Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников

В материале приведены примеры заданий по развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов...

Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорост...

Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)

В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....

Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность

Понятие «игра» можно определить следующим   образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...